НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 1998-1999 годы

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 1998 ГОДУ, ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1999 ГОДА
Замечания
Введение
Права
  человека
Характеристика
  Пермской
  области
Ситуация
   с правами
   человека
Характеристика
  нормативной
  базы
Личные права
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Глава 10
Глава 11
Глава 12
Глава 13
Политические права
Глава 14
Глава 15
Глава 16
Глава 17
Глава 18
Глава 19
Глава 20
Процессуальные права
Глава 21
Глава 22
Глава 23
Социальные и экономические права
Глава 24
Глава 25
Глава 26
Глава 27
Глава 28
Глава 29
Глава 30
Глава 31
Глава 32
Права наиболее уязвимых групп населения
Глава 33
Глава 34
Глава 35
Глава 36
Глава 37
Глава 38
Раздел 6
Правозащитное
  движение в ПО
Приложения
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4

Доклад о соблюдении прав человека
в Пермской области в 2000 году

ПРАВО НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

Глава 32.
Экологическая ситуация в Пермской области

Законодательство

Пермская область относится к территории экологического риска с высоким уровнем загрязнения атмосферы, водных объектов и почв газообразными, жидкими и твердыми отходами. В восьмидесятых годах экологическая обстановка на западном Урале характеризовалась крайней напряженностью, а ряд промышленных центров (Березники, Краснокамск, Губаха) были признаны зонами экологического бедствия. Это подтверждалось и неблагоприятной демографической ситуацией: стабильным ростом смертности населения, заболеваемости детского и взрослого населения, экозависимых патологий (Медико-экологический атлас Пермской области. Научно-производственный центр экологической безопасности населения, Пермь,1997 г.)

Создание государственной службы охраны окружающей среды (1989 г.), принятие Федеральных законов "Об охране окружающей природной среды", "Об экологической экспертизе", введение платежей за выброс предприятиями вредных веществ в природную среду и, возможно, в первую очередь, экономический спад позволили снизить уровень загрязнения природной среды. Это подтверждают данные государственной статистической отчетности об итогах производственной деятельности предприятий в 1998 году.

По сведениям Аналитцентра Госкомэкологии области, в 1998 г. сохранились общие тенденции к сокращению объемов использования воды. Использовано всего на нужды промышленности, сельского хозяйства и коммунальных служб 2 108 млн. куб. м. (в 1992 г. было использовано 3 мрд. куб.м.). В водоемы сброшено 1 994, 43 куб. м. сточных вод, из них прошли очистку лишь 21,8 процента.

Особенно сильно загрязняют реки шахты, предприятия химической и целлюлозно-бумажной промышленности области. В связи с закрытием шахт Кизеловского угольного бассейна сброс кислых шахтных вод в реки Косьву и Кизел сократился в 1997 г. на 5,5 млн. куб.м. а в 1998 г. - на 21 млн. куб.м. При этом, естественно, существенно снизился сброс в реки вредных веществ, сульфатов и солей тяжелых металлов. Однако при закрытии даже всех шахт Кизеловского угольного бассейна свободное излияние токсичных шахтных вод из горных выработок будет продолжаться. По данным Пермского центра гидрометеорологии и мониторинга окружающей Среды ( ПЦГМС ), индекс загрязнения воды (ИЗ) в р. Косьве составляет 11,5 (очень грязная вода). Между тем, на строительство очистных сооружений и других природоохранных мероприятий, предусмотренных федеральной программой реструктуризации угольного бассейна, средств из федерального бюджета практически не выделяется.

Основным загрязнителем рек бассейна Вишеры является прииск "Уралалмаз". В 1998 г. им сброшено в реки взвешенных веществ на 5, 5 тысяч т. больше чем в предыдущем году. Без нормативной очистки сбрасывает сточные воды и АО "Вишерабумпром". По данным ПЦГМС, вода в реке Вишере ниже Красновишерска относится к пятому классу загрязненности водоема ("вода грязная"). Большую часть загрязнений в Камское водохранилище поставляют химические и калийные предприятия Верхнекамья, в Пермско-Краснокамском промузле - Пермское МП "Водоканал" (сброс стоков без очистки в реки Данилиху, Егошиху, Язовую по "аварийным" выпускам), АО "Пермский ЦБК", АО "Камский ЦБК", Пермский свинокомплекс. АО "Камский ЦБК" в 1998 г. в три раза увеличил сбросы в водохранилище лигносульфонатов и не возмещает ущерб, причиняемый окружающей среде, своевременно не вносит платежи в экофонды.

Для реконструкции очистных сооружений Пермского свинокомплекса требуются большие капиталовложения, однако предприятие не получает государственной поддержки в решении природоохранных проблем.

До сих пор не все отлажено в процессе передачи объектов водопровода и канализации от промышленных предприятий, признанных банкротами. Сдаются эти объекты по принципу "после нас - хоть потоп", то есть в таком физическом и моральном состоянии, что муниципальное предприятие "Водоканал", принимающее их на свой баланс, просто не в силах справиться с эксплуатацией. И возникают новые источники загрязнения, например, водоканализационные объекты пермского АО "Красный Октябрь" сданы просто в аварийном состоянии: этот банкрот оставил настоящий потоп из стоков, потому что производственный коллектор и насосная станция здесь не работают уже лет шесть. Более того, около десяти предприятий, расположенных в промзоне "Красного Октября", сбрасывали в этот коллектор свои производственные стоки, а сейчас устроили выгребные ямы в разных местах! Так на карте миллионного города возникла еще одна "горячая точка".

Если учесть, что население Перми, Краснокамска и других промышленных центров использует для питьевых нужд загрязненную воду из открытых водоемов, к тому же без эффективной очистки, то нужно признать, что это оказывает самое пагубное воздействие на здоровье людей.

По данным ПЦГМС, и качество атмосферного воздуха в Перми, Березниках, Губахе и Соликамске в прошлом году не улучшилось. Всего от стационарных источников 1 500 предприятий области выброшено в атмосферу 584,5 тысяч т. вредных веществ (на 24,3 тыс. т. меньше, чем в 1997 г.). В выбросах присутствуют более 400 наименований химических соединений, в их числе и такие опасные для здоровья вещества, как диоксиды серы и азота, зола углей, бенз(а)пирен, формальдегид, хлористый водород и другие. В промышленных центрах по этим веществам зафиксированы максимально разовые превышения. Значительные превышения предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ допущены на предприятиях цветной и черной металлургии, машиностроения. Это АО "Ависма", АО "Чусовской металлургический завод", ГП "Завод им. С.М. Кирова", АО "Пермские моторы" и другие. В ООО "ЛУКойл - Пермнефтеоргсинтез", благодаря проведению крупных природоохранных мероприятий (ввод установки каталитического крекинга, вывод из эксплуатации прудов - накопителей), количество выбрасываемых вредных веществ сократилось по сравнению с 1997 г. на 20 процентов. Яйвинская ГРЭС, используя малосернистый уголь, за год снизила выбросы диоксида серы на 10, 5 тыс. т.

Всего на предприятиях области образуется более 1 857 тыс. т. загрязняющих веществ, большая часть которых улавливается газоочистными установками, а 570 тыс. т. выбрасывается без очистки.

Все большую опасность для населения представляют выбросы от автомобильного, железнодорожного транспорта и авиации. Выбросы от передвижных источников сопоставимы с выбросами предприятий. В Перми, например, выбросы от автотранспорта в 1998 г. составили более 46 тыс. т., а выбросы от стационарных источников - 48,5 тыс. т. Выбросы от автомобилей особенно опасны тем, что рассеиваются в нижних слоях атмосферы, на уровне дыхания человека.

Для городов Западного Урала серьезную проблему представляет продолжающийся рост промышленных отходов. За 1998 г. количество промышленных отходов возросло в области на 5703 тыс. т. и составило в целом 28358 тыс. т. Использовано повторно в производстве, в сельском хозяйстве, направлено на переработку. продано населению 11900 тыс. т. Размещение отходов в природной среде за год возросло на 4827 тыс.т. Рост образования отходов в 1998 г. специалисты Госкомэкологии объясняют более полной инвентаризацией отходов на крупных предприятиях, расширением числа учитываемых предприятий и организаций и некоторым оживлением в сфере производства. Обострилась проблема складирования отходов. В Перми, Березниках ведется строительство новых полигонов. Приступили к решению этой непростой задачи в Краснокамске, Лысьве, Чусовом, Чайковском.

Все еще не решены в области проблемы радиационной безопасности населения в местах, где два десятилетия назад были проведены подземные ядерные взрывы (Осинское и Гежское месторождения нефти, объект "Тайга " в Чердынском районе).

До сих пор ощутимы негативные последствия ядерного взрыва в 45 километрах от Чусовского озера, на границе Пермской области и Коми-республики (объект "Тайга"). Взрыв был произведен в 1971 году "в проиводственных целях", тогда готовился проект переброски северных рек в Волгу и Каму. Взорвали три ядерных заряда мощностью, равной трем Хиросимам. В августе 1998 года по инициативе Госкомэкологии области группой ученых и специалистов из Перми и Санкт-Петербурга (НПО "Радиевый институт имени В. Г. Хлопина") было проведено обследование района объекта "Тайга". В пробах почвы, отобранных на берегу озера (чаши взрыва) в зонах максимального загрязнения, превышения концентрации плутония - 239, 240 над фоновым уровнем достигает 7000 - 8000 раз. Это в 20 раз превышает уровень отнесения к твердым радиоактивным отходам. В почве северо-восточного берега объекта "Тайга" содержится 8540 + 590 Бк\кг. Для сравнения: в 30-километровой зоне Чернобыльской АЭС почва имеет загрязнения от 25 до 7400 Бк\кг. Отмечены генетические изменения среди рыб, растений. Есть жители, чье здоровье пострадало от последствий этого ядерного взрыва. Кроме того, все основания считать себя пострадавшими имеют непосредственные участники подготовки этого взрыва, а также те, кто уничтожал его явные следы. Но попытки одного из них добиться каких-либо льгот (наравне с чернобыльцами) ни к чему не привели. Из ответа Министерства по атомной энергии следует, что гражданин О. (на момент взрыва работавший в управлении пожарной охраны УВД Пермской области), обратившийся с запросом, к "группе риска не относится".

Серьезную угрозу экологической безопасности населения представляет трубопроводный транспорт, системы канализации хозяйственно-фекальных стоков в Перми и других городах области. Высокая степень физического и морального износа трубопроводов, недостаток средств для капитального ремонта трубопроводов, строительства и реконструкции очистных сооружений привели в к ряду серьезных аварий в ЗАО " Российская топливная компания", предприятиях ООО "ЛУКойл - Пермнефть", Пермском МП "Водоканал", Пермском свинокомплексе, Тюшевском спиртозаводе, Чернушинском МП "Водоканал", где больше месяца хозфекальные стоки сбрасывались в реку без очистки. Было сброшено около 120 тысяч кубометров стоков, а ущерб окружающей среде составил 250 тысяч рублей.

В июне в Кишертском районе на трассе магистрального газопровода Уренгой - Центр-2 произошел порыв, возник сильный пожар. В атмосферу было выброшено 2375 т. оксида углерода, 570 т. углеводородов и сажи.

ОАО "Ависма", загрязняя землю в водоохранной зоне реки Яйвы, причинило окружающей среде ущерб на сумму более 700 тысяч рублей и возместило его, перечислив средства в экологические фонды. И то лишь после судебного вмешательства.

Кстати, вся многолетняя практика Госкомэкологии области по взысканию средств с предприятий-загрязнителей за причиненный ущерб окружающей среде свидетельствуют о низком правосознании и отсутствии экологической культуры у большинства хозяйственных руководителей. Арбитражный суд Пермской области рассмотрел десятки дел, когда предприятия опротестовывают постановления природоохранных органов о возмещении ущерба окружающей среде. Но безрезультатно.

Только за прошлый год из-за больших и малых аварий природной среде Западного Урала причинен ущерб на десятки миллионов рублей. Но нетрудно предсказать, что он будет значительно большим, если органы власти будут по-прежнему игнорировать многочисленные сигналы "SOS", поступающие из Перми, Березников, Осинского, Красновишерского, Чердынского районов, где возрастает опасность радиационного загрязнения территории. Особенно опасное положение сохраняется в Верхнекамье - сейсмоопасной зоне, в которой расположены химические, калийные, оборонные предприятия. По сведениям пермских геологов и снимкам, сделанным из космоса, под этой территорией имеются глубинные разломы земной коры и уже зарегистрировано более двух десятков землетрясений и микроземлетрясений, эпицентры которых совпали в плане с подработанными шахтными полями на территории городов Соликамска и Березников. Согласно последним исследованиям, в Березниках возможно землетрясение силой 7-8 баллов. Необходимо ускорить закладку выработок отходами калийного производства. Однако средств на эти цели выделяется совершенно недостаточно.

Другая нерешенная проблема - это громадное шламохранилище АО "Сода", по иронии судьбы называемое "Белым морем". Оно расположено у самого берега Камы, отгорожено от нее дамбой, которая постоянно дренирует, засоляя подземные и поверхностные воды. В случае прорыва дамбы ядовитые стоки отравят все живое не только в Каме, но и в Волге. Это будет экологическая катастрофа общероссийского масштаба. А вот как избавиться от этих шламов, сегодня не скажут вам ни на предприятии, ни в природоохранных органах. Предлагаемые проекты удаления шламов и частичной утилизации потребуют колоссальных средств.

Одним словом, эпоха строительства Республики химии на Каме оставила тяжелое наследие. В течение многих лет Березники остаются одним из самых неблагополучных городов по заболеваемости населения, распространению экозависимых патологий. По данным научно-исследовательского клинического института детской экопатологии, г. Березники неблагополучен по врожденным порокам развития и болезням крови и кроветворных органов у детей. Здесь самый высокий в области показатель врожденных пороков - 24,5 на 1000 детей при 17,2 по области. Случаи заболевания крови, в том числе анемия, возросли у детей за последние пять лет в девять раз. Здесь самый высокий уровень анемии у беременных женщин.

Необходимым условием для профилактики экологических правонарушений является создание законодательной и нормативной базы на региональном уровне. За последние три года Законодательным собранием и администрацией области были приняты десятки нормативно-правовых актов, в том числе законы "Об охране окружающей среды Пермской области", "Об историко-культурно-природном наследии населения Пермской области", "О порядке ведения Красной книги Пермской области", "Об отходах производства и потребления" и другие.

Экологическое движение Прикамья довольно пестрое по составу. Сегодня на западном Урале общественные экологические организации представляют Партия зеленых Прикамья (ПЗП), Областная организация Всероссийского общества охраны природы (ВООП), Общественный экологический комитет (ОЭК), Пермское отделение экопарламента Волги и Северного Каспия, Пермское отделение Российского союза охраны птиц, Уралэкотур и другие. Ряд из них (ПЗП, ВООП, Уралэкотур) в начале 1999 года объединились в общественное движение " Поможем реке".

Партия зеленых Прикамья и другие экологические организации активно противодействовали размещению в Кировском районе г. Перми базы утилизации твердотопливных ракет. Руководители оборонных предприятий г. Перми (НПО им. С.М. Кирова, НПО НИИПМ, "Искра", "Машиностроитель") проявили инициативу в создании комплексной базы по уничтожению и утилизации твердотопливных ракет стратегического назначения в районе с очень неблагополучной экологической обстановкой. Сжигание первой ступени ракет предполагалось на новой мощной установке, проект которой выполняла американская фирма "Мартин Локхид". Проект этот не прошел экологической экспертизы. Не был представлен общественности и важнейший обязательный документ "Оценка воздействия объекта на окружающую среду" (ОВОС). Неприкрытое игнорирование оборонщиками природоохранного законодательства было прямым нарушением конституционных прав граждан и Закона "Об охране окружающей природной среды Пермской области", который запрещает "... размещение, проектирование, строительство объектов химической, атомной промышленности на территориях с большой плотностью населения" (ст. 19). Пермские экологические организации призвали население сказать "Нет!" пермской свалке ракет, была создана комиссия по проведению общественной экологической экспертизы. Общественность поддержала Пермская городская Дума. По ее просьбе Пермский региональный правозащитный центр провел правовую экспертизу возможности проведения местного референдума о размещении базы по уничтожению твердотопливных ракет. На основе экспертного заключения Городская Дума приняла решение о проведении референдума. Решение было опротестовано прокуратурой. Референдум не состоялся, но и проект по утилизации твердотопливных ракет реализован не был.

Кампания протеста показала и настоятельную необходимость правового просвещения экологического актива и населения. Партия зеленых Прикамья вместе с Уральским центром поддержки негосударственных организаций в феврале 1998 г. провела двухдневный семинар на тему "Юридические аспекты участия граждан в решении экологических проблем".

Общественный резонанс получили также судебные иски Общественного экологического комитета к коллективам электроприборной компании и АО "Мотовилихинские заводы" за ущерб здоровью населения в результате загрязнения этими предприятиями окружающей среды.

Областная организация ВООП совместно с Партией зеленых Прикамья выступили организаторами массовых акций "Дни Камы" и " Поможем реке".

Многие представители общественных организаций приняли активное участие в первом (1996 г.) и втором областных экологических съездах (1998 г.).

К сожалению, федеральные службы, администрации г. Перми и области не всегда прислушиваются к голосу общественности. В Пермской области была ликвидирована Лесная опытная станция. Пермские ученые и экологическая общественность считают это серьезной ошибкой. Однако их обращения в областную администрацию не возымели действия. Нарушены права директора станции, заслуженного лесовода В.А. Сретенского. Прежние областные власти закрыли станцию после того, как Владимир Сретенский выступил против массовых порубок в "фондовых" лесах строгановских и теплоуховских посадок. О том, что между этими событиями возможна связь и что закрытие станции весьма похоже на наказание лично В. Сретенского, говорилось и в местной печати. Более года после ликвидации ЛОС ни с директором, ни с его работниками не произведено расчета, не прекращаются попытки выселения его из приватизированной квартиры.

Следует сделать вывод, что экологическая ситуация в Пермской области остается напряженной и, по мнению ведущих экологов Урала, сохраняет тенденцию перейти в кризисное состояние. В области нет недостатка в федеральных и региональных экологических программах. Однако при практически полном отсутствии финансирования природоохранного строительства из федерального бюджета работа природоохранных органов будет сводиться к косметическому ремонту в мастерской природы. Ученые Пермского госуниверситета предложили свою концепцию экологической политики в Пермской области. Приоритетными направлениями этой политики, по их мнению, должны стать:

согласование стратегии и тактики экологической политики с долгосрочными целями и задачами социальной, экономической, демографической, научно-технической и инвестиционной политики области;

проведение социально-экологического районирования Пермской области, выявление кризисно-экологических территорий, разработка и реализация профилактических мер по стабилизации экологической обстановки, предотвращению аварийных ситуаций и оздоровлению природных ландшафтов;

разработка действенных мер по согласованию деятельности всех природопользователей на территории области и ее районов с регламентацией режимов работы и ограничению лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также отходов в водный и воздушный бассейны и почву;

дальнейшее развитие социально-экономического механизма природопользования и охраны природы с учетом новых нормативов и лимитов, жестких штрафных санкций за экологические нарушения и поощрительных мер за экологическое оздоровление территорий, за внедрение на предприятиях ресурсосберегающих и малоотходных технологий;

дальнейшее совершенствование экологического мониторинга.

Доклад о соблюдении прав человека
в Пермской области в 2000 году

 Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 1998-1999 годы






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.