Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

Пермская региональная общественная организация "ЦИТОС"
М.А. Плаксин

Доклад
о соблюдении избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области в 2001 г.

 

8. Подкуп избирателей

8.1. Благотворительные фонды как инструмент ведения избирательной кампании
Нынешние выборы явили Перми новое явление - активную "фондеризацию" кандидатов в депутаты. Активно отрабатывалась следующая схема. За несколько месяцев до выборов создается благотворительный фонд, который начинает, не обязательно ощутимо, но обязательно очень шумно, кипуче работать на территории, которая (совершенно случайно) совпадает с территорией одного из избирательных округов. При этом деятельность фонда теснейшим образом увязывается с деятельностью его руководителя. Жителям подробно объясняют, кто персонально является главным благодетелем. Все это сопровождается массированной кампанией в СМИ, выпуском собственных информационных бюллетеней, рассылкой жителям благодарственных писем от руководителя фонда (повод может быть самым разным), проведением массовых праздников и т.п. После начала избирательной кампании вся эта деятельность усиливается. Руководитель фонда начинает вести себя даже не как кандидат в депутаты, а как уже действующий депутат, собирает наказы избирателей, раздает обещания, строит планы. При этом в какой-то момент руководитель фонда потихоньку уходит с руководящей должности, но, как правило, забывает сообщить об этом жителям. Затем бывший руководитель выдвигается кандидатом и начинает избирательную кампанию. При этом фонд продолжает ранее начатую деятельность, но формально он действует уже сам по себе, безо всякой связи с избирательной кампанией своего бывшего руководителя, а иногда даже против его воли! Уж как просит экс-руководитель не оказывать своим избирателям благотворительной помощи, а фонд все оказывает и оказывает! Такой уж он непослушный и самостоятельный. Так продолжается до самых выборов, после которых деятельность фонда, как правило, плавно затихает.

Один показательный пример. В течение второй половины 2001 г. одним из наиболее шумных благотворительных фондов в Перми был фонд "Стабильность", действующий на территории 12-го округа под руководством А.Ю. Бойченко. Г-н Бойченко стал депутатом. Во второй половине февраля 2002 г., через два с половиной месяца после выборов, к автору этих строк обратилась заведующая одного из детских учреждений, расположенных на территории округа №12, с вопросом: Не знаю ли я, где можно найти депутата Бойченко? Во время избирательной кампании он обещал через фонд "Стабильность" выделить деньги для ее учреждения. Но после выборов она не только не дождалась обещанных денег, но даже не обнаружила офиса фонда "Стабильность".

Разумеется, все вышеизложенное - некая схема, которая в каждом конкретном округе имела свои особенности реализации.

Необходимо сказать, что сама по себе идея организации всевозможных общественных структур (в том числе, благотворительных фондов), на которые могут опираться и через которые могут действовать бывшие, нынешние и будущие депутаты никаких возражений не вызывает. Более того, подобные структуры совершенно необходимы. Возражения вызывают структуры, пытающиеся протолкнуть "своего" кандидата во власть любой ценой, не считаясь с законом. Здесь вполне уместна аналогия с "постоянными" средствами массовой информации и газетами-"однодневками", создаваемыми специально "под выборы".

 

8.2. Кандидат К.Н. Окунев (округ №13) и фонд "Добрая сила"
Прежде всего, надо отметить, что фонд "Добрая сила" приятно выбивается из схемы, приведенной в предыдущем разделе тем, что работает уже полтора года.

В августе 2000 г. К.Н. Окунев учредил Фонд Гуманитарных Инициатив "Добрая сила" и стал его президентом. В то время - осенью 2000 г. - г-н Окунев тоже баллотировался в депутаты, только не областного Законодательного Собрания, а Пермской городской думы. С новой силой название фонда и рассказы про его активную благотворительную деятельность в будущем 13-ом избирательном округе зазвучали летом 2001 г. На территории района стали устанавливаться рекламные щиты с рекламой фонда "Добрая сила" и его президента К.Окунева. По городу ездил автобус с рекламой "Доброй силы". И т.д. вплоть до надписей "Фонд Добрая сила" на заборах новостроек и около остановок общественного транспорта. При этом во всех рекламных материалах название фонда увязывалось с именем К.Н. Окунева. Известности фонда и его президента, а также прочности в сознании жителей связки "Окунев - Добрая сила" способствовал тот факт, что фонд начал издавать бесплатную газету "Добрый день" тиражом 30 тыс. экз. распространяемую на территории 13-го округа (по принципу "в каждый почтовый ящик). Об интенсивности работы можно судить по тому факту, что в сентябре 2001 г. вышел второй номер газеты, а 30 октября - уже шестой. Во время избирательной кампании фонд продолжал благотворительную деятельность. Устраивал льготные распродажи для пенсионеров (в универмаге "Добрыня", логотип которого совпадает с логотипом фонда "Добрая сила"), праздники в честь дня именинника (26.19.01) с бесплатным угощением и т.п. Самым громким делом этого периода стала акция "Добрая каша", которая продолжалась с 16.10.01 до 22.11.01. Заключалась она в том, что в течение этих 38 дней дважды в неделю по вторникам и четвергам в 13 час. в Мотовилихинском районе г. Перми на пл. Восстания и у памятника Славянову проводилась бесплатная раздача горячих обедов вместе с агитматериалами кандидата по 13-му округу К.Н. Окунева. Согласно рабочим материалам ТРК "Ветта" ежедневно обеды получали около 500 чел. Репортажи об этом были показаны в новостных телепрограммах: в новостях ТРК "Рифей" 16.11.01, в новостях ТРК "Ветта" 23.11.01, "Утреннем вестнике" ТРК "Ветта" и в "Новостях" ТРК "Т7". 26.11.01 публикации об этой акции были в газетах "Местное время" и "Деловое Прикамье". При этом г-н Окунев прямо указывался как организатор раздачи каши. В газете "Добрый день" (органе фонда "Добрая сила") №6 от 30.10.01 была опубликована статья "Добрая каша", оплаченная из избирательного фонда кандидата Окунева (т.е. официально признанная им в качестве его агитационного материала), где шла речь о раздаче обедов фондом и г-ном Окуневым.

В ходе избирательной кампании К.Н. Окунев предпринял некоторые шаги для официального "развода" с фондом. 13.10.01 он подал заявление о сложении с себя полномочий президента фонда, которое было удовлетворено попечительским советом. Специальных объявлений для населения об этом факте не было, но имя нового президента упоминалось в газете "Добрая сила" и другой издаваемой фондом печатной продукции, на встречах с населением. 20.10.01 Окунев уведомил окружком о своем выдвижении и 29.10.01 был зарегистрирован. При этом К.Н. Окунев оставался учредителем фонда, использовал для агитационных материалов рекламные стенды фонда, указывался в качестве организатора акции "Добрая каша" и других дел фонда.

Главный конкурент Окунева кандидат Г.А. Зайцев дважды - 13.11.01 и 19.11.01 - обращался с жалобами в областную избирательную комиссию, но та предпочла перенаправить его заявления в окружком. 23.11.01 окружком наконец-то рассмотрел этот вопрос. Речь шла о прямом нарушении требований п.3 ст.84 ОЗ ЗС, который запрещает благотворительную деятельность организациям, руководители или учредители которых являются кандидатами. Согласно п/п (9) п.1 ст.86 ОЗ ЗС, нарушение этого требования является достаточным основанием для отмены регистрации кандидата. Окружком решил ограничиться предупреждением. Надо сказать, что это было одно из самых скандальных за все выборы заседаний избирательной комиссии. "Славу" ему принесло растиражированное газетами заявление г-на Окунева о том, что он, Окунев, ведет слежку за теми, кого считает сторонниками своих противников (подробнее об этом см. раздел 13 "Применение силы, угроза силой, моральное давление").

Г.А. Зайцев продолжал атаковать облизбирком новыми жалобами, в том числе на решение окружкома от 23.11.01 (заявления от 22.11.01, 26.11.01, 27.11.01). Окунев понял, что играет с огнем. Да и большая часть избирательной кампании была уже позади. 26.11.01 он направил на имя нового президента фонда письмо с заявлением о сложении с себя полномочий учредителя фонда и просьбой расторгнуть договор о размещении информации на информационных щитах фонда, приостановить деятельность фонда на время избирательной кампании, внести изменения в учредительные документы фонда, исключив из них имя Окунева как учредителя. Президент фонда и его попечительский совет сработали оперативно. Уже 29.11.01 изменения в уставе фонда были зарегистрированы администрацией Мотовилихинского района г. Перми. До конца избирательной кампании оставалось всего-ничего.

02.12.01 областная избирательная комиссия рассмотрела жалобы Г.А. Зайцева (в том числе, на решение окружной комиссии от 23.11.01) и посчитала, что нарушений со стороны г-на Окунева вполне достаточно для отмены его регистрации (решение №205/Д от 02.12.01). Но поскольку до дня голосования к этому времени оставалось менее 15 дней, облизбирком уже не имел права сам отменить регистрацию и должен был обратиться для этого в суд. Областной суд (судья М.П. Вакутина) признал факт нарушения кандидатом законодательства, но посчитал его недостаточным для отмены регистрации. Поскольку г-н Окунев за свои грехи уже получил предупреждение от окружной комиссии, суд посчитал эти меры "соразмерными тяжести содеянного, справедливыми и достаточными". По мнению суда, получив предупреждение, Окунев исправился и в дальнейшем вел себя хорошо. Кроме того, "заявителем не представлено суду доказательств того, что благотворительные акции "Добрая каша" могли повлиять на решение избирателей при проведении выборов". (Последнее сказано по поводу того, что в течение почти 6 недель по два раза в неделю по 500 человек бесплатно кормили от имени кандидата.)

 

8.3. Кандидат А.Ю. Бойченко (округ №12) и фонд "Стабильность"
Участие в избирательной кампании фонда "Стабильность" показало, что можно действовать с размахом, не меньшим, чем у "Доброй силы", но при этом ориентироваться на акции, гораздо более дешевые, нежели "Добрая каша".

Фонд "Стабильность", который стал главным инструментом предвыборной борьбы кандидата А.Ю. Бойченко, был учрежден в августе 2000 г. и начал активные действия на территории 12-го округа летом 2001 г. Надо заметить, что президенту фонда генеральному директору Пермского ЦБК А.Ю. Бойченко в этом отношении пришлось сложнее, чем Окуневу. Дело в том, что "базой" Бойченко был очень отдаленный кусочек Перми - Голованово. Именно там расположен ЦБК. Расстояние между Голованово и территорией 12-го округа измеряется десятками километров и вмещает в себя два весьма крупных района г.Перми - Орджоникидзевский и Мотовилихинский (12-й округ занимает часть Мотовилихинского района на стороне, противоположной Голованово). По началу надо было придумать какое-то правдоподобное объяснение, почему это вдруг головановский фонд начинает ухаживать за микрорайонами Городские Горки и Садовый. Собственно, настоящее объяснение было ясно изначально, но нужно было еще объяснение, которое "хорошо звучит". Нельзя же было еще в июле заявить во всеуслышанье: "Я хочу баллотироваться от этого округа, поэтому начинаю ублажать его жителей".

Для того чтобы стать в 12-м округе "своим" Бойченко пришлось даже купить квартиру в Мотовилихе. При этом, правда, произошел маленький "прокол". Крупная покупка всегда привлекает внимание к источникам средств. А официально продекларированный доход г-на Бойченко составил 10 тыс. руб. в год, что вызвало лишние вопросы. Во-первых, такой доход кажется странным для генерального директора крупного комбината (у одного из конкурентов Бойченко - пенсионера - объявленный доход составлял 12 тыс. руб.). Во вторых, значительная часть жителей Мотовилихи с гораздо большими доходами накопить денег на квартиру никак не могут.

Для "раскрутки" фонда и его президента была использована специальная газета "Место жительства" ("МЖ"), издаваемая тиражом в 25 тыс. экз. о принципу "в каждый почтовый ящик" (подробнее об этом см. раздел 7.4 "Агитация в средствах массовой информации, не оплаченная из избирательного фонда").

Летом-осенью 2001 г. фонд "Стабильность" развернул на территории 12-го округа активную и шумную благотворительную деятельность, всюду подчеркивая, что он - "фонд Бойченко". В октябре были сделан реверанс в сторону избирательного законодательства. 18.10.01 обще собрание участников фонда приняло решение о приостановке деятельности фонда вплоть до конца выборов. Однако на практике команда Бойченко продолжала активно работать, и эта деятельность прочно ассоциировалась в сознании жителей с фондом "Стабильность" и А.Ю. Бойченко. Несколько примеров.

30.10.01 и 1.11.01 на территории округа работники фонда "Стабильность" вели агитацию за Бойченко и бесплатно раздавали жителям комплекты витаминов, сопровождаемые напечатанной на хорошей бумаге полноцветной листовкой, в которой было сказано открытым текстом: "Наш фонд "Стабильность" решил помочь Вам сохранить здоровье". Подпись: "Александр Бойченко, Президент фонда "Стабильность"". Несколько раз был напечатан логотип фонда "Стабильность", указаны его адрес и телефон. (Заявления в окружком №12 от избирателей Н.М. Внутских, В.С. Мотина, Э.Н. Зарипова, С.М. Бублик, Н.А. Чугаевой).

В №11 газеты "Место жительства" была опубликована юридическая консультация от имени фонда "Стабильность", не оплаченная из избирательного фонда кандидата Бойченко. Там же был напечатан большой агитационный материал Бойченко, в котором он обещает переориентировать фонд "Стабильность" на целевое оказание помощи пожилым людям. 16.11.01 этот вопрос рассматривался на заседании ОкрИК №12 (решение №9). Представитель Бойченко М.И. Березина заявила, что консультация дана по инициативе издательства, Бойченко ее не заказывал и не оплачивал. Что касается обещания переориентации фонда, то она "имеет в общем контексте иной смысл". Доводы М.И. Березиной о непричастности Бойченко к публикации в "МЖ" показалась членам окружкома весьма убедительными. После них за отмену регистрации проголосовал только 1 человек, 11 были против.

09.11.01, 16.11.01, 23.11.01 в школе №151 были встречи с А.Ю. Бойченко, на которых кормили бесплатными обедами (заявления в ОкрИК №12 избирательницы А.И. Чугаевой и в ОблИК избирателя В.К. Стенинга).

23.11.01 в нескольких домах бесплатно раздавались билеты в кинотеатр "Кристалл", где перед сеансом была встреча с Бойченко.

Интересно, что когда в областном суде 05.12.01 рассматривался вопрос об отмене регистрации А.Ю. Бойченко, суду была представлена выписка по лицевому счету фонда "Стабильность", согласно которой списание денежных средств на проведение благотворительных мероприятий не проводилось за период с 15.11.01 по 04.12.01. Г-н Бойченко был зарегистрирован в качестве кандидата 24.10.01. Вопрос: почему же представитель Бойченко в суде, зная, что всерьез ставится вопрос о снятии Бойченко с дистанции, не предоставил данные за весь период избирательной кампании? Еще вопрос: почему суд эти данные не затребовал?

Заслуживают упоминания, по крайней мере, две долговременные агитационные акции, проведенные фондом "Стабильность" и кандидатом А.Ю. Бойченко: проведение лотереи с розыгрышем призов после дня голосования и имитация принятия на работу пенсионеров с обещанием выплатить им некое вознаграждение.

08.06.01 на очередном собрании участников фонда "Стабильность" было принято решение о проведении среди жителей лотереи. Розыгрыш призов был назначен на 25.12.01. Естественно, в этот момент никто из участников собрания даже не догадывался о грядущих выборах, и уж тем более о том, что президент их фонда собирается в этих выборах участвовать. Однако, лотерейные билеты стали распространяться почему-то только через 3 месяца после принятия решения - в сентябре-октябре, когда выборная тема была у всех на устах. Лотерейные билеты распространялись от имени фонда "Стабильность" и его президента А.Ю. Бойченко. У избирателей создавался стимул в течение всей избирательной кампании помнить фамилию Бойченко и помнить, что от Бойченко они могут получить приз.

Облизбирком посчитал, что в данном случае нарушены требования сразу двух пунктов закона: запрет воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств и других материальных благ (ОЗ ЗС ст.84 п.2) и запрет на ведение благотворительной деятельности кандидатом или в поддержку кандидата (ОЗ ЗС ст.84 п.3). Своим решением №158/Д от 06.11.01 ОблИК вынес Бойченко предупреждение и обязал до 20.11.01 опубликовать в СМИ сообщение, что лотереи не будет. Учитывая частоту выходов "Места жительства" двух недель казалось вполне достаточно, поскольку за это время должны были выйти 2-3 номера. Никаких объявлений опубликовано не было. 28.11.01, через неделю после отведенного срока (и за 10 дней до окончания избирательной кампании), облизбирком вернулся к этому вопросу. И получил от представителя Бойченко обескураживающий ответ: "Мы передали в редакцию заявление, что лотереи не будет. А редакция это заявление все не печатает и не печатает".

05.12.01 в областном суде слушалось дело об отмене регистрации кандидата А.Ю. Бойченко. Среди прочих рассматривался и вопрос о лотерее. Судья М.А. Толстикова оценила его так. Билеты были распространены до регистрации Бойченко кандидатом, а розыгрыш назначен после выборов. Следовательно, во время избирательной кампании никаких действий по проведению лотереи не осуществлялось. Никто не доказал, что билеты распространялись только на территории 12-го округа. Представитель Бойченко утверждал, что это не так. "Данный факт, по мнению суда, свидетельствует о том, что устроители лотереи не имели цели воздействовать на избирателей 12 избирательного округа путем распространения лотерейных билетов с тем, чтобы повлиять на их волю, склонить к голосованию за Бойченко". "Под подкупом понимается передача денежных средств или материальных благ … либо обещание передачи денег, материальных благ в будущем с тем, чтобы склонить избирателей проголосовать за кандидата в депутаты. По своей сути лотерея является игрой, розыгрыш призового фонда осуществляется между владельцами лотерейных билетов, при этом выпадение выигрыша не зависит от воли и действия участников розыгрыша, являясь исключительно делом случая. Таким образом, обладатели лотерейного билета, в том числе и избиратели 12 избирательного округа, не могут однозначно рассчитывать на выигрыш, т.е. на получение материальных благ. Следовательно, действия по розыгрышу лотереи не попадают под понятие подкупа применительно к п.2 ст.84" ЗСПО.

Избирательница Л.Л. Бородулина поведала в своем заявлении в областную комиссию (вх.№068/01-з от 06.11.01) интересную историю о том, как можно создать у избирателя впечатление о том, что ему (избирателю) вот-вот заплатят денежки, но при этом реально не брать на себя никаких обязательств.

03.11.01 к ней домой пришла женщина и попросила Л.Л. Бородулину передать маме-пенсионерке бланк "Соглашения" между мамой и кандидатом в депутаты по 12-му округу А.Ю. Бойченко. Суть документа. Между гражданином и кандидатом в депутаты по округу №12 А.Ю. Бойченко, действующим на основании удостоверения №3 от 24.10.01 (?! - М.П.), заключается соглашение, по которому "исполнитель обязуется оказывать услуги, обусловленную заданием" (сохранен язык оригинала), оказывать их лично, сохраняя полученные при этом сведения как конфиденциальные. "Заказчик имеет право расторгнуть настоящее соглашение в одностороннем порядке в случае ненадлежащего выполнения исполнителем своих обязанностей и потребовать возмещения убытков. Заказчик обязуется оплатить услуги исполнителя в размере (прочерк)".

Л.Л. Бородулину насторожили следующие моменты.
- Ее мама родилась в 1931 г. и вряд ли годится для "оказывания услуг, обусловленных заданием". Но соглашение было предназначено именно для нее, а не для более молодых членов семьи.
- В "Соглашении" не был указан ни конкретный объем работ, ни конкретная сумма, причитающаяся за их выполнение.
- На "Соглашении" был указан только номер паспорта г-на Бойченко и больше никакой информации о нем.
- Экземпляр "Соглашения" был только один. Отдав этот экземпляр "заказчику" исполнитель оставался без каких-либо документов, подтверждающих наличие соглашения.

Интересно, что когда заявление г-жи Бородулиной рассматривалось на облизбиркоме, представитель Бойченко заявила, что кандидат Бойченко не имеет к этому соглашению никакого отношения и, естественно, никаких денег по нему выплачивать не намерен.

В заключение отметим, что Бойченко не посчитал нужным даже формально выйти из руководства фондом и в течение всей избирательной кампании продолжал подписывать агитационные материалы в качестве президента фонда "Стабильность". Правда, со дня регистрации (с 24.10.01) Бойченко взял в фонде отпуск и даже возложил исполнение обязанностей президента на одного из своих коллег. Но когда в фонд звонили по телефону с вопросом, кто же ваш президент, ответ следовал немедленный и однозначный: Бойченко. Дальше - интереснее. На заседании облизбиркома 28.11.01 в связи с многочисленными допущенными нарушениями обсуждался вопрос об отмене регистрации кандидата Бойченко. И в этот момент из уст представителя Бойченко прозвучала информация, что Бойченко 21.11.01 снял с себя полномочия президента фонда, только эта информация еще нигде не опубликована. Это заявление вызвало легкое замешательство, поскольку 22 и 23 ноября были выпущены две листовки ("За словом - дел, за делом - результат", "Мой округ - мой дом"), подписанные традиционно: "Бойченко - президент фонда "Стабильность" ". ОблИК, во-первых, потребовал в недельный срок опубликовать заявление о сложении полномочий (напомним, что до выборов оставалось 10 дней), а во-вторых, решил предупредить кандидата Бойченко за использование подписи "президент фонда "Стабильность" уже после того, как Бойченко президентом быть перестал (решение №912/Д от 28.11.01). Буквально чрез неделю - 05.12.01 - по жалобе Бойченко это решение ОблИК рассматривал областной суд. И оказалось, что "сведения, послужившие основанием к вынесению предупреждения, не соответствуют действительности". Никаких полномочий с себя Бойченко не снимал и продолжает оставаться президентом фонда.

 

8.4. Другие случаи подкупа избирателей
1. 30.11.01 в 11 час. в кинотеатре "Кристалл" просмотр фильма был сопряжен со встречей с кандидатом по округу №10 А.Е. Флегинским - владельцем кинотеатра. Аналогичные киносеансы сеансы и встречи "в одном флаконе" проводились и раньше. (Заявление в ОблИК от избирателя С.С. Вусихиса вх.№185/01-з от 30.11.01)

2. 04.12.01 в Муниципальном ДК г. Перми фонд "Поколение" (возглавляемый кандидатом по 10-му округу Л.А. Тингаевой) проводил чаепитие с конфетами и выпечкой. На чаепитии выступала сама Тингаева. (Заявление в ОблИК избирательницы В.В. Гусаренко вх.№215/01-з от 05.12.01)

3. Одним из кандидатов по округу №21, включающему в себя г. Александровск, был председатель Совета директоров ОАО "Александровский машиностроительный завод" Г.Г. Меграбян. 03.11.01 в газете "Рабочая жизнь" (орган трудового коллектива ОАО "АМЗ", тираж 1424 экз., распространяется бесплатно среди рабочих завода) была напечатана заметка в рубрике "В совете директоров" под заголовком "Студенты будут рады". В ней говорилось о том 24 октября на заседании Совета директоров было рассмотрено предложение Г.Г. Меграбяна о выплате ежемесячных стипендий из фонда председателя Совета директоров студентам дневного отделения ВУЗов и учреждена именная стипендия председателя Совета директоров Г.Г. Меграбяна в размере 500 руб. Окружком посчитал это нарушением п.2 ст.84 ОЗ ЗС, который запрещает подкуп избирателей, в том числе "воздействие на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг… и других материальных благ…", и вынес Г.Г. Меграбяну предупреждение. Меграбян обратился в областную комиссию, указывая на то, что решение на совете директоров принимаются не единолично, а большинством голосов, и вообще, здесь нет никаких признаков предвыборной агитации. Однако ОблИК поддержал мнение окружной комиссии (решение №228/Д от 09.12.01).

4. В отчете депутата В.А. Агафонова (округ №24), главного врача областной клинической больницы (ОКБ), опубликованном на сайте ЗСПО было сказано, что жители его округа обращаются и госпитализируются в ОКБ вдвое чаще, чем остальные жители области. Подробнее об этом - в разделе 16 "Экзотика".

5. Председатель Пермского областного фонда обязательного медицинского страхования действующий депутат и кандидат по 30-му округу Л.Б. Наумова организовала в райцентрах округа бесплатные консультации специалистов-медиков из Перми. Объявление с графиком бесплатных консультаций было опубликовано в районной газете "Куединский вестник" 20.11.01.

6. В период с 16 по 18 ноября кандидат Л.Б. Наумова организовала в районных центрах 30-го округа (селах Барде, Куеде и Уинском) концерты-фестивали с участием учеников старших классов и студентов. Участники фестивалей бесплатно участвовали в работе мастер-классов боевых искусств, рэпа, хип-хопа, визажистов, русского рока и пр. Участников несколько раз бесплатно кормили, они получили в подарок по электрическому фонарику.

7. Бесплатные юридические консультации публиковались в агитационном листке "Окружной вестник" кандидата по 34-му округу В.А. Шилова (газета "Звезда" от 27.11.01).

8. По сообщению избирательницы А.И.Востриковой в д.Терехино кандидатом по округу №38 Ю.Г. Ёлоховым был организован вечер для пенсионеров.

9. 22.11.01 в Верещагино на встрече кандидата Ю.Г. Ёлохова с избирателями (округ №38) бесплатно раздавались ручки с надписью "Наш кандидат Юрий Ёлохов". По некоторым данным, Ёлохов попытался зарегистрировать эти ручки в окружкоме на правах агитационного (печатного?) материала. ОкрИК юмора не оценил и вынес кандидату предупреждение.

НАЗАД ОГЛАВЛЕНИЕ ВПЕРЕД

Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV