НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 1998-1999 годы

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 1998 ГОДУ, ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1999 ГОДА
Замечания
Введение
Права
  человека
Характеристика
  Пермской
  области
Ситуация
   с правами
   человека
Характеристика
  нормативной
  базы
Личные права
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Глава 10
Глава 11
Глава 12
Глава 13
Политические права
Глава 14
Глава 15
Глава 16
Глава 17
Глава 18
Глава 19
Глава 20
Процессуальные права
Глава 21
Глава 22
Глава 23
Социальные и экономические права
Глава 24
Глава 25
Глава 26
Глава 27
Глава 28
Глава 29
Глава 30
Глава 31
Глава 32
Права наиболее уязвимых групп населения
Глава 33
Глава 34
Глава 35
Глава 36
Глава 37
Глава 38
Раздел 6
Правозащитное
  движение в ПО
Приложения
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4

Доклад о соблюдении прав человека
в Пермской области в 2000 году

СВОБОДА УБЕЖДЕНИЙ

Глава 20.
Соблюдение запрета на пропаганду войны, на подстрекательство к дискриминации и насилию

Законодательство

Проблема соблюдения основных прав и свобод в части запрета на пропаганду войны, на подстрекательство к дискриминации и насилию, традиционно является центральной для правозащитного движения. Несомненно, что в условиях, когда законодательство страны не содержит прямых норм, позволяющих однозначно трактовать те или иные действия как подстрекательство к дискриминации и насилию, подход с точки зрения основополагающих гуманитарных международных актов делает возможной более менее однозначную оценку этих действий. В этой ситуации принципиально важно активное противодействие демократических организаций и правозащитников различным организациям экстремистского толка.

Невозможность привлечь к ответственности по формальным основаниям определяла на протяжении 1998 года пассивность представителей власти по отношению к мероприятиям ряда организаций, прежде всего, к региональной организации Русского национального единства (РНЕ).

Весь год общественность наблюдала возрастающую активность регионального отделения РНЕ, привлекающую внимание средств массовой информации, и метания исполнительной власти в поисках законных оснований для наложения запрета или ограничений на деятельность организации, публично выступающей с позиций, которые здравый смысл и житейская логика иначе как призывами к дискриминации и насилию назвать не могут.

Однако федеральное законодательство не содержит инструмента, способного усмотреть дискриминационные идеи и пропаганду насилия в публикациях, в выступлениях лидеров, в публичных акциях РНЕ, хотя по сути все это там есть.

В до сих пор распространяемых выпусках газеты органа РНЕ "Русский порядок" (Правда о "Моссад", Ум, честь и совесть нашей эпохи // Газета "Русский порядок", 1994 г., №4, 5) публикации об истреблении русского народа соседствуют с оскорбительными выпадами в адрес евреев ("жидомасонов"), других национальных меньшинств. "...Генетический "страх погрома" и одновременно изощренная подлость и жестокость - вот два неотъемлемых признака любых действий ветхозаветного народца" (Газета "Русский порядок", 1994 г., №4-5). "...Эта программа (овладения миром, подчинения - ред.) и известна в обществе под названием "Протоколы сионских (сионистских) мудрецов" (Лужков зарапортовался // Газета "Русский порядок", 1995 г., №1-2,).

В своих листовках, распространяемых в городах области, русские национал-социалисты традиционно использует стилизованную фашистскую свастику, которую они именуют "Коловратом". Но как бы не называли тот или иной знак особые ценители изысков - прежде всего, для правозащитного движения важно, как расценивает его общественное мнение, воздействие на которое и имеют своей целью листовки. А свастика воспринимается однозначно как символ гитлеровской фашистской идеологии, как призыв к дискриминации и уничтожению "недочеловеков". Соответственно, и наличие таких листовок на улицах города общественное сознание ассоциирует с бессилием властей по отношению к набирающим силу воинствующим националистическим молодчикам.

РНЕ всячески подчеркивает свою легитимность, "неподпольность". Возьмем те же самые "агитматериалы", распространяемые членами РНЕ. Получить их нетрудно: одно время газеты продавались в киосках (сейчас уже не продают), их вручали и на встречах пермских национал-социалистов. Место встречи известно - в центре города Перми, у Казанской церкви, каждую среду. Используется удачное место сбора и регулярность встреч - на все 100%. И для вербовки добровольцев, и для произнесения страстных речей.

Регулярно проводят пермские члены РНЕ встречи с населением, на которых демонстрируют неограниченную воинственность и ограниченное знание духовных источников. Например, в Очерском районе на вопрос, как их программа занятий рукопашным боем и стрельбой состыкуется с заповедями Божьими, последовал ответ: "Хорошо стыкуется. Как в Евангелии сказано: "Не мир пришел Я принесть, но Меч!" (Не мир пришли мы принесть, но меч... // Газета "Пермские новости", 1995 г., 27 июля)

Акции различного характера проходят и в других городах Пермской области. Однако муниципальные власти бессильны - нерешенность проблемы в федеральных законах, делает еще более трудной попытку доказать противозаконность деятельности местных экстремистов.

Как заявил начальник Березниковского УВД А. Муфель, "у нас РНЕ не маршируют, листовок не клеят, отслеживаем". Впрочем, затем появились и листовки, и даже приглашение приходить на собрания РНЕ было опубликовано в муниципальной газете. Мэр Березников А. Мошкин сказал, что он эту публикацию как рекламу (Движения? Идеологии? - ред.) не рассматривает. (РНЕ - зеленый свет? // Газета "Пермские новости", 1999 г., 26 февраля.).

Возрастающая активность местных национал-социалистов заставляет определять свое отношение к ним других движений и организаций. От сотрудничества с РНЕ в последнее время "открестились" в Прикамье руководители местного казачества С. Ершов, а также настоятель верещагинской старообрядческой общины, окормляющий и пермскую епархию, отец Валерий (Шабашов). Последний заявил: "Старообрядчество и религиозно-мистическая идеология Баркашова - понятия разные". (О различном отношении религиозных деятелей к идеологии РНЕ см. главу "Положение религиозных конфессий").

Периодически в местной прессе появляются заявления демократических организаций, которые подвергают критическому, в том числе, юридическому, анализу основополагающие идейные установки, положения РНЕ. (Утро псового лая // Газета "Пермские новости", 1994 г., август, 1995 г., май; Белый снег, черная чума // Газета "Центр", 1998 г., №10.).

Что касается руководства самой РНЕ, то оно изобретательно использует правовой вакуум и бессилие властных органов. Глава пермских национал-социалистов В. Носков заявляет, что закона они не нарушают, демонстративную маршировку отрядов в Москве и Перми, со свастикой на униформе, называет "плановым мероприятием по распространению агитматериалов". Кстати, по его собственной оценке, "Русский порядок" в Пермской области уже распространяется десятками тысяч.

Пермская организация РНЕ относится, судя по всему, к одной из самых крепких в России. Не случайно пермский вождь чернорубашечников был назначен недавно Баркашовым куратором всех уральских региональных организаций РНЕ. В. Носков (кстати, подполковник в отставке) сообщил журналистам, что неукоснительно принял к исполнению приказ Баркашова о том, чтобы члены движения обзавелись саперными армейскими лопатками - "для того, чтобы садить деревья".

Таким образом, можно констатировать, что в Пермской области существуют нарушения запрета на подстрекательство к дискриминации и насилию со стороны правых радикалов. Эти нарушения в значительной степени провоцируются пробелами в федеральном законодательстве.

Доклад о соблюдении прав человека
в Пермской области в 2000 году

 Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 1998-1999 годы






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.