Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

Пермская региональная общественная организация "ЦИТОС"
М.А. Плаксин

Доклад
о соблюдении избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области в 2001 г.

 

3. Образование избирательных округов и участков. Формирование избирательных комиссий

3.1. Образование избирательных округов
Избирательные округа были образованы и их схема опубликована в установленные законом сроки. Решение о назначении выборов было принято 16.08.01 - за 115 дней до дня голосования (согласно ОЗ ЗС ст.3 п.2 - от 120 до 110 дней), опубликовано в областной газете "Звезда" 17.08.01 (согласно ОЗ ЗС ст.3 п.2 - в течение 5 дней), схема нарезки округов утверждена 17.08.01, т.е. за 114 дней до дня голосования (согласно ОЗ ЗС ст.12 п.3 - не позднее 90 дней) и опубликована в областной газете "Звезда" 21.08.01 (согласно ОЗ ЗС ст.12 п.3 - в течение 5 дней).

К сожалению, при публикации описания округов в газете "Звезда" (№125 (30020) от 21.08.01) произошла досадная накладка. Компьютерная программа, использовавшаяся при подготовке текста к публикации, сыграла злую шутку с кандидатами округа №12. Выглядела эта шутка следующим образом. В описание округа должна была входить фраза: "Ул. Крупской (№65/1 - 93 - все дома)" (т.е. в округ входят все дома, расположенные на ул. Крупской от дома №65/1 до дома № 93). Программа выполнила перенос текста так, что эта фраза оказалась разнесенной на две строки. Причем перенос произошел по знаку "/". На 1-й троке оказался текст "Ул. Крупской (№65/", а во второй "1 - 93 - все дома)". В результате, по крайней мере, один из кандидатов (В.Г. Небасов) исхитрился не обратить внимания на начало номера, стоящее в первой строке, и начал собирать подписи за свое выдвижение во всех домах по ул. Крупской, начиная с №1, а не с №65/1. Ошибка выяснилась только при сдаче подписей, когда по жребию на проверку попало 30 подписей из домов, не входящих в округ (2,5% из 1296 сданных подписей). Г-ну Небасову пришлось писать специальную объяснительную. Благо окружком оказался снисходителен.

Еще одна накладка произошла в Пермском микрорайоне Верхняя Курья. Этот микрорайон входил в округ №14. Но в результате ошибки в описании границ округа, часть кандидатов округа №13 посчитала эту территорию своей и развернула на ней агитационную работу. Соответственно, избиратели, пришедшие голосовать, были озадачены, увидев в бюллетенях фамилии совсем не тех кандидатов.

Город Соликамск при нарезке округов оказался поделен между округами №17 и №18. При образовании избирательных участков к участкам №3607 и №3608, входящим в округ №18, были ошибочно приписаны несколько домов, входящих в округ №17 (описание участков опубликовано в газете "Соликамский рабочий" 03.11.01). Согласно описанию округа №18 в него входит следующая часть ул. Северной: все дома с №5 до №34, №36, №38 и все дома с №40 по №49. В описании участка №3607 указаны дома по ул. Северной №№50, 54,56,58, в описании участка №3608 - дома по ул.Северной №№64, 66, 72, 74, 78, 80, 82, 84.

 

3.2. Разъяснение общественным организациям их прав относительно формирования избирательных комиссий
Согласно ОЗ ЗС (ст.19 п.2) вместе со схемой избирательных округов ЗСПО должно публиковать разъяснение для общественных объединений и избирателей по выдвижению кандидатур в составы избирательных комиссий с указанием сроков и форм выдвижения. Формирование окружных комиссий начинается не ранее чем через 10 дней после публикации разъяснения. Соответствующее обращение Законодательного Собрания было опубликовано в том же номере "Звезды", что и описание избирательных округов. Но назвать это обращение "разъяснением" можно только с очень большой натяжкой. Ни о сроках, ни о формах выдвижения там речи не шло. Обращение совершенно не было направлено на то, чтобы разъяснить избирательные права тем, кто знает их недостаточно хорошо (или не знает совсем). Скорее, это было напоминание для тех, кто эти права знает. Вопрос, зачем оно вообще нужно в таком виде? Для того чтобы формально удовлетворить требования закона?

 

3.3. Сроки формирования участковых комиссий
В ФЗ ГИП сделана попытка вывести избирательные комиссии из-под влияния исполнительной власти, сделать их максимально независимыми. В качестве одного из способов достижения этой цели предлагается отделить формирование избирательных участков от формирования избирательных комиссий. Первым должен заниматься глава муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями (ФЗ ГИП ст.20 п.2), вторым - представительный орган местного самоуправления (ФЗ ГИП ст.23 п.2).

К сожалению, попытка реализовать эту норму на практике натыкается на два препятствия. Первое - объективное отсутствие у представительных органов ресурсов для формирования УИКов. Возьмем для примера Пермь. На территории города располагаются более 400 избирательных участков. Считая в среднем по 10 человек на одну участковую комиссию, получаем 4000 человек. Едва ли Пермская городская дума обладает возможностями для быстрого подбора такого количества работников. В других муниципальных образованиях участков меньше, но меньше и ресурсов. В результате представительные органы оказываются не в состоянии на практике воспользоваться формально имеющимися у них правами. Как правило, они просто утверждают списки, представленные администрацией. Здесь речь идет не о плохой формулировке закона, а о возможностях его исполнения.

А вот второе препятствие связано именно с недоработками законодателя. Речь идет о сроках формирования участковых комиссий. Согласно ФЗ ГИП (ст.23 п.7) "формирование участковых избирательных комиссий … осуществляется не позднее трех дней после образования избирательного участка". Чем вызвана такая чрезвычайная спешка, совершенно непонятно. Особенно если вспомнить, что участки образуются по решению одного человека (главы администрации), а комиссии формируются коллективным органом, который собирается по определенному графику и имеет свои планы работы. Очевидно, что выполнить требования ФЗ ГИП можно только при хорошей координации исполнительных и представительных органов МС. Сначала администрация должна неофициально подготовить образование избирательных участков, подобрать работников для участковых избиркомов. После этого глава администрации накануне (не позднее трех дней) очередного заседания Городской думы или Земского собрания должен подписать решение о создании избирательных участков, а Городская дума или Земское собрание сразу же должны утвердить представленные им списки членов УИК.

Во-первых, такие сроки являются откровенным издевательством над представительными органами МС. Даже если они и захотят принять реальное участие в формировании УИК, времени для этого у них не будет (Пермская городская дума должна будет не просто подобрать 4000 работников, образовав из них 400 команд, но и сделать это за три дня!). Во-вторых, такие жесткие сроки практически исключают из процесса формирования УИКов общественность. Чисто формально ФЗ ГИП (ст.23 п.2) требует, чтобы избиркомы формировались "на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы". Однако на практике совершенно непонятно, каким образом общественные объединения или избиратели "по месту жительства, работы, службы, учебы" могут внести свои предложения, на основе которых и должны формироваться УИКи. Ведь для того, чтобы предложить кандидатуры в УИКи надо иметь список избирательных участков. А этого списка еще нет, поскольку официально избирательные участки еще не образованы.

Разработчики областного закона оказались перед сложной проблемой. Каким образом соблюсти совершенно однозначно определенный в ФЗ ГИП трехдневный срок и в то же время дать возможность общественным организациям нормально внести предложения, а органам местного самоуправления - нормально сформировать УИКи? Решение выглядит следующим образом. П.1 ст.13 и п.6 ст.21 ОЗ ЗС повторяют ГИПовские нормы о формировании избирательных участков и участкомов (п.2 ст.20 и п.7 ст.23 соответственно). Но в ст.13, регулирующую порядок образования избирательных участков, добавлен новый момент. Согласно п.3 этой статьи, образование избирательных участков проводится в два этапа. Сначала - не менее чем за 55 дней до выборов - публикуется предварительное описание избирательных участков. Далее, 10 дней дается общественным организациям на предложение кандидатур в члены УИК. "Образование избирательных участков проводится не ранее 45 и не позднее 30 дней до выборов по мере готовности к формированию участковых избирательных комиссий". Состав избирательных комиссий публикуется в течение 10 дней после их формирования (ОЗ ЗС ст.19 п.13).

Таким образом, формально требования ФЗ ГИП соблюдены, но время для выдвижения кандидатур и формирования УИКов тоже есть. Общественные организации могут реально повлиять на состав избирательных комиссий.

В Перми предварительное описание избирательных участков было опубликовано 11.10.01 - за 59 дней до выборов ("Вечерняя Пермь" №40 (8360) ), окончательное - 08.11.01 - за 31 день до выборов ("Вечерняя Пермь" №44 (8364) ), состав участковых комиссий - 16.11.01 - через 8 дней после описания участков ("Вечерняя Пермь" №46 (8366) ).

 

3.4. Требования к составу избирательных комиссий
Ст.19 ОЗ ЗС требует, чтобы не мене трети членов всех избирательных комиссий было назначено по представлению избирательных объединений или иных общественных организаций. Причем если таких кандидатур будет предложено больше 1/3, то в избиркомы должно быть назначено как можно больше "партийных представителей". По сравнению с ФЗ ГИП расширена номенклатура объединений, имеющих право направлять своих представителей в ИК. Кроме избирательных объединений это право предоставлено депутатским группам ЗС и, при нехватке представителей от избирательных объединений, всем иным общественным организациям. Учитывая слабость, а порой и полное отсутствие на местах каких бы то ни было партийных организаций, сделана оговорка о том, что в исключительном случае, когда предложения от партий отсутствуют, можно формировать комиссии и без "партийных представителей".

Государственных и муниципальных служащих в избиркоме может быть не более трети. В окружную и территориальную комиссию не могут входить два сотрудника одной организации, а в участковой комиссии сотрудники одной организации могут составлять не боле трети (исключение допускается только для случаев, когда иное формирование УИК невозможно). В избирательную комиссию не могут входить одновременно начальник и подчиненный. Последние два требования являются новеллами ОЗ ЗС по сравнению с ФЗ ГИП. Гражданин, дающий согласие работать в избирательной комиссии, подписывает обязательство строго соблюдать законодательство (ст.20 п.3).

Состав избиркома должен быть опубликован в течение 10 дней после формирования комиссии "с указанием представительства общественных объединений и депутатских групп, наличия в них государственных и муниципальных служащих" (ст.19 п.13).

При публикации состава окружных избирательных комиссий для округов, расположенных в г. Перми (газета "Вечерняя Пермь" №40 (8360) от 11.10.01) для последнего требования была предложена оригинальная трактовка. Вместо того, чтобы для каждого члена комиссии указать его "партийную принадлежность" и отношение к государственной или муниципальной службе, для каждой окружной комиссии указывалось общее количество представителей "общественных объединений и депутатских групп", государственных и муниципальных служащих без указания, кто именно из членов избиркома выдвинут партией или депутатской группой и какой именно, кто именно является государственным или муниципальным служащим. Стоит отметить, что количество представителей общественных объединений оказалось весьма велико, а количество государственных и муниципальных служащих весьма мало. Из 164-х членов 15-и окружкомов "партийные представители" составили 144 (88% вместо минимально требуемых законом 33%), государственные и муниципальные служащие - 8 (5% вместо максимально допускаемых законом 33%). Правда, для публикации соответствующей информации был выбран способ, который начисто отметал возможность какого-либо контроля за ее точностью.

Тот же "фокус" был повторен при публикации состава участковых избирательных комиссий ("Вечерняя Пермь" №46 (8366) от 16.11.01). Опять для каждой комиссии было указано только общее количество представителей общественных объединений, общее количество государственных и муниципальных служащих.

Другие органы МС вели себя по-разному. Кто-то публиковал информацию о "партийном выдвижении" отдельно для каждого члена ИК, кто-то - не публиковал вообще. Примеры полной публикации: в газете "Краснокамская звезда" в №163 от 09.10.01 - состав ОкрИК №36, в №183 от 13.11.01 - состав участковых комиссий округа №36; в газете "Огни Камы" №157 (5728) - состав ОкрИК №32, в №№ 174-176 (5745-5747) - состав участковых комиссий. Примеры неполной информации: в газете "Приобвинский край" в №84 (8155) от 31.10.01 в перечне членов ОкрИК №38 вообще не упоминается выдвижение от общественных организаций (впрочем, может быть в этом окружкоме нет ни одного "партийного представителя"?); в газете "Нива" (Пермский район) в №45 (7622) от 15.11.01 опубликован список участкомов округа №35, но вместо полного состава для каждой комиссии указаны только председатель, его заместитель и секретарь.

В округах, расположенных вне Перми, где партийные структуры и другие общественные организации развиты слабее, приходилось пользоваться оговоркой, допускающей уменьшение числа "партийцев". Так в округе №36 (г. Краснокамск) удалось выдержать норму "партийных представителей" в окружкоме (4 человека из 13 - от трех партий и совета ветеранов), но не удалось - в участковых комиссиях. Там "партийных представителей" либо нет вообще, либо только представители КПРФ. В ОкрИК №33 (г. Чайковский) из 15 членов оказалось 3 представителя политических партий, а в участковых комиссиях их в среднем по 2. В окружкоме №32 из 8 членов - 3 "партийца", а в участкомах их количество колеблется от 1 до 4.

 

3.5. Члены избирательных комиссий с совещательным голосом. Первое заседание участковых избирательных комиссий
Согласно ОЗ ЗС (ст.25 п.11) зарегистрированный кандидат имеет право назначить в каждую избирательную комиссию округа члена с совещательным голосом. 24.10.01 кандидат Н.М. Аникина направила в ОкрИК №12 своего представителя с правом совещательного голоса. Вплоть до 08.11.01 никакой реакции не последовало. Для того, чтобы представитель Аникиной наконец-то получил удостоверение, потребовалось вмешательство председателя облизбиркома А.Н. Лебедева.

В ОЗ ЗС добавлена новая по сравнению с ФЗ ГИП статья (№29), описывающая порядок проведения первого заседания избирательной комиссии. Дата, время и место заседания должны быть назначены главой местного самоуправления в установленные законом сроки (для УИКов - не позднее 25 дней до дня голосования). Обязательным является уведомление всех членов избиркома и проведение заседания в таком месте, которое обеспечивает возможность присутствия всех членов. Описывается порядок избрания председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

Появление этой статьи в ОЗ ЗС связано с тем, что на выборах Госдумы в 1999 г. в массовом порядке возникали ситуации, когда "ненужных" членов УИК "забывали" пригласить на первое заседание комиссии, на котором производились выборы председателя комиссии, его заместителя и секретаря комиссии. Почему-то в первую очередь это касалось представителей "Яблока" и органов территориального общественного самоуправления. В этом году такие нарушения тоже встречались, но было их в разы меньше (у автора доклада есть соответствующие сообщения из Перми и из Чайковского).

НАЗАД ОГЛАВЛЕНИЕ ВПЕРЕД

Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV