Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

Пермская региональная общественная организация "ЦИТОС"
М.А. Плаксин

Доклад
о соблюдении избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области в 2001 г.

 

15. Отсутствие ответственности за нарушение избирательных прав

Фактическое отсутствие санкций за несоблюдение многих требований выборного законодательства - серьезная проблема. Складывается она из двух составляющих: из отсутствия соответствующих норм в законе и из нежелания применять имеющиеся нормы. Ответственность за нарушение выборного законодательства может наступить либо в соответствии с законом о выборах, либо в соответствии с уголовным или административным кодексом. Выборное законодательство предусматривает две санкции: предупреждение и отмену регистрации. Обе они направлены на кандидата в депутаты. О проблеме применения этих санкций речь шла в разделе 4.2 "Механизм аккумулирования ответственности за мелкие и средние нарушения со стороны кандидатов. Защита прав избирательных комиссий". Здесь речь пойдет об уголовной и административной ответственности.

На федеральном уровне проблема заключается в том, что правила ведения избирательной кампании прописаны в законах о выборах, а ответственность за их нарушения - в административном и уголовном кодексах. Естественно, между разными документами возникают несогласованности (норма упомянута в выборном законе, но санкции за ее нарушение в административном кодексе не предусмотрены), изменения в административном и уголовном кодексах не поспевают за изменениями в законах о выборах.

Перед началом избирательной кампании автор доклада надеялся, что областной закон в принципе окажется в большей степени защищен от нарушений, чем федеральный. Дело в том, что в Пермской области предусмотрена административная ответственность за нарушение региональных законодательных актов. Первоначально соответствующие нормы входили в областной закон о Законодательном Собрании, а с лета 2000 г. действует специальный закон об административной ответственности за нарушение нормативных актов Пермской области, согласно которому несоблюдение требований указанных актов может повлечь за собой штраф от 2 до 20 МРОТ. Надо сказать, что эти надежды с треском провалились! Автору не известно ни одного (!) случая применения этого закона к лицам, нарушавшим выборное законодательство! Главная причина этого - в процессуальных сложностях. Для самих избирательных комиссий возбуждение административного производства оказывается слишком хлопотным. А правоохранительные органы не горят желанием применять нормы регионального законодательства так же, как и федерального. Пересылка материалов о правонарушениях в прокуратуру или органы внутренних дел по эффективности примерно равна выбрасыванию их в корзину для бумаг. Автору известен единственный случай, когда прокуратура отреагировала на такую пересылку возбуждением уголовного дела. Это распространение на территории округа №30 антитатарских листовок. В подавляющем большинстве случаев ответы прокуратуры и органов МВД звучали совершенно одинаково: "Факты не подтвердились".

Один пример из выступления председателя областной комиссии А.Н. Лебедева на заседании АСПЭМ 27.12.01. На территории 12-го округа распространялись анонимные листовки, направленные против кандидата Н.М. Аникиной. Листовки представляли собой перепечатки из газет "Звезда" и "Голос поколения". Причем на одной стороне был напечатан логотип "Звезды", на другой - логотип "Голоса поколения". Аникина обратилась в прокуратуру с просьбой пресечь распространение, указав адрес, откуда распространялись листовки. Прокуратура 10 дней проверяла заявление и сообщила сделанный вывод: ни газета "Звезда", ни газета "Голос поколения" к анонимной листовке отношения не имеют! И это все!

НАЗАД ОГЛАВЛЕНИЕ ВПЕРЕД

Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV