НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 1998-1999 годы

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 1998 ГОДУ, ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1999 ГОДА
Замечания
Введение
Права
  человека
Характеристика
  Пермской
  области
Ситуация
   с правами
   человека
Характеристика
  нормативной
  базы
Личные права
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Глава 10
Глава 11
Глава 12
Глава 13
Политические права
Глава 14
Глава 15
Глава 16
Глава 17
Глава 18
Глава 19
Глава 20
Процессуальные права
Глава 21
Глава 22
Глава 23
Социальные и экономические права
Глава 24
Глава 25
Глава 26
Глава 27
Глава 28
Глава 29
Глава 30
Глава 31
Глава 32
Права наиболее уязвимых групп населения
Глава 33
Глава 34
Глава 35
Глава 36
Глава 37
Глава 38
Раздел 6
Правозащитное
  движение в ПО
Приложения
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4

Доклад о соблюдении прав человека
в Пермской области в 2000 году

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Глава 24.
Соблюдение права на социальную поддержку со стороны государства

Законодательство

Действующая на территории Российской Федерации система социальной защиты населения не обеспечивает реализацию права наиболее уязвимых групп населения на социальную поддержку со стороны государства.

В первую очередь, причиной такой ситуации является углубляющийся экономический кризис. Однако ситуацию усугубляет существующий на федеральном уровне подход к формированию системы социальной поддержки, обеспечивающий неоправданное расширение числа лиц, имеющих право на получение государственной социальной поддержки. В то время как экономический кризис и тотальный бюджетный дефицит требуют концентрации ресурсов, которые бы, с одной стороны, обеспечили эффективную социальную поддержку лиц, действительно находящихся на грани физического выживания, а, с другой стороны, создали бы государственную инфраструктуру для обеспечения самозащиты, самовыживания наиболее уязвимых групп населения. Сегодня размазывание социальных государственных средств тончайшим слоем почти по всему населению лишает реальной поддержки тех, для кого помощь государства - единственная возможность выжить и сохранить человеческий облик.

Только за последние четыре года был принят ряд социальных законов, согласно которым государство существенно увеличило свое социальное бремя. Не обеспеченные реальным финансированием, принятые в угоду политической сиюминутности, законы эти изначально были обречены на декларативность и только еще больше расшатали непрочную систему государственной социальной защиты.

К сожалению, сегодняшняя активность в сфере социальной защиты населения органов государства и большинства общественных организаций оказалась больше направлена на реализацию избранного федеральной властью подхода в социальной сфере, чем на действительную защиту права граждан на социальную поддержку со стороны государства.

Результатом существующей социальной политики является то, что:

    принимаются законы, которые не исполняются;

    в судах появляется множество исков с требованиями о предоставлении социальных льгот;

    судебные приставы часто не в состоянии выполнить вынесенные судами решения о предоставлении льгот;

    нарушается право собственности, когда государство, гарантировав населению получение льгот, фактически бездействует, возлагая всю ответственность за их неисполнение на частных юридических лиц;

    не справляясь с денежным обеспечением социально незащищенных групп населения, государство пытается заменять его малоэффективными мерами поддержки в натуральной форме;

    население теряет доверие к власти, которая не в состоянии не только обеспечить ему нормального существования, но и не в состоянии выполнить данные обещания;

    сохраняется формальный подход в работе органов социальной защиты населения.

Это подтверждается и краткой характеристикой положения дел в сфере социальной защиты населения в Пермской области. В 1998 году увеличилось на 253 тысячи человек число лиц, состоящих на учете в органах социальной защиты населения (увеличение числа лиц, состоящих на учете в органах социальной защиты, наблюдается уже в течение трех лет), и общее количество составило 1035189 человек (36,5% от всего населения области). Только 50% из них получили социальную помощь, причем 57,2% из указанного числа - в учреждениях социального обслуживания населения. Вместе с тем, в 1998 года доля населения с доходами ниже прожиточного минимума продолжала увеличиваться, существенное влияния на ее рост оказал августовский кризис.

Вместе с тем нельзя не отметить попытки региональных и муниципальных властей по преодолению сложившейся ситуации в социальной сфере. На областном уровне приняты законы "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства", "Об основах социальной защиты населения в Пермской области", "О защите населения от туберкулеза и туберкулезной помощи". Комитетом социальной защиты населения Пермской области совместно с Пермским региональным правозащитным центром подготовлен проект Закона "О благотворительной деятельности в Пермской области", разрабатывается механизм адресной социальной помощи, Законодательным собранием Пермской области принято решение о подготовке проекта закона "О социальном заказе". Попытки разработать единый подход к предоставлению адресной социальной помощи предпринимаются органами местного самоуправления города Перми. Но все предпринимаемые ими меры пока не выходят за рамки экспериментов и не решают проблему социальной поддержки в целом.

В подтверждение сказанного приводятся данные доклада, подготовленного Комитетом социальной защиты Пермской области за 1998 год, а также информация, поступавшая в Пермский региональный правозащитный центр в течение года.

Анализ реализации Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" показывает, что в 1998 году в целом произошло уменьшение объема социальных льгот.

Органами социальной защиты населения было улучшено положение с обеспечением инвалидов автомашинами: выдано 307, а в 1997 году - 30. Однако по остальным позициям показатели хуже: путевок выдано 3555, против 5200 по причине уменьшенной в 4 раза на эти цели суммы выделенных средств, кресел-колясок 210 против 575. Компенсации за бензин и транспортное обслуживание были выплачены только за первый и второй кварталы, и частично за третий квартал 1997 года. Компенсация за неиспользованные путевки на санаторно-курортное лечение в 1997-1998 году не выплачивалась.

Ситуацию усугубляет то, что до принятия закона "О социальной защите инвалидов", который формально отменил за 3-ей группой инвалидности статус "рабочей", работали 60% инвалидов 3-й группы, а сейчас - 15% (возможно, что работодателями это расценивается как формальный повод к увольнению).

Из интервью начальника Березниковского управления соц. защиты газете "Здравствуй": "Мы не имеем возможности помочь всем инвалидам. Их в городе 13,5 тысяч. И мы вынуждены путем проведения взаимозачетов оказывать не материальную, а натуральную помощь, тогда как люди просят деньги".

Постановлением губернатора общий объем ассигнований на финансирование основных мероприятий по трудовой, социальной и медицинской реабилитации составил в 1998 году 1 159 тысяч рублей.

По итогам проверки, проведенной в 1998 году областной прокуратурой, исполнения в области Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ": есть злоупотребления в домах-интернатах и других учреждениях социальной защиты населения. Сделано замечание бюро МСЭ об отсутствии критериев для выдачи рекомендаций инвалидам. По-прежнему рекомендуют мотоколяски, которые уже сняты с производства. Отмечена бездеятельность главного управления архитектуры Пермской области в формировании безбарьерной среды. Во многих районах не предоставляются льготы на пользование радио и телефоном. Многими местными администрациями до сих пор не приняты постановления о квотировании рабочих мест для инвалидов. О ситуации доложено губернатору, направлены представления и письмо в Генеральную прокуратуру об ускорении разработки и принятии механизма реализации некоторых статей закона.

Инвалидам-колясочникам невозможно попасть в здание Законодательного собрания (бывшего обкома партии), районные администрации, мэрию Перми. По этой же причине во время областного "марафона" в 1998 году, в котором участвовали инвалиды-"колясочники", встречи участников с администрациями районов проходили в гостиницах, где останавливались участники. Доступны для инвалидов-опорников здания областной администрации и областного комитета социальной защиты. Пандусы предусматриваются при строительстве новых зданий, но, по мнению Галины Дубниковой, редактора специализированной газеты "Здравствуй" (Галина Александровна - инвалид-опорник), во время дождя и гололеда они скользкие.

Из интервью председателя общества инвалидов Индустриального района Галины Андреевой газете "Здравствуй": "В связи с принятой городской Думой "Декларацией по малоимущим" инвалиды выведены из разряда малоимущих. Вызывает недоумение, когда инвалид обращается в органы соцзащиты, а его направляют в общество. РОИ (районные общества инвалидов) фиксируют факты отказа аптеками выдачи лекарств по льготным рецептам и собранные данные направляют в Областное общество инвалидов. Как правило, при содействии областного правления нам удается облагоразумить "строптивые" аптеки. В УПК-9 для детей-инвалидов случались голодные обмороки (по субботам они проводят здесь практически целый день без обеда). Районная соц. защита попросила о помощи частного предпринимателя, который теперь оплачивает субботние обеды. Один из гастрономов делает скидки на молоко для детского садика для детей-инвалидов, есть владельцы автостоянок, которые кормят до 40 человек. ЧП с желанием идут на социальную помощь. В 1998-м помощь от ЧП составила 360 тысяч рублей. Индустриальным ВОИ трудоустроено в 1998 году 1,5 тысячи инвалидов (благодаря налоговым льготам, предоставленным предприятиям районной администрацией)".

В 1998 году произошло снижение числа социально-бытовых льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", по сравнению с 1997 годом по оплате за газ - в 3 территориях, коммунальных услуг - в 7 территориях, по обеспечению лекарствами и зубопротезированием - повсеместно. Наибольшую остроту приобрели вопросы льготного обеспечения лекарствами и проезда ветеранов на автотранспорте в городах Пермь, Губаха, Лысьва, селах Орда, Частые и ряде других. Например, отмену незаконных решений о лишении льгот путем замены пассажирских рейсов коммерческими в Губахе и Лысьве прокурорам пришлось добиваться в судебном порядке, преодолевая сопротивление местных администраций. Здесь - преодолели, но в Перми на многих автобусных маршрутах вместо обычных рейсов (или значительно сокращенных, практически упраздненных) введены коммерческие, на которых льготы не действуют или действуют частично (например, на автобусных маршрутах 9, 31, 39 Т и др.)

В 1998 году юрист ПРПЦ участвовал как консультант в судебном процессе семьи ветеранов войны и труда А., оспаривавших незаконное постановление главы Карагайской районной администрации, по которому им было отказано в льготном проезде из района в район, дело выиграно.

В конце 1998 года исполнение социальных законов было проверено прокуратурой Пермской области и сделан вывод о недостаточно организующей роли органов местного самоуправления.

Тревожная ситуация складывается в сфере выплаты гарантированных федеральным законодательством детских пособий, обязанность финансирования которых возложена на областной бюджет. Кредиторская задолженность на 1 января 1999 г. по этим пособиям по области составила 333 324 тыс. руб. (по г. Перми - 113 124 тыс. руб.). Во многих районах администрации, пытаясь сократить задолженность, предлагают вместо денежного обеспечения товары, продукты, дрова и т.п., а также проводя жилищно-коммунальные "проплаты" в счет детских пособий. Далеко не всех родителей такая замена устраивает.

Так, в 1998 году Карагайское отделение Правозащитного центра помогло гражданам начать борьбу за детские пособия. Обращение 11 матерей из деревни Антонята к губернатору не помогло. Глава районной администрации в ответ на пересланную ему жалобу ответил, что денег нет, с выплатой пособий придется подождать, при первой возможности будут обязательно выплачены.

В ноябре и декабре 1998 г. более 60 жителей того же района обратились в Карагайский районный суд с исковыми заявлениями о взыскании задолженности по детским пособиям с июня по декабрь 1998 года. "Семьи испытывают большие трудности, нечем кормить детей, не на что купить одежду, обувь, школьные принадлежности..." - говорится в письмах матерей, среди которых немало многодетных. В отзывах на иски районной администрации, однако, указывалось, что ответчиком по делу является лишь главное управление финансов и налоговой политики областной администрации. А Главное управление, в свою очередь, просило высокий суд рассмотреть дело без участия их представителя, сообщив в своем отзыве на материнские иски, что ответчиком следует считать районную администрацию, так как ей были переданы полномочия по выплате пособий на детей. Последняя фаза борьбы за права детей приходится на июнь 1999 года. Правозащитники написали на имя прокурора области жалобу на то, что старший судебный пристав Ленинского района г. Перми не выполняет решения Карагайского суда о взыскании детских пособий с Главного управления финансов.

Такое же тяжелое положение с бесплатным, льготным обеспечением лекарствами. Вот что пишет в ПРПЦ отчаявшаяся мать инвалида детства 1 группы С. из г. Губахи: "...Из-за нехватки денег на дорогостоящий препарат у дочери уже начались судороги, а где взять? Бесплатно не дают лекарства, а нужно 119 руб. на фенлипсин, 90 руб. на ноотропил и т.д. Вот и посчитайте, сколько это стоит, а пенсию ей дают 230 руб. и мне за уход доплачивают 60 руб. И теперь мы не можем вызвать "скорую", из-за аварии (где-то вырубили кабель) отключен телефон, а в "скорой помощи" нуждается не только мой ребенок, но и я сама..."

После вмешательства уполномоченного Правозащитного центра по горнозаводскому региону автору письма удалось помочь с лекарствами. Но ясно, что в пожарном порядке всем нуждающимся мы помочь не сможем при общей "захромавшей" системе обеспечения льготников.

По данным областной прокуратуры, в большинстве районов региона не выполняются решения о квотировании рабочих мест для социально незащищенных групп населения, немало фактов отказов в трудоустройстве. Между тем, ни один работодатель за это не привлечен к ответственности по инициативе центров занятости населения.

Социальное обслуживание населения является одним из направлений деятельности системы социальной защиты населения. На сегодня в области работает 173 учреждения социального обслуживания населения, из них 28 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 3 областных центра социального обслуживания населения, 109 муниципальных учреждений социального обслуживания населения, 33 бюро медико-социальной экспертизы. В 1998 году в них получили самую разнообразную помощь 293 094 человек. Вместе с тем качество предоставляемого социального обслуживания во многом еще оставляет желать лучшего.

Из отзывов одного из посетителей Правозащитного центра: "Я пока еще не сошла с ума отправляться в дом престарелых. Вот как только сойду, пусть отправляют куда хотят". О положении в домах престарелых см. также главу "Положение граждан, находящихся на содержании в специальных государственных учреждениях".

В 1998 году продолжалась работа по реализации областных социальных программ адресной помощи социально незащищенным категориям граждан, мероприятий по социальной защите инвалидов, оздоровления и отдыха детей из социально незащищенных семей, по улучшению положения женщин. Постоянный дефицит средств в бюджетах всех уровней отразился на результатах реализации социальных программ. По сравнению с 1997 годом расходы по областным мероприятиям сократились на 11%, в то же время по местным программам - увеличились на 63,5%. В городах и районах за счет местных бюджетов и других источников получили поддержку 141 тыс. человек. Вместе с тем, второй год в абсолютном большинстве территорий денежные пособия заменены натуральными. Сокращение числа выплат денежных пособий планируется и в 1999 году.

Тем не менее, реализация адресного подхода является основным направлением в сегодняшней социальной политике. Формирование серьезного подхода к адресной социальной помощи невозможно при отсутствии четкой законодательной базы, подготовка которой - одна из основных задач, стоящих перед органами социальной защиты области. Думаем, что серьезным сдерживающим фактором является существующий подход к социальной политике на федеральном уровне, когда значительная часть финансирования социальных гарантий, предоставленных федеральной властью, производится за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. При этом не требуется полная отмена системы льгот, необходимо ее совмещение с адресным характером социальной поддержки.

Доклад о соблюдении прав человека
в Пермской области в 2000 году

 Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 1998-1999 годы






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.