Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

Пермская региональная общественная организация "ЦИТОС"
М.А. Плаксин

Доклад
о соблюдении избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области в 2001 г.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Субботин А.Г.
аспирант кафедры Политических наук ПГУ

Мониторинг агитационной кампании в пермских СМИ в период выборов в Законодательное Собрание Пермской области третьего созыва

Вступительное замечание составителя доклада
В ходе проекта по мониторингу избирательных прав аспирант кафедры политических наук ПГУ А.Г. Субботин отслеживал посвященные избирательной кампании публикации в пермских СМИ. Часть собранных им материалов была использована при работе над докладом. Однако подготовленный А.Г.Субботиным отчет представляет, на мой взгляд, самостоятельный интерес (может быть больше с точки зрения политологической, нежели правозащитной). Поэтому было решено опубликовать его в качестве приложения к докладу. Текст отчета публикуется с минимальной редакторской правкой.
В данном отчете представлена точка зрения А.Г. Субботина, которая не всегда совпадает с точкой зрения составителя доклада.

М.Плаксин

 

Одним из основных инструментов проведения предвыборной агитации являются средства массовой информации.

Целью данной работы является мониторинг за соблюдением предвыборного законодательства средствами массовой информации в период кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермской области, состоявшихся 9 декабря 2001 года. В нашем исследовании, проводившемся на протяжении четырех месяцев, мы постарались выявить уровень политкорректности статей с политической рекламой и степень политической толерантности пермских СМИ в подаче как агитационных, так и информационных материалов, посвященных выборам.

 

1. Панорама СМИ
Всего по Пермской области в положенный по закону срок (в данном случае 6 сентября) о своем намерении принять участие в выборах заявили 24 телекомпании, 15 радиостанций и более 100 газет различной направленности и периодичности.

Не секрет, что выборы - весьма благодарное время для зарабатывания средствами массовой информации на политической рекламе. Расценки за предоставление своих площадей для ведения агитации в эту предвыборную кампанию в Прикамье были весьма разнообразны.

Так, изготовление телевизионного рекламного ролика стоило от 15 рублей за секунду до двусмысленного определения "согласно смете". Прокат собственного телевизионного ролика мог обойтись кандидатам в пределах от 9 до 150 рублей за секунду.

Изготовление ролика с политической рекламой на радио стоило от 180 рублей за 30 секундный ролик, до опять же туманного "согласно смете". За прокат уже готовых роликов приходилось заплатить от 5 руб. за слово или от 5 до 100 рублей за одну секунду радиоэфира. По области цена на один кв. см. газетной площади колебалась в пределах от 2 до 216 рублей. Естественно, многое зависело от полосы и степени удаленности газеты от областного центра. Стоимость 1 кв. см. в спецвыпусках большинством СМИ была заявлена от 1 рубля. Естественно, кандидатам, избирающихся от города Перми, "повезло" в этом плане гораздо меньше, поскольку высшая отметка ценовой вилки стоимости теле- и радиоэфира, а так же газетных площадей приходится на СМИ из областного центра.

Как отмечает корреспондент газеты "Звезда" (№177 от 22.11.2001), облизбирком обратил внимание на то, что некоторые печатные СМИ, активно участвующие в кампании, указали настолько низкие расценки на политическую рекламу, что доходы от агитации, в принципе, не могут покрыть затраты даже на бумагу и печать изданий. Это вызвало подозрения в использовании "неофициальных" расчетов между редакциями и кандидатами, пользующихся их услугами.

Вместе с тем, у ряда аналитиков и политтехнологов (на основе опыта предыдущих кампаний) еще накануне выборов имелись серьезные основания полагать, что в ходе предвыборной кампании "вдруг" появятся какие-то новые издания или политическую рекламу в разных ее формах будут размещать те немногие СМИ, которые не опубликовали свои расценки, а, следовательно, не имели права на осуществление подобной деятельности. Кроме того, определенные опасения в отношении политкорректности выборов вызывали заявленные некоторыми СМИ спецвыпуски. Данное утверждение базировалось на опыте губернаторской кампании 2000 года, когда кандидат в губернаторы Сергей Левитан выпустил миллионным тиражом газету "ГубЧК" (формально не зависимую от его же газеты "Губернские вести") с разоблачительными статьями на одного из основных кандидатов на губернаторский пост - действующего тогда губернатора Геннадия Игумнова. Использованный Левитаном прием оказался весьма действенным, поскольку вызвал несколько подражаний: в губернаторской кампании 2000 года появились анонимные "ЧеКа" и "ГубЧК-2".

Накануне кампании по выборам депутатов в ЗС ПО были высказаны предположения о том, что и нынешние выборы не обойдутся без левитановской газеты. Как информирует читателей пермский еженедельник "Новый компаньон" (№33 от 2 октября 2001 года, с.7), Сергей Левитан намерен посредством своей газеты участвовать в выборах. Эффект от этого заявления не замедлил себя ждать. На сайте пермского охранного предприятия "Альфа" было размещено сообщение, что с Сергеем Левитаном ведутся переговоры на использование бренда "ГубЧК" в предвыборной борьбе.

Как показал ход выборов в Законодательное собрание третьего созыва, опасения по поводу "ГубЧК" не оправдались, но лишь отчасти. Действительно, газета с таким названием на выборах не участвовала, но вот прием, который был применен Левитаном, в эту кампанию был растиражирован повсеместно. Имеются в виду спецвыпуски местных газет, осуществленных либо под известным местным брэндом (например, "Местное время" в Индустриальном районе), либо газеты (информационные листки, бюллетени) с чуть измененным названием, но зато с легко узнаваемым макетом верстки.

 

2. Кандидаты
О своем желании участвовать в выборах облизбирком первоначально уведомили 160 человек (кстати, специалисты прогнозировали этот показатель намного больше - 200-250 человек). 28 действующих депутатов заявили о своих намерениях участвовать в очередных выборах. 7 отказались баллотироваться на новый срок, а в пяти округах кресла депутатов были вакантны уже более года.

Принцип альтернативности формально соблюден во всех 40 избирательных округах. Зарегистрировались и получили право вести агитационную деятельность 136 кандидатов (по некоторым кандидатурам судебные разбирательства о праве на регистрацию велись чуть ли не до дня голосования, например, в 10-м округе такой судьбы удостоилась Светлана Тимганова). Средний "конкурс" оказался не очень большим - 3,4 претендента на мандат. Кроме того, еще не факт, что каждый из участников выборов ставил перед собой самые высокие цели. Известно, что только 116 кандидатов подали заявки на предоставление им бесплатного эфирного времени для агитации на государственном телевидении "Т7". Остальные тридцать, видимо, изначально на победу не рассчитывали и это наводит на мысль о том, что данные кандидаты являются подставными (хотя, естественно, категорически настаивать на данном предположении мы не будем).

Особенностью этих выборов явилась незначительная доля женщин-кандидатов - 12% (всего 16 человек). Кроме того, среди 136 кандидатов более 90 человек имеют пермскую прописку. За бортом кампании первоначально остались 24 кандидата. 12 из них не смогли вовремя представить подписные листы, еще столько же получили решения об отказе в регистрации. Описанию дальнейшего развития событий в отношении большинства из них пермские СМИ и уделяли львиную долю внимания на своих страницах в течение ноября 2001 года. Причина отказа во многих случаях - недостоверные сведения, содержащиеся в подписных листах. Четверо человек с решениями окружных избирательных комиссий не согласились и обжаловали их в облизбиркоме. Двум кандидатам удалось добиться своего - Борис Протасов и Владимир Дыбовский были зарегистрированы в качестве кандидатов по 16-му и 14-му округам соответственно.

А вот Владимир Янковский не стал протестовать на отказ окризбиркома регистрировать его в качестве кандидата, а снова собрал подписи и зарегистрировался-таки кандидатом в 24-м избирательном округе.

Г-ну Красносельских (30-й избирательный округ, Барда) члены окружной избирательной комиссии отказали в регистрации, помимо прочего, еще и на том основании, что некоторые избиратели при проверке подписных листов отказались от своих автографов. Однако, в нескольких случаях заявления об отказе от подписи и сам автограф в подписном листе были сделаны одной и той же рукой. В конце концов, по решению суда А. Красносельских был зарегистрирован (подробнее см. //"Звезда" №180 от 27.11.2001). В том же округе был снят с дистанции М. Арсланов, т.к. им были представлены не полные данные о доходах.

Однако есть и такие кандидаты, в отношении которых облизбирком отменил решения окружных избирательных комиссий об отказе им в регистрации. Такой прецедент имел место в 14-м округе (части Мотовилихинского и Орджоникидзевского районов Перми) с заместителем директора ООО "Вектор" Владимиром Дыбовским.

В тех территориях, где позиции действующего депутата весьма крепки, их избирательные штабы позаботились о выставлении подставных кандидатур. В этих случаях, отсутствие хоть какой-то предвыборной борьбы могло сыграть и отрицательную роль, т.к. отсутствие интриги грозило привести к низкой явке избирателей на участки для голосования в день выборов. Поэтому, можно предположить, что в более чем 50% округов предвыборная стратегия основных кандидатов строилась на обеспечении явки избирателей 9 декабря. Во многом это было обусловлено политикой областной администрации по предварительному согласованию наиболее подходящих для губернаторской команды кандидатов.

С целью пробудить сознательность масс, облизбирком заказал телерадиокомпании "Т7" несколько рекламных роликов, которые будут напоминать о грядущем голосовании.

С этой же целью был изменен и порядок отчета о ходе голосования в день выборов. Было решено, что сводки о количестве проголосовавших будут поступать каждые три часа - в 10, 13, 16 и 19 часов. В случае "недобора" до заветных 25 процентов явки электронные СМИ смогут еще раз призвать избирателей на участок. Кроме того, журналистам было рекомендовано воздерживаться говорить о заранее прогнозируемом исходе выборов в том или ином округе, поскольку, в этом случае, доверчивый избиратель махнет на выборы рукой и не придет на избирательный участок. Вот тогда-то исход как раз и будет непредсказуемым.

Округ №24 (Добрянка, часть Ильинского района) интересен тем, что здесь за мандат "сражались" два однофамильца: директор ООО "Дитранс" Виктор Плюснин и слесарь-сантехник четвертого разряда МУП "Городские общежития" Владимир Плюснин. Понятно, что наличие кандидатов-"близнецов" запутывает избирателей и объективно повышает шансы кого-то третьего.

Аналогичная интрига имела место в округе №10 (часть Свердловского района), где баллотировались генеральный директор ООО "Оптпродторг" Лариса Тингаева и директор ООО "Оптпродовощторг" Светлана Тимганова. Правда, второй "однофамилице" было отказано в регистрации окружкомом; ее жалобу отклонила и областная избирательная комиссия. Однако положительное для г-жи Тимгановой решение было принято судом и она была таки зарегистрирована, правда, сняла свою кандидатуру, обвинив в своем неудавшемся опыте вхождения во власть окружную избирательную комиссию. Пока "однозвучные" кандидатки выясняли отношения, выборы выиграл директор производственно-строительного предприятия "СТЭР" Александр Флегинский (кстати, по ряду косвенных признаков нельзя исключать, что Светлана Тимганова была некоторым образом связана с А. Флегинским - на неоднозначность появления кандидатуры г-жи С.Тимгановой проливают свет материалы газет "Пермский обозреватель" (№40 от 3.12.2001,с.4) и "Звезда" № 180 от 27.11.2001).

Необходимо отметить, что реально стартовала предвыборная компании еще до объявления 16 августа 2001 года даты назначения выборов. А многие потенциальные кандидаты и действующие депутаты были весьма активно представлены в местной прессе и до момента их регистрации в качестве кандидатов. Об этом, кстати, свидетельствуют и сами журналистские материалы на предвыборную тему (см., например, //Пермские новости. №46 от 16.11.2001, с.5)

 

3. Политическая и предвыборная журналистика
Все сентябрьские и октябрьские сообщения местной прессы о грядущих выборах или со связанными с ними сюжетами можно условно разделить на несколько групп. 1. Обычные информационные материалы, за преднамеренный характер упоминаний фамилий кандидатов в которых ручаться нельзя. 2. Информация о политиках и выборах (в большинстве случаев это заказные статьи - портреты бизнесменов и политиков, "новости", предвыборные скандалы и так далее), так же статьи, в которых потенциальный кандидат выступает в качестве эксперта и т.п. 3. Рейтинги действующих политиков и политические прогнозы по округам (аналитические материалы).

Особая тема - интервью с политтехнологами о местном рынке PR-услуг, например, с Сергеем Минаевым (//"НК", № 30 от 11.09.2001 г., с.3). Общая тема этого и подобных выступлений: Прикамье настолько специфично, что те кандидаты, которые свяжутся с московскими или прочими варягами-политтехнологами, обязательно проиграют. В принципе, это больше похоже на саморекламу, чем на реальные советы или предостережения.

 

3.1. Рейтинги
К рейтингам, которые публикует областная газета "Звезда", есть много методических претензий, но это не суть. Главное заключается в том, что больше половины экспертов, расставляющих пермских политиков в этом рейтинге по местам, являются политтехнологами или по крайней мере консультируют определенные команды кандидатов. На наш взгляд, попадание в рейтинг некоторых персонажей не всегда оправдано. Но, тем не менее, рейтинг "Звезды" - это хорошая реклама, даже если фамилия потенциального кандидата помещена в списке тех, кто не попал в символическую "двадцатку". Завсегдатаями рейтинга являлись такие действующие депутаты ЗС как А. Кузяев, Н. Девяткин, В. Рыбакин, С. Леви, О. Бурцев, И. Неустроев, А. Климов, Б. Светлаков, Д. Скриванов и т.д. Кроме того, в рейтинге представлены и те, кто еще в сентябре-октябре может быть и не хотел (хотя, наверное, они так говорили далеко не всем) заявляться в предвыборную гонку: Н. Белых, А. Токарев, В. Шубин и т.д. (см. //"Звезда". №№134 (6.09.2001 г.), 154 (11.10.2001 г.), 173 (15.11.2001)).

Осенью 2001 года в пермской журналистике начинается интересная тенденция - "война" рейтингов. Монополию "Звезды" попытались нарушить две пермские деловые газеты "Новый компаньон" и "Пермский обозреватель". В пику звездинскому рейтингу "Новый Компаньон" поместил статью со здравой критикой всех пермских рейтингов, в которых усматривается ангажированность, зависимость от своих авторов и экспертов. В компаньоновской статье приводятся примеры с упоминанием таких политиков-депутатов-кандидатов как И. Неустроев, О. Бурцев, М. Касимов, Н. Девяткин, Л. Зотина (см. //"НК" №33, 2.10.2001, с. 6).

В непериодично выходящий рейтинг политиков "Пермского обозревателя", так же вошли действующие депутаты и кандидаты (например, В. Кобелев, В. Рыбакин - подробнее см. //ПО №39 от 26.11.2001). К чести газеты, авторы рейтинга остались аполитичными, во многом благодаря тому, что данное исследование основано не на предвыборных скандалах, а на реальных экономически значимых событиях.

Таким образом, с одной стороны, рейтинги - это определенный атрибут, показатель аналитического уровня деловой газеты, с другой стороны, это неплохая PR-акция.

Вряд ли возможно каким-либо законодательным образом исключить из таких, аналитических по сути, материалов элементы предвзятость и ангажированности. Единственный возможный выход - обязать местные СМИ публиковать рейтинги, составленные независимыми, а лучше всего иногородними экспертами. Но это предложение в сегодняшних условиях выглядит утопией.

 

3.2. Аналитические обзоры ситуации в округах
На наш взгляд, даже простое упоминание фамилии кандидата во время предвыборной кампании - это, по сути, та же агитация: "повторенье - мать ученья". Действующее законодательство, как нам кажется, в этом отношении оказывается в подвешенном над действительностью состоянии. Во всяком случае собственно политической журналистики во время выборов становится крайне мало; зачастую политическая аналитика теряет свои информационность и так или иначе, может быть и не напрямую, но косвенно сливается с агитацией. Кстати, по нашим данным, за упоминание нужной фамилии в нужном контексте в некоторых пермских СМИ можно договориться за приемлемую цену.

С претензией на независимость и объективность расклад по округам представлен в "Звезде" от 28.09. и 13.11.2001 года с продолжением в специализированном приложении "Звезда - Политика".

Предвыборный пасьянс описан в "НК" №31 от 18.09.2001 года. Упоминаются все основные фамилии, но упор делается на кандидатов, поддерживаемых пермскими правыми: Н. Белых, Ю. Белоусова, О. Бурцева, Г. Зайцева, А. Токарева, В. Вахрина. Упоминается даже, что от администрации области получено молчаливое согласие на поддержку последнего в борьбе с Г. Лаптевым. Главная идея статьи - кого поддерживает областная администрация, тот и победит, или кого "ведет" близкая к губернатору PR-команда "Кучер", тот кандидат и выиграет, у остальных же шансов практически нет.

Предвыборные расклады рассматривает по некоторым округам и "Новый Компаньон" №33 от 2.10.2001 года (упоминаются фамилии полутора десятков кандидатов).

Предвыборная интрига в Свердловском районе Перми описана в номере Компаньона от 16 октября. Лейтмотив: где будет выдвигаться в кандидаты пока еще действующий директор "Пермских моторов" В. Кобелев, которого "вел", кстати, небезызвестный "Кучер", там у остальных кандидатов будут проблемы с возможностью победить.

Другая деловая газета Перми - "Пермский обозреватель" пытается не отстать от своего старшего коллеги - "Нового компаньона". В целом следует отметить меньшую ангажированность Обозревателя. Аналитические материалы есть практически в каждом номере. Так в №35 газеты "Пермский обозреватель" от 22 октября упоминается около 3 десятков фамилий кандидатов. В №36 от 29 октября "Пермский обозреватель" дает подробный расклад по округам №№39 и 40 (Коми округ) с упоминание практически всех фамилий кандидатов, зарегистрированных в этих округах. Лейтмотив статьи - депутатами от Коми-округа намерены стать варяги из скандального политического екатеринбургского движения "Май", против которых всем местным нужно объединиться.

В №40 от 3 декабря в обзоре ситуации по округам упор делается на использование кандидатами административного ресурса, а так же рассказывается о том, что окружные избирательные комиссии порой невольно - из своей большой загруженности - утверждают агитационные материалы кандидатов с компроматом на соперников (округа и фамилии кандидатов корректно не указываются).

Не отстает от своих деловых коллег и газета "Местное время", которая бесплатно распространяется по Перми тиражом в 250 тыс. экземпляров. Очевидно, что данное издание является мощной "дубинкой" в любых информационных войнах, а в предвыборных баталиях особенно. Анализ предвыборной ситуации главным образом по пермским округам помещался практически в каждом номере ноября (см. //"Местное время" №№42-46. 2001 г.). Страницы "Местного времени" очень выгодны для агитационный кампании. Даже неискушенным в предвыборных интригах читателям видны определенные симпатии редакции к таким кандидатам как Ю. Борисовец, А. Флегинский и А. Бойченко, которые на протяжении как минимум полугода стабильно появлялись на страницах данного издания (как правило, вся третья полоса газеты была отведена этим персонажам). Единственное изменение - с октября к таким материалам была приписана строчка "оплачено из избирательного фонда кандидата". Из каких источников оплачивались предыдущие статьи не известно, но стабильное упоминание данных персонажей иной раз чаще, чем губернатора или мэра вызывает немало вопросов (см. например, еще довыборные номера газеты "Местное время" №33 (29.08.2001), №35 (12.09.2001), №37 (26.09.2001), №39 (10.10.2001) и номера периода избирательной кампании №№ 42-47). Законодательно упорядочить упоминание кандидатов в аналитических обзорах нам так же представляется весьма проблематичным, поскольку подготовка к следующим выборам начинаются сразу же после окончания предыдущих. Здесь очень многое зависит от порядочности журналистов и редакторов, а так же тех событий, которые происходят в конкретном округе. Конечно, можно было бы обязать авторов аналитических материалов хотя бы по одному разу упоминать всех кандидатов по всем округам, чтобы обеспечить принцип равного права на агитацию, но это весьма проблематично выполнить на практике, поскольку не понятно какой орган будет осуществлять контроль за такими "мелочами" во всех газетах.

 

3.3. Имиджевые статьи, интервью, информации
Размещение интервью с известными и не очень политиками в единственной областной ежедневной газете "Звезда" довольно престижно, а в преддверии выборов особенно. В частности на ее страницах были публикованы интервью с действующими депутатами Законодательного собрания: с С. Леви (//"Звезда" от 14.09.2001 г.), с В. Агафоновым (//"Звезда" от 27.09.2001), И. Неустроевым. Понятно, что официально такие материалы, появившиеся еще до заявления данных политиков о своих намерениях участвовать на выборах, не оплачены (в принципе, они и не должны оплачиваться в силу существующего предвыборного законодательства), хотя, как нам известно, такой всплеск депутатской активности отнюдь не случаен. Кроме того, сомнительно, что газета в этом случае выступает как бесплатный медиаспонсор.

И. Неустроев фактически начал свою агиткампанию задолго до выборов. Так, в "Пермском обозревателе" уже в №27 от 3 сентября его фамилия мелькает несколько раз по самым различным поводам. Подходящим случаем "засветиться" в СМИ накануне выборов не откажется воспользоваться любой потенциальный кандидат. Так, фамилия Валерия Чупракова замелькала в связи с инициативой этого депутата по внесению на обсуждение на пленарном заседании ЗС проекта закона "О территориальном общественном самоуправлении" (//"Пермский обозреватель", №29, 2001).

В качестве экспертов, специалистов по каким-то проблемам, а так же людей, к мнению которых прислушиваются, можно отнести следующих потенциальных кандидатов или действующих депутатов, слова которых приводила на своих полосах областная газета "Звезда". Например, директор "Пермских моторов" В. Кобелев (//"Звезда" от 13.09.2001 г.). Интервью с этим же будущим кандидатом помещает на своих страницах "Местное время" №37 от 26.09.2001 (материал сильно похож на заказной). Кроме того, та же газета в №39 от 10.10.2001 г. "вдруг" очень подробно, причем на первой странице, повествует о намерении В.Кобелева бороться с наркоманией в отдельно взятом районе, чудесным образом совпадающим с его будущим избирательным округом.

"Звезда" имеет тесные дружественные связи с нефтяниками, точнее с ЗАО "ЛУКойл-Пермь". Поэтому не удивительно появление таких "странных" материалов (список фамилий и названий фирм) как ответная благодарность всех, кто поздравил ЗАО "ЛУКойл-Пермь" с днем нефтяника (//"Звезда" от 14.09.2001 г.). Среди тех, кому обращено от нефтяников спасибо, есть и ставшие впоследствии кандидатами в депутаты: С. Дьяков, Н. Девяткин, И. Шубин, В. Сазанов, В. Чичелов, В. Чупраков, В. Рыбакин и т.д.

Не менее прочны связи "Звезды" с пермским отделением партии Единство, председателем которой в Перми является Владимир Рыбакин - генеральный директор ОАО "Уралсвязьинформ" и депутат ЗС. Заметки о пермском "Единстве" и их лидере хоть и небольшие, но все равно приятные, особенно, своим постоянством. Этим, наверное можно объяснить и тесные отношения со "Звездой" Нины Аникиной - депутата гордумы - кандидата в ЗС, главы городской организации "Единства". За время компании ее агитационные материалы с пометкой о том, что они оплачены, на целую полосу в формате А3 были размещены не один раз (например, см. //"Звезда" №173, 15.11.2001). В звездинском приложении "Звезда-Политика" (от 28.09.2001 г.) были размещены без указания на какую-нибудь оплату, статьи с действующими депутатами Н.Аникиной и Б.Светлаковым. В другом номере "ЗП" - от 19 октября - интервью с действующим депутатом Д. Скривановым, а рядом размещена забавная фото Н. Аникиной с предложением придумать для нее подпись.

В. Рыбакин сотрудничает не с одной только "Звездой". Так он лично поздравил с пятилетием газету "Новый компаньон" (//"НК" №30 от 11.09.2001 г.). А через несколько номеров "Компаньон" публикует на развороте интервью с Рыбакиным в качестве главы "Уралсвязьинформа" и его коллективное фото с сотрудниками газеты. (//"НК" №33 от 2.10.2001 года).

Газета "Новый компаньон", по праву носящая звание первой деловой газеты Прикамья, несмотря на всю свою солидность, раз за разом, на наш взгляд, допускает скрытую политическую рекламу. Поскольку там работают весьма профессиональные журналисты, говорить о каких-то нечаянных "плюхах" не представляется возможным. Так, "Новый компаньон" активно лоббирует кандидатуру вице-президента Пермской Финансово-Производственной группы Н. Белых: в номере от 16.10.2001 приводится мнение Н. Белых по поводу выхода в свет первого номера пермского журнала "Рынок ценных бумаг"; в том же номере, но на другой странице Н. Белых дает комментарий в качестве члена экспертного совета при главе города по поводу формирования бюджета 2002 года. Мнение Н. Белых, оказывается крайне интересным пермскому читателю не только как специалиста по финансам, но и как эксперта по терактам в США (//"НК" №31, 18.09.2001 года). Пятилетие банка "Пермкредит", в котором Н. Белых является членом совета директоров - так же прекрасный повод процитироваться в газете и опубликовать фотографию (см. //"НК" №33, 2.10.2001 г.) и т.д.

Не менее постоянным экспертом "Нового компаньона" выступает кандидат в депутаты В. Вахрин (см., например, //"НК" №30, 11.09.2001 г.; //"НК" №29, 4.09.2001).

"Джинсой" на журналистском жаргоне называется материал, оплаченный неофициально заказчиком лично в руки либо журналисту, либо редактору. Мы не будем обвинять уважаемые пермские издания в использовании этого приема, т.к. за руку никого не ловили, просто предлагаем Вашему вниманию небольшую подборку фактов. <>Под рубрикой "Персона" газета "Новый компаньон" (№34, 9.10.2001) публикует на целую полосу интервью с действующим депутатом А. Каменских. В газете "Местное время" (№37, 26.09.2001) помещено интервью с зам.председателя областного ЗС Олегом Бурцевым, №39 (10.10.2001 г.) - интервью с депутатом ЗС Д. Болквадзе. Месяцем ранее такой же "участи" - отличной имиджевой статьи в самой тиражной и доступной газеты города удостоился К. Окунев (//"МВ" №35, 12.09.2001).

Газета "Досье 02" известная своими симпатиями к депутату Госдумы Виктору Похмелкину в №39 (28.09.2001) на 1-й и 4-й страницах публикует интервью с протеже Похмелкина на нынешних выборах в ЗС ПО Вячеславом Вахриным - председателем юридической фирмы "Правовая инициатива".

В №31 "Пермского обозревателя" (1.10.2001) напечатано полустраничное поздравление Г. Меграбяна (без пяти минут кандидата в округе №21) с профессиональным праздником машиностроителей.

Если областную и еженедельную "Звезду" многие депутаты использовали для своей агитации (см., например, оплаченные материалы на первой странице Б. Светлакова (округ №23) (см. //"Звезда" №169, 6.11.2001), Г. Меграбяна (округ №21) (см. //"Звезда" №177, 22.11.2001) ), то такие деловые издания, такие как "Новый компаньон" и "Пермский обозреватель", как нам показалось, специально не отводили свои площади под агитацию, ограничившись лишь аналитическими статьями и информационными материалами.

Областная газета, наверное, должна публиковать официальные поздравления главы области и главы законодательного органа. Это газета "Звезда" с удовольствием делает. Конечно, профессиональных праздников у нас достаточно, поэтому и фамилия председателя ЗС ПО Н. Девяткина, баллотирующегося на новый срок, рядом с фамилией губернатора области Ю. Трутнева в "Звезде" не редкость. И не только в "Звезде". Аналогичные поздравления можно найти в прогубернаторской газете "Местное время" (например, в №№39, 42-43, №45 2001 г.).

В информационных сообщениях "Нового компаньона" не по разу мелькают фамилии действующих депутатов и потенциальных кандидатов: В. Черкасова, О. Бурцева, И. Веселкова, Л. Зотиной, М. Касимова, С. Леви, И. Неустроева, В. Чупракова, А. Кузяева, Н. Девяткина, Д. Болквадзе, В. Кудряшова, Г. Лаптева, А. Белоусова, С. Климова, С. Дьякова, В. Баранова, Ю. Гончара. Последний был упомянут и в газете "Профсоюзный курьер" (№44, 15.11.2001 г.), где в небольшой заметке говорится об объявленной генеральному директору "Пермский фанерный комбинат" Ю. Гончару благодарности. Заметка не оплачена. В обзоре районной прессы "Пермский обозреватель" (№32, 8.10.2001) упоминает фамилии В. Ганжина и В. Тетюева, о через страницу помещает статьи о пресс-конференции руководителя "Пермрегионгаза" И. Шубина.

В интервью с руководителем региональной общественной приемной полпреда президента в ПФО А. Фроловым журналист "Нового компаньона" задает вопрос с упоминанием фамилии А. Токарева - кандидата на депутатский мандат (//"НК" №34, 9.10.2001 г.).

К слову о политкорректности "Нового компаньона". В статье, посвященной последнему заседанию областного парламента второго созыва по существу не упоминается ни один кандидат - вскользь упомянуты только И. Неустроев и Ю. Гончар. (//"НК" №41, 27.11.2001). На страницах этого же еженедельника помещена нейтральная информация о выдвижении кандидатов по 18 округам (всего 29 фамилий, включая указание на действующих депутатов). (//"НК" №31, 18.09.2001 года). В другом номере этой газеты встречается аналогичная информация о заявлении некоторых кандидатов (А. Бессонов, О. Голубев, В. Небасов, Л. Алмазова) о своем намерении участвовать в выборах и начале сбора подписей (//"НК" №29, 4.09.2001).

Эта газета, на наш взгляд наиболее полно отражает деятельность законодательного собрания области. Отсюда и повышенное внимание к персоналиям. А вот в номере от 18.09.2001 года упоминается еще не заявившийся кандидатом Олег Ковалев, причем беседующий с губернатором Юрием Трутневым.

В НК закономерны анонсы предстоящих заседаний областного парламента.

 

3.4. Информация о поддержке тех или иных кандидатов определенными политическими силами. Предвыборная социология
"Новый компаньон" от 16 октября рассказывает о поддержке теми или иными партиями определенных кандидатов. Так КПРФ поддерживает: В. Корзуна, А. Зубрицкого, Н. Морозова, А. Бессонова, А. Зеленкова, В. Дыбовского, С. Семячко, А. Четина. Как кандидатов от союзника КПРФ - "Агропромышленного союза" такой же чести удостоились: А. Белоусов, Г. Лаптев, Б. Подкопалов. Кроме того, коммунисты поддерживают Л. Черных, В. Небасова, М. Коротаева, В. Янковского, Д. Пищальникова, Р. Разутдинова. В перспективе - поддержка Д. Чумаченко и В. Кудряшова.

Пермские "медведи" так же определились со своими кандидатами. Ими стали: Н. Аникина, А. Афанасьев, В. Ганьжин, А. Колбин, И. Пастухов, В. Рыбакин и В. Сазанов. На поддержку пермского Единства можно рассчитывать и Д.Болквадзе. (см. //"НК", 16.10.2001 г.). Аналогичная информация помещена и на страницах "Пермского обозревателя" в № 33 от 15 октября. Эта же газета поместила список из почти 10 кандидатов, вошедших в Пермское отделение "Деловой России" (см. //"ПО" №33, 15.10.2001).

В связи с процессом партстроительства упоминается депутат-кандидат В. Рыбакин (//"НК" №41, 27.11.2001). По аналогичному случаю в газете "Пермский обозреватель" были замечены упоминания Н. Девяткина (№40), В. Сазанова, В. Рыбакина и Л. Зотиной в №39 от 26.11.2001.

Наиболее подробный расклад по поддержке кандидатов от партий, партийных блоков и движений дан в "Пермском обозревателе" № 35 от 22 ноября. Причем подмечается такой факт, что несмотря на все процессы объединения, например, "Единства" и "Отечества" на выборах в ЗС ПО эти политические силы поддерживали разных кандидатов даже в одних и тех же округах (всего упоминается 26 фамилий кандидатов). Примерно в том же духе высказался и "Новый компаньон" (№40, 20.11.2001), упомянув в статье сразу около двух десятков кандидатов. В целом, можно констатировать, что пермские выборы в законодательное собрание внешне не сильно политизированы по партийному принципу. Более-менее заметны разве что кандидаты от местного "Единства".

Данные социологических опросов на этих выборах использовались не так часто, как это было, например, во время прошлогодней избирательной кампании в губернаторы. Так, Новый компаньон (№41, 27.11.2001) помещает сделанный сектором социологического мониторинга администрации Пермской области опрос в 18-то избирательных округах. Все предельно лаконично и без комментариев газеты.

Мы бы очень хотели ошибаться, когда заявляем, что многие из приведенных здесь примеров, это продуманная PR-кампания, оплаченная "черным налом", а на самом деле данные интервью свидетельствуют лишь о личных симпатиях редакторов и корреспондентов, а так же являются показателем реальной весомости мнения каждых из действующих депутатов - кандидатов. Выход здесь нам кажется только один. Официальное (законодательное) увеличение срока предвыборной агитации с двух месяцев до шести, плюс жесткий контроль за оплатой подобных материалов со стороны действующих депутатов - потенциальных кандидатов. Из практики известно, что наиболее богатые и предусмотрительные депутаты начинают активно появляться в местных СМИ не позднее полугода до даты очередных выборов.

 

3.5. Предвыборные скандалы
Хотя большинство политических аналитиков сходились во мнении о том, что осенняя кампания 2001 года будет не очень активной, в некоторых округах политтехнологам пришлось "делать" явку именно за счет применения грязных технологий и, тем самым, привлечении общественного внимания к выборам (не говоря уже о тех округах, где предвыборная борьба была явной и острой).

Несостоявшийся скандал описан в "Новом компаньоне" под рубрикой "Казус" (см. //"НК" № 31, 18.09.2001 г.). Статья рассказывает об инициативе депутата М. Касимова предъявить судебные иски пенсионному фонду с требованием выплатить компенсацию пенсионерам за задержку пенсии во время дефолта 1998 г. Пермское отделение ПФ поспешило заявить, что скандал развязан М. Касимовым специально перед очередными выборами. Вывод газеты: лучше делать карьеру политика на реальных добрых делах, а не на виртуальных.

26 октября "Звезда" опубликовала оплаченное из избирательного фонда действующего депутата ЗС ПО Л. Наумовой открытое письмо к губернатору Юрию Трутневу от жителей Куединского района, в котором они высказываются за поддержку действующего кандидата и рассказывают, что основной ее соперник - И. Пастухов запугивает жителей возможными экономическими проблемами, в случае, если Наумову выберут повторно. Кстати, первая оплаченная публикация в "Звезде" Л. Наумовой вышла в день ее регистрации первой среди кандидатов в ЗС ПО (//"Звезда" №159, 19.10.2001).

Необходимо отметить, что, несмотря на все попытки некоторых кандидатов втянуть Ю. Трутнева в предвыборные скандалы, им этого сделать не удалось. Официально Трутнев не выступил ни с одним заявлением по поводу выборов и своей поддержке того или иного кандидата.

В последнее время в пермских политтехнологиях активно используется прием создания потенциальными кандидатами различных благотворительных фондов, через которые на протяжение длительного срока до выборов проводится косвенная агитация за будущего кандидата, а по сути подкуп. Финансовая сторона деятельности подобных благотворительных организаций тем более вызывает много вопросов.

Особенно активно на нынешних выборах благотворительные фонды использовали Сергей Прохоров (округ №15, фонд "Доверие"), Лариса Тингаева (округ №10, фонд "Поколение"), Константин Окунев (округ №13, фонд "Добрая сила") и Александр Бойченко (округ №12, фонд "Стабильность"). Последнему даже было вынесено предупреждение, поскольку еще в октябре, до своего официального выдвижения, он, как президент фонда "Стабильность", объявил о проведении лотереи. В билетах датой ее проведения значилось 25 декабря, следовательно, лелеющие надежды на удачу жители округа не выбросят билеты с его фамилией до новогодних праздников, а, значит, в течение всей кампании эти бумажки с номерками будут выполнять роль агитационного материала. Облизбирком обязал Бойченко в срок до 20 октября официально сообщить через СМИ, что она проводиться не будет. Предупреждение от облизбиркома получил и К.Окунев за ведение агитации через свой фонд (такая деятельность кандидата и фонда вызвала праведный гнев газеты "Деловое Прикамье" №15, 20.11.2001).

"Пермский обозреватель" (№36, 29.10.2001) политкорректно (т.е. без указания фамилии кандидата) рассказывает о случае использования административного ресурса в округе №5, где на одной из встреч с пенсионерами зам главы Ленинского района Перми Татьяна Сазонова открыто агитировала за одного из кандидатов по этому округу.

В осеннюю кампанию 2001 года облизбирком пытался продемонстрировать, что не намерен либеральничать со средствами массовой информации, которые позволяют себе говорить и печатать про выборы неоплаченную кандидатами агитации, или, говоря официальным языком, повествовать о деятельности, побуждающей избирателя голосовать "за" или "против". Однако подобная работа облизбиркома носила, на наш взгляд, довольно поверхностный характер, для обозначения такой бдительности было выбрано лишь несколько "козлов отпущения", не изменивших ситуации в целом. Объективно этому способствовала и большая занятость избирательных комиссий различными организационными делами, а так же несовершенства предвыборного законодательства.

Тем не менее, первой "жертвой" стала региональная редакция "Московского комсомольца", которая опубликовала неоплаченную статью о технологиях, применяемых кандидатом по 24-му избирательному округу (Добрянка) - действующим депутатом Законодательного Собрания, главного врача областной клинической больницы Валерия Агафонова. Представитель газеты убеждала, что материал не агитационный, а сугубо информационный. Но у членов облизбиркома была своя логика - если про выборы, да еще и про конкретного кандидата, значит, агитация. Кстати, "за" или "против" агитировал "МК" и в каких именно фрагментах материала усмотрена "крамола", на заседании облизбиркома объяснено не было.

Другой скандал, связанный со СМИ разразился за две недели до выборов. 20 ноября облизбирком решил обратиться в Прокуратуру с проверкой утверждения, высказанного газетой "Новый компаньон" (№40, 20.11.2001) со ссылкой на неназванный источник, в котором говорилось о том, что "в Перми появились личности, заявляющие, что за определенную плату они готовы... обеспечить лояльность некоторых членов избирательной комиссии к "нужным" кандидатам в депутаты областного парламента". Стоимость таких услуг оценивалась источниками газеты от 10 до 50 тыс. долларов. Члены облизбиркома расценили эту публикацию как провокацию, пытающуюся дистабилизировать обстановку и дискредитировать облизбирком. Несмотря на потоки жалоб и предупреждений, крупно пострадала, по мнению "Звезды" только газета "Голос поколения в Прикамье", которая в одном из своих выпусков напечатала сразу несколько материалов, не оплаченных кандидатами, но расцененных облизбиркомом как агитационные. За это редакции грозит штраф в размере до 500 минимальных зарплат (подробнее см. //"Звезда" № 177, 22.11.2001).

Оказался замешаным в неприятную историю журналист березниковской "Городской газеты" Антон Художитков, являющийся зарегистрированным кандидатом по 20-му округу, поскольку редакция допустила к печати несколько его авторских статей, одна из которых не была оплачена из его избирательного фонда. Кроме того, по закону, журналист, при регистрации его кандидатом должен уйти в предвыборный отпуск и не имеет, таким образом, права писать на предвыборные темы в своей газете. В результате регистрация А. Художиткова была отменена окружной избирательной комиссией, а газете было вынесено предупреждение (//"Звезда" №180, 27.11.2001). Художиткову вернуться в число кандидатов удалось, но только через суд.

О другом скандале рассказывает та же "Звезда" в номере от 27 ноября. Так, в округе №35 подана жалоба в Прокуратуру на кандидата В. Шилова. По мнению истцов, он в своей агитации использует подкуп избирателей, а в очередном номере своего агитационного листка "Окружной вестник" размещает бесплатные юридические консультации, что запрещено законом. Немало странностей наблюдалось, как пишет "Звезда" 13.11.01, и в округе №34 (Большесосновский, Оханский, Очерский и Частинский районы), где распространяются листовки, призывающие голосовать за кандидата Александра Белорусова. При этом на листовках полностью отсутствуют выходные данные: не указаны ни тираж, ни типография-производитель. Отсутствует и информация о том, из избирательного фонда какого кандидата оплачена эта агитационная продукция.

Анонимные листовки с компроматом на одного из кандидатов - А. Бойченко - появились и в 12-м округе.

По мнению газеты "Местное время" компромат как тактика ведения предвыборной борьбы вызывает лишь отвращение у избирателей (см. //"МВ" №46, 28.10.2001).

Если кто-то попался на неоплаченных материалах, то есть и такие, кому пришлось ответить и за оплаченные со своего избирательного фонда. Так, Виктор Тетюев разместил в газете "Местное время" свое поздравление Западно-Уральскому отделению Сбербанка России. Поздравление оплачено. Но, вести агитацию, а, следовательно, и оплачивать агитационные материалы он не имел права, поскольку не являлся еще зарегистрированным кандидатом. Облизбирком отметил, что такое поздравление не является агитацией, но предупреждение от окружной избирательной комиссии все же не отменил, т.к. нарушение все-таки допущено (//"Пермские новости" №46, 16.11.2001).

Анонимные листовки - это мелочь по сравнению с тем, какие технологии применяют для борьбы с конкурентами другие кандидаты. Так, по сообщению АИИ Регион-Информ-Пермь от 16.11.2001 в Прикамье разгорается пивной скандал: в городе появилась газета "Уездная Пермь", которая обвиняет одного из местных производителей пива (напомним, что один такой местный "пивной король" - К. Окунев - как раз являлся кандидатом в ЗС) в низком качестве продукции. В частности, газета утверждала, что пивная продукция была заражена дизентерией и уже есть пострадавшие.

К предвыборным скандалам можно отнести и целую серию материалов, главным образом не оплаченных, поскольку событие является весьма важными для города и области, посвещенной ситуации вокруг холдинга "Пермские моторы" и его генерального директора Виктора Кобелева, являющегося кандидатом по 11-му избирательному округу. "Виноват" к столь пристальному вниманию к персоне Кобелева не сам кандидат или его команда, сколько действия некоторых менеджеров одного из основного акционеров этого холдинга компании "Интеррос". Действия же Кобелева практически всеми СМИ области были представлены как спасение родного предприятия от недобросовестных варягов (//"Местное время" №№42, 44, №46; //"Пермский обозреватель" №39, 26.11.2001). Эту тему раздул в оплаченных статьях и предвыборный штаб Кобелева (//"Местное время" №45, 21.11.2001). Для засвечивания фамилии Кобелева и его избрания в региональный парламент эти публикации сыграли не последнюю роль. Поскольку кандидат Кобелев зачастую упоминался в связке с представителями областной администраций, то эти статьи сами по себе служат хорошей рекламой. Это кандидат и использует - в "Местном времени" было помещено (с отметкой об оплате статьи из избирательного фонда Кобелева) благодарность областным властям вообще и Юрию Трутневу лично. (//"МВ" №43, 7.11.2001) Исключением из этой ситуации представляет собой разве что материал в экономическом приложении к "Звезде" "Капитал Weekly" (№42, 14.11.2001), где в рассказе о проблемах на ПМ о директоре-кандидате Кробелеве нет ни слова.

Другие примеры освещения остроты предвыборной борьбы. В округе №9 Д. Южаков, как пишет "Местное время" (№46, 28.10.2001), предпринял безуспешную попытку снять с выборов основного кандидата - действующего вице-спикера О. Бурцева.

В округе №29 облизбирком указал кандидату Д. Лобанову на недопустимость использования благословения от имени архимепископа Пермского и Соликамского Афонасия в агитационных целях (//"МВ" №47, 5.12.2001).

По некоторой информации, облизбирком и судебные органы получили негласную инструкцию не снимать никого из кандидатов с выборов, с тем, чтобы не допустить возможности оспорить итоги голосования. Но если в отношении облизбиркома такие обвинения вряд ли состоятельны (главная цель данной структуры - обеспечить проведение выборов по обозначенной процедуре), то в отношении крайне замедленной и непродуктивной работы правоохранительных и судебных органов даже у председателя облизбиркома А. Лебедева осталось не мало вопросов.

 

3.6. Законы о выборах и депутатах
Газета "НК" в номере от 16 октября помещает статью, рассказывающей об инициативе "известного пермского правозащитника" М. Плаксина - проекте закона "Об общественном контроле за деятельностью депутатов Законодательного собрания Пермской области". Разработчики законопроекта исходят из утверждения о том, что между выборов депутат становится фактически неподконтрольным общественности. Эти недостатки и призван устранить данный закон. Главная новаторская идея заключается в том, чтобы дать возможность избирателям применять к депутату "мягкие" меры воздействия. Схематично это выглядит так. Если избиратели собрали 1000 подписей, то их письмо с оценкой деятельности депутата оглашается на заседании Законодательного Собрания; если собрали 2000 - публикуется в прессе; если собрали 3000, депутат обязан направить депутатский запрос и сообщить избирателям ответ; собрали 4000, депутат обязан выступить с законодательной инициативой и и.д. Кроме того, предлагается обязать кандидата публиковать его предвыборную программу, а депутата - публиковать планы депутатской работы и отчитываться перед избирателями и перед органами местного самоуправления. Предлагается обеспечить максимальную прозрачность деятельности самого ЗС: печатать стенограммы заседаний, поименные голосования и пр. Органы МСУ в большинстве одобрили законопроект, а вот в областном парламенте и обладминистрации проект не получил должной поддержки. "За" выступал только депутат М. Касимов. Против выступили депутаты Л. Зотина, А. Климентьев.

При нынешнем составе ЗС ПО "Новый компаньон" прогнозирует печальную судьбу законопроекта, хотя его актуальность в желании проконтролировать выборных лиц средствами гражданского общества не вызывает сомнений.

В "НК" (№34, 9.10.2001) двумя словами в отчетной статье об очередном заседании Городской думы указано, что городские законодатели в очередной раз выполнили свою работу - утвердили составы 15 (по числу городских округов) окружных избирательных комиссий, в каждую из которых вошли от 9 до 15 человек. А членами комиссии стали преимущественно представители партий и общественно-политических объединений, имеющих фракции в Госдуме. В газете "Досье 02" (№46, 2001) опубликованы первые данные о расходовании кандидатами средств из своих избирательных фондов. В той же газете от 12.10.2001 г. публикуется решение Пермской областной избирательной комиссии №121 от 2 ноября "О режиме работы избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного собрания Пермской области". В газете "Вечерняя Пермь" (№46, 16.11.2001 г.) на 37 полосах был опубликован список составов участковых избирательных комиссий по 413 избирательным участкам, организованным на территории города Перми.

Кроме того, было опубликовано напоминание о расклейке агитационных материалов только в специально отведенных для этого местах ("Местное время" №42, 31.10.2001).

О том, что закон о выборах депутатов областного парламента нуждается в существенной доработке, поскольку он не ограждает общество от грязных технологий и ограничивает свободу слова, говорит мэр города Лысьва Сергей Рихтер в интервью газете "Пермский обозреватель" (№39, 26.11.2001)

О необходимости пересмотра некоторых положений о выборах депутатов ЗС заявил и уполномоченный по правам человека в Пермской области Сергей Матвеев (//"НК" №39, 13.11.2001). С аналогичным требованием выступает на страницах "Нового компаньона" и журналист Валерий Мазанов (//"НК" №44, 18.12.2001). Основная идея статьи - необходимо законодательно увеличить избирательный фонд кандидата, поскольку в любом случае, на кампанию кандидат расходует средств больше, чем разрешено по закону (10 000 минималок). В целом, можно сделать вывод о том, что областная избирательная комиссия и все инстанции, отвечающие за подготовку и проведение выборов в средствах массовой информации поработали добросовестно. Оперативно наполнялся информацией сайт Пермской областной избирательной комиссии.

Таким образом, мы не будем слишком оригинальными если будем утверждать, что закон О выборах депутатов ЗС ПО требует существенной доработки. Опыт наблюдения за прошедшей избирательной кампании свидетельствует о необходимости внесения следующих изменений. Во-первых, увеличения сроков агитации и предвыборной кампании с полутора до минимум 3 месяцев. Во-вторых, увеличения размеров избирательных фондов кандидатов (в противном случае, многие кандидаты находят пути обхода этого положения). В-третьих, создание при избирательных комиссиях специальных структур надзора и контроля за деятельностью СМИ на выборах. В-четвертых, упрощение и убыстрение процедуры расмотрения жалоб и вынесения решений по каждому случаю не только со стороны избирательных комиссий, но и со стороны судебных и правоохранительных органов.

В целом, можно сделать вывод о том, что осенние выборы депутатов ЗС ПО 2001 еще достаточно далеки от идеалов демократии и собственно гражданского общества, живущего на основе правовых норм.

НАЗАД ОГЛАВЛЕНИЕ ВПЕРЕД

Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV