НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 1998-1999 годы

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 1998 ГОДУ, ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1999 ГОДА
Замечания
Введение
Права
  человека
Характеристика
  Пермской
  области
Ситуация
   с правами
   человека
Характеристика
  нормативной
  базы
Личные права
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Глава 10
Глава 11
Глава 12
Глава 13
Политические права
Глава 14
Глава 15
Глава 16
Глава 17
Глава 18
Глава 19
Глава 20
Процессуальные права
Глава 21
Глава 22
Глава 23
Социальные и экономические права
Глава 24
Глава 25
Глава 26
Глава 27
Глава 28
Глава 29
Глава 30
Глава 31
Глава 32
Права наиболее уязвимых групп населения
Глава 33
Глава 34
Глава 35
Глава 36
Глава 37
Глава 38
Раздел 6
Правозащитное
  движение в ПО
Приложения
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4

Доклад о соблюдении прав человека
в Пермской области в 2000 году

ПРАВА НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Глава 36.
Положение призывников и военнослужащих срочной службы

Законодательство

Реализация права на альтернативную гражданскую службу

Согласно п.3 ст.59 Конституции РФ гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

В связи с отсутствием специального федерального закона, право на альтернативную гражданскую службу полностью реализовать невозможно (невозможно предоставить возможность ее проходить). Однако право на отказ от военной службы по убеждениям или вероисповеданию является реальным правом гражданина даже в отсутствие Закона "Об альтернативной гражданской службе". Несмотря на небольшое количество желающих воспользоваться правом на отказ от военной службы по убеждениям, проблема с такими "отказниками" стоит достаточно остро.

Пермский региональный правозащитный центр занимается делами, связанными с альтернативной гражданской службой с 1996 года.

Следует констатировать, что ситуация в Пермской области, связанная с положением отказников от военной службы по убеждениям или вероисповеданию обстоит значительно лучше, чем в целом по стране. На конец 1998 года по области было выиграно более 20 судебных дел, связанных с предоставлением альтернативной гражданской службы. Такие результаты связаны, прежде всего, с позицией военного комиссара Пермской области Самойлова А.Л., который не является принципиальным противником введения альтернативной гражданской службы. Более того, представители областного военкомата входили в рабочую группу по разработке регионального законопроекта об альтернативной гражданской службе.

Решения судов, вынесенные в пользу призывников, практически ни разу призывными комиссиями не обжаловались. Кроме того, следует отметить принципиальный подход к рассмотрению данной категории дел судами Перми и Пермской области, которые при вынесении решений опираются на Конституцию (в частности, на ч.3 ст. 59) как акт прямого действия. Отсутствие специального Федерального закона не признается основанием для нарушения права гражданина на отказ от военной службы по убеждениям. Суды признают недействительными решения призывных комиссий о призыве на военную службу.

При рассмотрении жалоб призывников, обосновывающих свои требования вероисповеданием, суды заслушивают мнение представителей тех религиозных конфессий, к которым себя относит призывник. Выясняется, содержит ли вероисповедание запрет на несение военной службы, действительно ли призывник принадлежит к данной религиозной конфессии. В основном, речь идет о призывниках, принадлежащих к протестантским конфессиям, таким как адвентисты седьмого дня, евангельские христиане и др. В отношении лиц, исповедующих традиционные для России религии - православие, мусульманство - официальные духовные органы данных конфессий придерживаются позиции, что в данных верах не содержится прямого запрета на прохождение военной службы.

Судами удовлетворяются также жалобы пацифистов - отказников от военной службы по убеждениям совести. Так, в 1998 году Индустриальным судом г. Перми была удовлетворена жалоба призывника В. Последний обосновывал свой отказ тем, что считает себя пацифистом, не приемлет насилия, не хочет брать в руки оружие, принимать присягу, выступает за мирное разрешение всех конфликтов, желает проходить альтернативную гражданскую службу. В подтверждение доводов было допрошено 4 свидетеля, представлены характеристики с места работы, учебы и жительства. В связи с тем, что представитель призывной комиссии не смог представить доказательств, опровергающих доводы В., суд вынес решение о признании недействительным решения призывной комиссии о призыве. В. была предоставлена отсрочка до выхода закона "Об альтернативной гражданской службе".

Нарушения прав военнослужащих срочной службы

Одной из проблем эффективного мониторинга нарушений прав военнослужащих является принцип экстерриториальности прохождения службы. В связи с эти специализированные правозащитные организации (Пермский областной комитет солдатских матерей, Совет родителей военнослужащих Прикамья), прежде всего, внимание уделяют тем воинским частям, где служат пермяки. О ситуации, которая складывается в воинских частях, расположенных на территории Пермской области, Комитет солдатских матерей и Совет родителей военнослужащих информированы плохо.

В 1998 году на территории Пермской области было призвано 7336 человек, из них годных к воинской службе без ограничений - 3279 (44,7%), годных к воинской службе с незначительными ограничениями - 4057 (55,3%). В 1998 году негодными к воинской службе были признаны 487 (1,3%), ограниченно годными - 7141 (20,5%), временно не годными - 4576 (12,4 %) от числа лиц, поставленных на воинский учет. Из числа освобожденных от призыва были 243 наркомана, 312 - имеющих недостаточный вес, 23 хронических алкоголика.

В длительном розыске находится 293 человека (на конец 1998 года). С 1 августа 1998 года (после совместного приказа начальника УВД и Военного комиссара Пермской области № 505/102 "О повышении эффективности работы по розыску и задержанию лиц, уклоняющихся от первоначальной постановки на воинский учет, призыва и прохождения военной службы") был введен так называемый сторожевой листок на лиц, уклонившихся от воинской службы, организованы специальные группы по розыску и база данных.

Кроме того, в Пермской области проводятся ежемесячные селекторные совещания начальника УВД, районных и городских ОВД с участием сотрудников военных комиссариатов по поводу розыска уклонившихся от призыва лиц.

Проблемами прав военнослужащих на территории Пермской области занимаются: Комитет солдатских матерей, Совет родителей военнослужащих Прикамья, Пермский региональный правозащитный центр.

В 1998 году в Комитет солдатских матерей и его районные представительства обратилось 1415 человек. Из них по вопросам, связанным с призывом - 625 человек, 352 человека по проблемам, связанным с прохождением военной службы, 97 человек в связи с оставлением воинских частей, 66 человек по выплате страховки, 42 человека по проблемам после мобилизации, 28 человек по правам семей погибших военнослужащих, 13 человек, получивших инвалидность во время прохождения военной службы, 192 - по различным причинам.

В 1998 году Совет родителей военнослужащих Прикамья принял более 500 человек, из них: 55% городского населения, 40% населения области, 5% других городов России. 28% по медицинским вопросам (из них 63% заболевших в армии, 26% больных призывников, 9% призванных с заболеванием, 2% заболевших после возвращения из "горячих точек"), по проблемам службы в армии - 60%, 35% - по призыву в армию, 5% - уволившиеся со службы офицеры.

В 1998 году в Пермский региональный правозащитный центр по вопросам военнослужащих обратилось 65 человек, из них 70% - по вопросам альтернативной службы и предоставления отсрочек, 10% - по проблемам после мобилизации, 20% - по другим причинам.

Указанные общественные организации осуществляют свою деятельность в следующих направлениях:

  1. Консультирование призывников и их родителей по вопросам, связанным с прохождением службы (КСМ, СРВП, ПРПЦ).
  2. Ведение дел в судах по защите прав военнослужащих (КСМ, СРВП, ПРПЦ).
  3. Организация и проведение круглых столов, семинаров по вопросам военной службы, введения альтернативной службы (КСМ, СРВП, ПРПЦ).
  4. Патронаж воинских частей, расположенных в Приморском и Хабаровском краях, в которых проходят службу призывники из Пермской области (КСМ, СРВП).
  5. Акции протеста против нарушений прав военнослужащих (КСМ, СРВП).
  6. Участие в разработке законопроектов, касающихся прав военнослужащих (ПРПЦ, СРВП).

Так, например, в январе 1998 года силами Совета военнослужащих Прикамья была организована конференция "Всем миром за жизнь и честь солдата", которая показала присутствующим на ней представителям власти, насколько бедственно положение солдата в армии, насколько бесправен вернувшийся из армии военнослужащий. Резолюция конференции была направлена Министру обороны и Правительству РФ.

3 сентября 1998 года Советом РВП был проведен митинг-протест против бездействия властей в связи с пленением российских военнослужащих чеченцами. В ходе проведения митинга было собрано 227 подписей.

Одной из проблем, которая существует на территории всей Российской Федерации, является погашение задолженности перед военнослужащими, выполнявшими боевые задачи в Чеченской республике в 1995-1996 годах. Кроме того, законодательством до сих пор не урегулирован вопрос о равной компенсации тем, кто проходил службу в Чеченской республике до 27 января 1996 года, поскольку разница составляет несколько раз.

Полевые деньги за неиспользованный отпуск, за невыданные сухпайки, и единовременные пособия (от 520000 до 570000 рублей) были выданы единицам и началась выплата только в 1997 г. под нажимом общественных организаций.

Анализ писем, поступающих от военнослужащих в правозащитные организации, позволяет сделать вывод о том, что значительное количество военнослужащих, пострадавших при выполнении боевых задач в Чеченской республике, не получили законной компенсации.

К сожалению, в настоящее время среди населения распространено негативное отношение к рядовым участникам конфликта в Чечне, поэтому для подавляющего большинства "чеченцев" основной проблемой является трудоустройство. Работодатели в основной своей массе считают их простыми "уголовниками", которым не стоит доверять. Более 90 "чеченцев", обратившихся в Совет РВП, с момента увольнения из армии не могли в течение 1-3 лет устроиться на работу.

Много вопросов возникает при анализе качества расследования случаев насильственных смертей в армии. Военная прокуратура в большинстве случаев пытается замолчать факты убийств военнослужащих, выдавая их за несчастные случаи либо самоубийства.

Так, например, сын И. погиб, упал с 9 этажа строящегося здания. Официальная версия - самоубийство. Из заявления сослуживца Евгения: "…подтверждаю, что гибель Евгения И. не случайна… Неоднократно он мне рассказывал, что его жестоко избивали. Обратиться за помощью он никуда не мог… В их роте был страшный "беспредел". Он и погиб за свою правду. Потому, что он был справедливый".

Одной из острых проблем остается проблема качества работы призывных комиссий, которые, в свою очередь, не выполняют требования закона по отбору призывников. Для подтверждения данного тезиса по просьбе Совета родителей военнослужащих Прикамья одна в/часть представила анализ, сделанный специалистами после приема новобранцев:

    лица, имеющие судимость, - 3 чел.,
    лица, имеющие судимых родственников, - 2 чел.,
    лица, употребляющие наркотики, - 21 чел.,
    лица, отведенные от службы с оружием по мед. показателям, - 42 чел.,
    лица, вскрывавшие себе вены, - 2 чел.

Таким образом, 70 (!) человек этой части, прошедших призывные и медицинские комиссии, оказались не пригодными к службе.

Подтверждением некачественности работы военкоматов служат также следующие примеры:

    военнослужащий П,. больной гепатитом, был призван в ж/д войска и комиссован через 3 месяца;

    рядовой О. был призван больным (дерматит) и комиссован через год, почти не выходя из госпиталя;

    призывника К. 5 лет не призывали в армию из-за болезни. РВК взял все амбулаторные карты и справки и в июле 1997 г. призвал его в армию (вдруг стал годным). К. был комиссован в мае 1998 года;

    рядовой Б., получивший контузию в боевых действиях. Выплату страховки военно-страховая компания не смогла сделать из-за некачественной работы райвоенкомата, который не представил полный комплект документов в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов по обязательному государственному личному страхованию военнослужащих.

Взяточничество в РВК распространено как ни в каких других органах власти (известны размеры взяток: 6 тыс. за отсрочку, а за "белый билет" - от 10 до 15 тыс. рублей в зависимости от курса $). Так, двое работников РВК и ОВК были привлечены к уголовной ответственности за взяточничество. Но в большинстве случаев родители боятся об этом говорить, мотивируя это тем "как бы сыну хуже не стало".

Так, гражданин Ш. из-за внеуставных отношений был вынужден трижды покидать воинскую часть. Против него было возбуждено уголовное дело. Когда родители обратились к командованию воинской части с просьбой прекратить уголовное дело в отношении их сына, с них потребовали 5 тысяч рублей и обещали, что в этом случае уголовное дело будет прекращено.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что одной из причин массовых нарушений прав военнослужащих является закрытость армии как государственного института.

Предложения

  1. По возможности ввести принцип территориальности прохождения военной службы, заменив тем самым существующий принцип экстерриториальности.

  2. На уровне закона урегулировать порядок прохождения военной службы в зонах вооруженного конфликта, а также порядок оплаты такой службы.

  3. Прямо предусмотреть право призывников обращаться для обследования в любое государственное или муниципальное учреждение здравоохранения, и признания легитимным полученного в результате такого обращения заключения.

  4. Предусмотреть уголовную и административную ответственность членов призывной комиссии за призыв лиц, заведомо негодных к военной службе по состоянию здоровья.

  5. Принять Закон "Об альтернативной гражданской службе".

Доклад о соблюдении прав человека
в Пермской области в 2000 году

 Главная / Права человека / Доклады / Доклад за 1998-1999 годы






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.