НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Виртуальная выставка / Выставка "Права человека" / Право на участие в управлении своей страной

ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА

Начало »
Что такое права человека »
Какие у человека права человека »
Право на
свободу »
Запрет
рабства »
Право на справедливый суд »
Право на непри- косновенность частной жизни »
Свобода
передвижения »
Свобода
информации »
Свобода
собраний »
Право на участие в управлении своей страной »
Право на социальное обеспечение »
Право на здоровье »
Право на
образование »
Свобода
труда »

Пермский региональный правозащитный центр
при финансовом содействии

Посольства Королевства Нидерландов

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Дополнительные материалы к стенду
"Право на участие в управлении своей страной"

Грубые нарушения прав человека при подготовке к проведению референдума по вопросу объединения КПАО и Пермской области

Грандиозный проект администрации Юрия Трутнева с громким названием "Пермский край" был пройден без особых проблем. 7 декабря, по сообщению областной избирательной комиссии, не было зарегистрировано серьезных нарушений. И все же референдум - одно из главных проявлений демократии - во всей красе продемонстрировал жителям области, что, по сути, они живут в ином политическом режиме. Хоть и свелось это все к одной классической формуле: "все знают, но молчат".

Референдум как гуманитарно-политическая акция по спасению Коми-Пермяцкого округа от социально-экономической коллапса превратился в циничное чиновничье мероприятие, в выставку достижений пермского административного ресурса.

Предпосылки беспрецедентного в новейшей истории Пермской области использования административного ресурса обозначились еще на старте избирательной кампании. Первые нотки о необходимости "прийти на выборы", а в некоторых случаях и "проголосовать за Пермский край", начали звучать тогда на всякого рода публичных мероприятиях. Но с течением времени агитация государственных и муниципальных служащих (к слову, вообще запрещенная законом "Об основных гарантиях избирательных прав") принимала все более жесткие формы. Хотя нужно отдать дань "референдум-мейкерам" - благодаря "скользкости" действующего законодательства, многое им удавалось совершить "на грани". Все же спорные вопросы трактовались однозначно. Например, газета "Пермский край" во время запрета политической рекламы в СМИ, свободно публиковала на своих страницах явно агитационные материалы с мнением об объединении авторитетных представителей пермской политической элиты и чиновников, в том числе тогда еще вице-губернатора Николая Яшина. Ни областная прокуратура, ни избирательная комиссия нарушения в этом не усмотрели.

Администрацией Пермской области создана система административного принуждения граждан к волеизъявлению и введен ведомственный контроль за участием пермяков в референдуме. В результате, в Пермской области право граждан участвовать в референдуме превратилось в их обязанность, а тысячи должностных лиц занялись разнообразной антиконституционной деятельностью. Одни требовали от подчиненных, во что бы то ни стало отказаться от участия в выборах по месту жительства и брать открепительные удостоверения, другие приказывали приходить 8 декабря на работу со справками из избирательных участков, подтверждающими факт участия в референдуме, третьи приказывали подчиненным отказывать больным в госпитализации, если они не предоставят все тех же открепительных удостоверений и т.д. Выдавая бланки "справок", должностные лица учреждений предупреждали сотрудников о том, что в случае неучастия их в референдуме к ним будут применены меры дисциплинарного воздействия.

В день выборов областные чиновники действовали осторожно - слишком велика была ставка. Придраться к чему-то было почти невозможно. В день голосования клиентам сотовой связи "Уралсвязьинформа" пришло SMS о том, что проходит референдум, у многих вызвавшее раздражение, но все законно - сообщение информационное. Руководители муниципальных предприятий, впрочем, не смущались звонить коллегам домой - "интересовались", сходили ли они на выборы. От издержек стараний особенно ретивых чиновников избавиться так и не удалось.

Что же произошло в Пермской области 7 декабря 2003 года с точки зрения закона

"Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению" (п.3 ст.3 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" от 12.06.02 № 67-ФЗ) Главный принцип реализации права граждан на участие в управлении своей страной - свобода и добровольность. Требования предоставить справку об участии в референдуме, получить в обязательном порядке открепительное удостоверение, обязательно голосовать по месту работы, явно или косвенно угрожать дисциплинарной ответственностью тем, кто не примет участия в референдуме - все это грубые нарушения этого конституционного принципа. Нарушение этого принципа может повлечь за собой следующие формы ответственности, установленные законодательством:

уголовную: нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 Уголовного Кодекса РФ), нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ), воспрепятствование осуществлению избирательных прав граждан (ст. 141 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

административную: для должностных и юридических лиц, как не выполнивших требование избирательной комиссии (статья 5.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях);

дисциплинарную: для руководителей организаций и предприятий - от замечания до увольнения, как допустивших однократное грубое нарушение своих обязанностей)

"Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет" (ст. 286 Уголовного кодекса РФ) Любые действия должностных лиц учреждений и организаций, направленные на принуждение подчиненных к участию в референдуме, выходят за рамки их должностных полномочий, поскольку не связаны с целями и задачами деятельности данных учреждений и организаций. Более того, даже совершение указанными должностными лицами действий агитационного характера может рассматриваться как преступное деяние, если при этом имело место использование зависимого положения работников от работодателя. Например, недопустимыми являются действия руководителя организации, обязывающего на совещании начальников подразделений принять все меры для участия их работников в голосовании на референдуме.

"Работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни" (п.4 ст.86 Трудового Кодекса РФ) К числу персональных данных, то есть сведений о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, относится, в том числе, и информация об участии гражданина в выборах и референдумах. Поэтому принуждение гражданина к уведомлению работодателя о реализации своих гражданских прав (предоставление справки об участии в выборах и референдуме) является не только нарушением его права на частную жизнь и человеческое достоинство, но и потенциальным основанием для дискриминации иных прав и свобод данного гражданина. Сбор такой информации работодателем является не только основанием для привлечения его к уголовной ответственности, но и позволяет подчиненным предъявлять ему иски о возмещении морального вреда в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

"Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну без его согласия... наказываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда... Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения наказываются штрафом в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда" (ст. 137 Уголовного Кодекса РФ) Должностные лица, которые, используя свое служебное положение, принуждали граждан к предоставлению справок об их участии в референдуме, могут быть привлечены к уголовной ответственности по данной статье.

"Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившим вред правам и законным интересам граждан наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда… То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда…" (ст. 136 Уголовного кодекса РФ) Нарушение конституционной нормы о равенстве прав граждан является уголовно-наказуемым действием. Основанием для привлечения к уголовной ответственности в данном случае будут действия должностных лиц, которые, требуя у граждан справки об участии в референдуме или открепительные удостоверения при помещении на стационарное лечение, ставят их в неравное положение по сравнению с другими гражданами. Поскольку другие граждане, не находясь в служебной или иной зависимости от этих должностных лиц, могут самостоятельно принимать решение об участии в референдуме, то есть свободно и добровольно осуществлять свое конституционное право. Несмотря на то, что данная норма содержит исчерпывающий перечень оснований для дискриминации, в этой части она противоречит статье 19 Конституции РФ, которая не содержит исчерпывающего перечня оснований возможной дискриминации. Следовательно, уголовная ответственность по этой статье должна применяться с учетом указанной конституционной нормы.

"При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на: … 6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ…" (ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан) Требование к больному при госпитализации предоставить открепительное удостоверение нарушает право гражданина на неприкосновенность частной жизни, т.к. при получении открепительного удостоверения больной вынужден в своем заявлении в избирательную комиссию указывать причину, на основании которой он получает удостоверение. Соответственно, медицинские работники, требующие предоставления открепительного удостоверения, нарушают положения законодательства о соблюдении врачебной тайны, что влечет за собой гражданскую и уголовную ответственность, указанную выше.

"Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств" (ст. 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан) Требование ряда лечебных учреждений Пермской области о предоставлении гражданами открепительных удостоверений при помещении на плановое стационарное лечение нарушает конституционную норму о равенстве граждан в правах и является дискриминационным. Подобное требование нарушает также право на частную жизнь и человеческое достоинство. А в некоторых случаях становится угрозой праву на жизнь, обеспечение которого является одним из основных морально-этических требований, лежащих в основе профессии врача. Помимо указанных выше оснований привлечения к ответственности, лица, ответственные за неоказание гражданам медицинской помощи могут нести и уголовную ответственность (см. ниже).

"Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев" (ст.124 Уголовного кодекса РФ) В случае, если больной не был помещен на плановое стационарное лечение по причине отсутствия у него открепительного удостоверения, то лицо, отвечающее за его помещение на лечение, может быть привлечено к уголовной ответственности, если у гражданина наступило ухудшение состояния здоровья.

"Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда… Те же деяния: …совершенные лицом с использованием своего служебного положения… наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда… либо лишением свободы на срок до пяти лет" (ст. 141 Уголовного кодекса РФ) Основанием для привлечения к уголовной ответственности по данной статье является принуждение гражданина к получению открепительного удостоверения, что зачастую лишает его возможности голосовать по своему округу (по месту жительства). Следовательно, он лишается права голосовать по одномандатному списку.

Адреса:

Центральная избирательная комиссия РФ:
109012, г. Москва, Большой Черкасский переулок, 9

Пермская областная центральная избирательная комиссия:
614006, г. Пермь, ул. Ленина, 51 - 919

Размещено 21.03.2004

Другие материалы по теме

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Виртуальная выставка / Выставка "Права человека" / Право на участие в управлении своей страной