НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 1998-1999 годы

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 1998 ГОДУ, ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1999 ГОДА
Замечания
Введение
Права
  человека
Характеристика
  Пермской
  области
Ситуация
   с правами
   человека
Характеристика
  нормативной
  базы
Личные права
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Глава 10
Глава 11
Глава 12
Глава 13
Политические права
Глава 14
Глава 15
Глава 16
Глава 17
Глава 18
Глава 19
Глава 20
Процессуальные права
Глава 21
Глава 22
Глава 23
Социальные и экономические права
Глава 24
Глава 25
Глава 26
Глава 27
Глава 28
Глава 29
Глава 30
Глава 31
Глава 32
Права наиболее уязвимых групп населения
Глава 33
Глава 34
Глава 35
Глава 36
Глава 37
Глава 38
Раздел 6
Правозащитное
  движение в ПО
Приложения
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4

Доклад о соблюдении прав человека
в Пермской области в 2000 году

ПРАВО НА ТРУД

Глава 25.
Нарушения права на приемлемые условия труда и заработной платы

Законодательство

Нарушения прав граждан в сфере труда имеют наиболее массовый характер на территории Пермской области. По данным Государственной инспекции труда по Пермской области, выявлено 4010 нарушений трудовых прав граждан, из них 1747 - в организациях государственной и муниципальной собственности и 2263 - негосударственной формы собственности. Причем речь идет только о выявленных нарушениях. Распространенность нарушений трудовых прав граждан подтверждается данными прокуратуры Пермской области и собственно статистикой Пермского регионального правозащитного центра.

Причинами такой ситуации с состоянием трудовых прав являются:

    экономический кризис;

    сохранение "старого" трудового законодательства, не учитывающего новые экономические условия;

    правоприменительная практика органов государственной власти практически не ориентирована на предупреждение правонарушений с учетом новых экономических условий;

    высокие налоговые начисления на фонд зарплаты;

    в своей привычке списывать все на кризис государство фактически самоустранилось от активных, реформаторских действий в сфере труда и занятости: отношение к "трудовым проблемам" как к временному явлению, вызванному переходным периодом, сделало их исключительно прерогативой правоохранительных органов;

    слабость и самодискредитация профсоюзного движения;

    психологическая убежденность большинства граждан в собственном бесправии, провоцируемая национальными традициями и указанными выше причинами.

Основными формами нарушений трудовых прав граждан являются:

    навязывание "кабальных" условий труда;

    задержка и невыплата зарплаты;

    нарушения в сфере охраны труда;

    отказ в регистрации в качестве безработного и задержки в выплате пособия по безработице;

    незаконные отказы в приеме на работу и увольнения.

В течение 1998 года ситуация в сфере занятости населения в Пермской области оставалась сложной.

Безработными в течение 1998 года побывали 86,6 тыс. человек. К началу 1999 года в области официально было зарегистрировано 17,5 тыс. человек безработных (если количество безработных считается по методике Всемирной организации труда, то число реально безработных, как правило, увеличивается в 4-5 раз, т.е., применительно к Пермской области - 70-90 тыс.). Их численность сократилась по сравнению с началом 1998 года на 33,4 тыс. человек (в 2,9 раза).

Однако снижение уровня безработицы в течение 1998 года не является следствием стабилизации экономики или появления новых рабочих мест. Оно связано, прежде всего, с дефицитом финансовых средств в фонде занятости. На начало 1999 года задолженность перед безработными имели 35 территориальных отделов службы занятости населения (далее - отделы СЗН), а общая сумма долга составляет 54,5 млн. рублей.

Другим фактором, способствовавшим снижению числа безработных, стало усиление работы территориальных отделов СЗН по повышению активности граждан в самостоятельном поиске работы, особенно среди "хронических" (более 1 года) безработных.

В этой связи на местах принимались "Порядки самостоятельного поиска работы безработными", которые ущемляли права этих лиц. В ходе проверки прокуратуры в отдельных районах были выявлены факты установления отделами СЗН дополнительных оснований отказа в регистрации в качестве безработных, не предусмотренных действующим законодательством, в том числе под предлогом отсутствия средств на выплату пособия.

Наиболее высокая численность безработных в течение 1998 года имела место в Перми, Березниках, Кунгуре, Лысьве, Соликамске, Чайковском, в Пермском, Чернушинском и Нытвенском районах. В "группу риска" незанятого населения входят молодежь, вступающая в трудовую жизнь после окончания учебы или службы в армии (особенно большие трудности с поиском работы испытывают лица, служившие в "горячих точках"). Отсутствие у молодых опыта работы делает их малопривлекательными для работодателей. Каждый четвертый безработный моложе 30 лет. Проблема трудоустройства возникают у лиц, имеющих среднее профессиональное, начальное профессиональное и среднее общее образование. Причина возникающих затруднений заключается в том, что продолжающийся общий спад в экономике вызывает сокращение числа рабочих мест, требующих наличия специального образования. Возможность трудоустройства осложняется также причинами субъективного характера:

    отсутствие базового высшего образования становится препятствием в быстром овладении новой специальностью;

    боязнь потерять стаж работы по "настоящей", с их точки зрения, специальности.

Однако органами занятости работа по преодолению психологической "зашоренности" безработных не ведется, либо ей не уделяется должного внимания. Число лиц, согласившихся пройти обучение новой специальности по направлению органов службы занятости, увеличивается незначительно.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что в целом ситуация в Пермской области с уровнем безработицы несколько благополучнее, чем в других регионах Урала (один из самых низких уровней по безработице, второй после Оренбургской области).

Наиболее серьезный характер носят нарушения трудовых прав граждан при устройстве на работу вследствие высокой латентности этого вида правонарушений.

Основная причина высокой степени латентности - трудность в доказывании незаконности отказа. Задача несколько облегчается, когда гражданин устраивается на работу в счет квотирования рабочих мест. Однако в большинстве районов, несмотря на наличие решения о квотировании рабочих мест для социально незащищенных групп населения, эти требования зачастую не выполняются, имеются неединичные факты отказов в трудоустройстве. Между тем, ни один работодатель по инициативе центров занятости населения к ответственности не привлечен.

Все это подтверждается частыми случаями обращений граждан в Правозащитный центр, когда им отказывают в приеме на работу по направлениям службы занятости.

Среди работодателей сложился неофициальный перечень лиц, входящих в так называемую "группу риска", которых они под тем или иным предлогом избегают принимать на работу. В "группу риска" входят бывшие осужденные; лица, не имеющие регистрации по месту жительства или месту пребывания; молодые люди, отслужившие в "горячих точках"; лица с частой сменяемостью рабочего места; женщины.

В Пермский региональный правозащитный центр за консультацией обратился гражданин М. Ему было отказано в трудоустройстве по причине большего количества записей в трудовой книжке.

В письме, поступившем в Пермский региональный правозащитный центр, молодой человек С., отслуживший в Чечне, просил оказать методическую и правовую поддержку по вопросам защиты прав военнослужащих. Он хотел создать организацию, которая бы содействовала защите прав военнослужащих, отслуживших в "горячих точках", в том числе способствовала бы их трудоустройству и преодолению практики отказов в приеме на работу и негативного отношения к ним со стороны работодателей.

В целом ситуацию с трудоустройством в Пермской области можно охарактеризовать в следующих цифрах. На 1 вакансию в 1998 году претендовало 7 ищущих работу граждан, в г. Перми - 5, в городах области - 9, в сельских районах - 11.

Серьезной проблемой в области является задолженность по заработной плате.

По данным облстатуправления, общая задолженность по зарплате за 1998 год увеличилась и составила 1184 млн. рублей на 1621 предприятии, в т.ч. бюджетная - 303 млн. рублей. Значительный рост задолженности произошел в Березовском районе с 3,8 до 5,4 млн. рублей, в г. Александровске - с 10 до 18,5 млн. руб., Уинском районе - с 1,7 до 2,8 млн. руб., Осинском районе - с 3,7 до 8,4 млн. руб. и т.д.

Наибольший объем просроченной задолженности по заработной плате приходится на промышленные предприятия (47% от ее общей суммы), строительные организации (11%) и сельское хозяйство (9%).

Численность работников, перед которыми организации имеют просроченную задолженность по заработной плате, на 1.04.99 г. составляет 420,9 тыс. человек.

Несвоевременная выплата заработной платы является причиной возникновения социальной напряженности в области. По данным прокуратуры Пермской области, забастовки, имевшие место в 1998 году, вызывались хроническими невыплатами зарплаты.

Должностные лица и хозяйственные руководители свою бездеятельность в покрытии задолженности традиционно оправдывали плохим финансовым положением и недостаточным бюджетным финансированием. В то же время, они не выполняли своих обязанностей по взысканию дебиторской задолженности, введению режима экономии, соблюдению финансовой дисциплины, а нередко даже шли на прямые нарушения.

В АОЗТ "Возрождение" (!) г. Гремячинска, занимающегося лесозаготовительной деятельностью, задолженность по зарплате достигла 9 месяцев. При этом предприятие, получая достаточную валютную выручку от поставки продукции на экспорт, зарплату не выплачивало, перечисляя средств на счет посреднической фирмы.

В Кунгурской автоколонне № 1597 администрация считала более важным не выплату зарплаты, а направление средств на ремонт офиса, приобретение дорогостоящей мебели, сотовых телефонов, на премирование руководства.

Директор Полазненской школы искусств З., умышленно завышая смету оплаты труда учителям и за коммунальные услуги, создала экономию денежных средств в сумме 48,6 тыс. рублей. Деньги потратила на покупку автомашины и обучение сына в институте. В отношении З. возбуждено уголовное дело по ст. 286 УК РФ.

Имеют место нарушения и при погашении задолженности по зарплате:

    задержанная зарплата выплачивается без учета инфляционных процессов;

    выплаты производятся в натуральной или иной неденежной форме;

    во многих случаях работников просто вынуждают обращаться в судебные инстанции, низкая эффективность работы которых только играет на руку работодателю. При этом основным препятствием восстановления нарушенных прав во многих случаях становится исполнение судебного решения: "официальное" отсутствие имущества у организации и не всегда компетентная работа судебных приставов.

Подобные нарушения имеют место практически повсеместно. В целях пресечения нарушений при получении зарплаты прокурорами внесено 150 представлений, по их протестам отменено 111 незаконных приказов и 107 должностных лиц привлечено к ответственности. Это при том, что задолженность по зарплате, только по официальной статистике, имела место на 1 621 предприятии, и с уверенностью можно говорить о тысячах незаконных распоряжений должностных лиц в сфере заработной платы.

Вместе с тем можно отметить, что в течение 1999 года происходит медленное снижение задолженности по зарплате. Однако уменьшение задолженности не всегда является следствием роста выплат по этой задолженности, а происходит за счет уменьшения числа рабочих мест и официальной зарплаты до гарантированного государством минимального уровня. В целом Пермская область имеет одну из наименьших задолженностей по просроченной заработной плате в Уральском регионе (третье место после Удмуртской и Курганской областей).

Повсеместной в Пермской области стала практика установления в качестве оклада зарплаты в размере гарантированного государством минимума, что является безусловным нарушением не только права на справедливую оплату труда, но и гарантии государства на достойное существование.

Большая часть зарплаты в этих случаях выплачивается в "неофициальной" наличной форме. Государственная финансовая политика установления больших сборов на заработную плату и маленького размера минимальной оплаты труда "стимулирует" работодателей к нарушениям прав работников на достойную оплату их труда, поскольку в случае конфликта работника с работодателем такая ситуация эффективно используется последним в качестве меры наказания работника за счет исключения премиальных. При этом работник лишен возможности отстаивать свои права, поскольку вправе требовать только установленный минимум. Фигурирующий в официальных документах размер выплат часто лишает его и возможности в случае заболевания или увольнения обеспечить себе нормальное существование.

Проблема ухода от налогов имеет еще один отрицательный аспект. Избегая налогообложения, предприниматели "уходят в тень" и занимаются бизнесом нелегально. Соответственно, они уводят с собой и своих работников. В частности, по экспертным оценкам 1997 года на каждых 10 "официальных" работников приходился 1 "нелегальный". Ситуация еще более ухудшилась после кризиса 17 августа.

В этих случаях работник оказывается фактически принуждаем к осуществлению трудовой деятельности на таких условиях, когда он лишен возможности обеспечить себе гарантированное достойное существование и целиком зависит от настроения работодателя. Проверкой прокуратуры было установлено, что частные предприниматели практиковали прием работников на "кабальных условиях", без трудовых книжек, без трудовых договоров. Нарушаются не только их права, предусмотренные трудовым законодательством (12-часовой рабочий день с одним выходным, нарушение правил охраны труда), но также нарушается их право на последующее пенсионное и иное социальное обеспечение (выплата больничных), поскольку платежи в социальные фонды не производятся.

Косвенно установленные данные подтверждаются фактами проверок, проводимых государственными инспекторами по труду, в ходе которых выявлено 1300 различных нарушений: отсутствие письменной формы трудового договора, необоснованное заключение срочных трудовых договоров, включение в трудовые договоры условий, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством о труде (при увольнении, предоставлении отпуска, наложении дисциплинарных взысканий).

В АО "Уралсибспецстрой" в качестве дисциплинарного взыскания были переведены на нижеоплачиваемую работу двое работников. По требованию государственного правового инспектора произведен перерасчет зарплаты за три месяца незаконного перевода до среднего заработка по основной работе.

Тем не менее, среднемесячная зарплата за январь-декабрь 1998 года, по данным облстатуправления, составила 1158,7 рублей. Это объясняется тем, что в Пермской области большое число крупных промышленных производств, в то время как указанные нарушения характерны для небольших организаций и частных предпринимателей.

В ряде городов и районов Пермской области остается высоким уровень производственного травматизма. В ходе проверок, проведенных Государственной инспекцией по охране труда, выявлено 25432 нарушения, подвергнуты штрафу 669 руководителей и специалистов, 219 материалов направлены в прокуратуру для возбуждения уголовных дел в связи с несчастными случаями на производстве, приостанавливалась работа трех предприятий, 229 производственных подразделений и 3024 единиц оборудования, 19 объектов не приняты в эксплуатацию из-за нарушения норм. При этом органами местного самоуправления не используются полномочия, предоставленные ст. 7 Закона области "Об охране труда в Пермской области". В результате на предприятиях и организациях не проводится работа по аттестации рабочих мест, не создаются фонды по охране труда, не разрабатываются программы по охране труда.

В качестве негативного примера можно показать положение дел на АО "Пермский судозавод "Кама". Работники не обеспечивались спецодеждой и спецобувью, мылом, обеззараживающими средствами. В процессе трудовой деятельности использовалось неисправное оборудование, допускалось превышение допустимых концентраций сварочной аэрозоли, обучение безопасным приемам не проводилось. Это в конечном счете привело к 8 несчастным случаям.

В колхозе "Россия" и совхозе "Карагайский" Карагайского района, ТОО "Шумковское" и ТОО "Посадское" Кишертского района, АОЗТ "Добрянское" и др. тракторы эксплуатировались без аккумуляторов, в результате этого запуск их двигателей осуществлялся вне кабины (пусковым двигателем посредством шнура), либо скатыванием трактора с уклона или буксировкой. По этой причине произошли несчастные случаи со смертельным исходом в совхозе "Маяковский", в межхозяйственном лесхозе Карагайского района, в АКХ "Колос" Соликамского района, имели место несчастные случаи и с причинением тяжелых увечий.

По оперативным данным, за 1998 год в организациях Пермской области произошло 11 несчастных случаев на производстве со смертельным исходом. Основными причинами несчастных случаев со смертельным исходом явились: неудовлетворительная организация производства (21,7%), нарушение правил дорожного движения (17,3%), нарушение инструкции по охране труда (16,3%).

Навязывание работнику дополнительных трудовых обязанностей, сверхурочная работа, незаконные штрафы, ненормированный рабочий день - это обычные нарушения прав граждан в процессе трудовых отношений.

Например, в г. Кунгуре прокурорская проверка зафиксировала факты включения в коллективные договоры незаконных норм; коэффициентов, понижающих зарплату. Частные предприниматели практиковали прием работников на "кабальных условиях", без трудовых книжек, без трудовых договоров. В Сивинском, Горнозаводском и многих других районах распространены незаконные штрафы, увольнения работников.

А Совет ТОО "Уралалмаз" (возглавляет его Протасов Б.Б., депутат Законодательного собрания Пермской области) принял решение о запрещении своим работникам, членам их семей и пенсионерам по старости обращаться с жалобами в правоохранительные и государственные органы. Для ослушавшихся предусматривались санкции: штрафы, депремирование и увольнение.

Серьезным фактором, ограничивающим право граждан на труд, являлась неполная занятость работников. За январь-сентябрь 1998 года 104,3 тыс. работников крупных и средних предприятий работали в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации, 113,9 тыс. человек находились в вынужденных административных отпусках. Средняя продолжительность административных отпусков в расчете на одного работника, который был в отпуске, составила 21 день. 37,1 тыс. человек, или 33% работников, имевших вынужденные отпуска, не получили за период отпуска никакой денежной компенсации. При этом не во всех случаях у работников было получено согласие на отпуск (в отпуск отправлялись на основании приказа руководителя).

Одним из наиболее распространенных нарушений в сфере труда являются незаконные увольнения. Работодатели различными способами избавляются от "ненужных" работников, чтобы избежать лишних расходов, связанных с трудоустройством:

    увольнение по "собственному желанию";

    "принудительный" прогул;

    истечение срока трудового контракта, оформленного задним числом;

    сокращение рабочих мест;

    снижение зарплаты.

Л. работала секретарем в АО "Лотос". Руководство предприятия, узнав о ее беременности, предложило ей уволиться по собственному желанию. Но, не получив от нее согласия на увольнение, руководство создало ей невыносимую обстановку на рабочем месте, вследствие которой она фактически больше не могла продолжать работать на этом предприятии. В личных беседах ей объясняли, что предприятие не собирается платить за время, когда она не будет работать. В конце концов ей заявили, что денег она все равно не получит.

С. работал в организации монтером. По каким-то причинам он перестал устраивать свое руководство. Не добившись его увольнение по собственному желанию, руководство решило уволить его за прогул. По устному распоряжению мастера он выехал на место устранения аварии и отсутствовал более трех часов. Однако впоследствии руководство заявило, что он самовольно оставил рабочее место и уволила его за прогул.

Изложенные выше факты в условиях перехода к рыночным отношениям приобрели такой размах, что вполне можно утверждать: на один зафиксированный случай нарушения трудовых прав приходиться три скрытых, неявных. При этом все рекомендации по устранению такой ситуации в сфере трудовых отношений со стороны органов власти сводятся к необходимости усиления контроля и борьбы с нарушениями. В обыденном сознании давно уже сложился свой свод норм и правил "трудового законодательства рыночных отношений", далеко не соответствующий действующему Кодексу законов о труде, который все больше приобретает номинальный характер. Причем отдельные "нормы неформального законодательства" таковы, что их вполне можно рассматривать как принудительный труд: установление минимального размера оплаты труда, тогда как фактическая оплата труда и сроки ее выплаты целиком зависят от воли работодателя; многочасовой рабочий день по 14-15 часов; нарушение правил охраны труда; отсутствие выходных и праздничных дней. В силу экономического кризиса и ряда других причин объективного и субъективного характера работник оказывается лишен возможности влиять на выбор формы и условий труда (подробнее см. главу "Соблюдение права на отстаивание своих трудовых интересов"). Работник во многих случаях уже не обращается за защитой своих прав, если только речь не идет о выплате денежной задолженности. Это лишний раз подчеркивает, что идет стихийное формирование новых правил трудовых отношений, которые нарушают самые элементарные принципы цивилизованного труда, закрепленные в международных конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ).

Не последнюю роль в формировании сегодняшней ситуации сыграла политика государства в сфере трудовых отношений, благодаря которой в начале 90-х годов фактическую монополию в этой сфере получила Федерация независимых профсоюзов (бывшие советские профсоюзы), чем окончательно было подорвано доверие к профсоюзам как организациям, чья задача, в первую очередь, - защищать права наемных работников.

Ситуация в сфере трудовых отношений приобрела такой характер, что игнорировать ее и полагаться только на усиление борьбы с правонарушениями в этой сфере уже нельзя. В этой связи предлагается предпринять следующие шаги:

    радикальная реформа трудового законодательства;

    государственный протекционизм в отношении профсоюзного движения, государственное стимулирование создания новых профобъединений, но не в коем случае не огосударствление профсоюзов;

    активизация государственной политики в сфере упрощения судебного рассмотрения трудовых конфликтов (скорейшее введение института мировых судей);

    повышение гарантированного государством минимального размера оплаты труда;

    разработка и реализация государственных правовых программ массового правового просвещения граждан в вопросах труда и занятости;

    мониторинг эффективности работы службы занятости по трудоустройству безработных, приближение к индивидуальным особенностям человека работы органов занятости населения;

    установление административной ответственности должностных лиц органов занятости, необоснованно отказывающих в регистрации в качестве безработного;

    установление административной ответственности для должностных лиц, нарушающих трудовые права граждан;

    более активная работа правоохранительных органов по привлечению к уголовной ответственности должностных лиц, нарушающих трудовые права граждан.

Доклад о соблюдении прав человека
в Пермской области в 2000 году

 Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 1998-1999 годы






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.