НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Гражданские экспедиции / г. Сыктывкар 22-24 мая 2006 года

2005 - 2007 гг.
Программа "гражданских диалогов"

в рамках проекта Пермского регионального правозащитного центра и Пермской гражданской палаты "Гражданские экспедиции"
при финансовой поддержке Фонда Ч.С. Мотта
ГРАЖДАНСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

 

Гражданский марафон
"Общественность Перми и Сыктывкара населению Республики Коми - гражданский диалог"
22-24 мая 2006 года

 

Интервью Игоря Валерьевича Аверкиева, председателя Пермской гражданской палаты, газете «Молодежь Севера» (Коми Республика)

1. Почему в Коми проводится "гражданский диалог"?

Такие "гражданские диалоги" мы пытаемся устраивать в течение последних 9 лет. Побывали в 14 городах Пермского края, в Кирове и Ижевске, в большинстве пермских городов побывали по два-три раза. В этом году мы решили поближе познакомиться с Сыктывкаром и с городом Глазов в Удмуртской Республике.

Диалоги эти, конечно, разные. Свои поездки в районные центры Пермского края мы даже и называем по-другому - "гражданские экспедиции". Гражданская экспедиция - это когда правозащитные, экологические, инвалидные, молодежные, предпринимательские, культурно-просветительские и прочие общественные организации краевого центра берут своих лучших людей, свои лучшие издания, свою лучшую "наглядную агитацию" и едут в забытый богом и властями районный городок и там в течение 2-3 дней читают лекции, проводят семинары, развертывают выставки, ходят по школам, интернатам и тюрьмам с концертами, ток-шоу и беседами, встречаются с властями, консультируют всех желающих о том, как защищать свои права, регистрировать общественные организации, искать и зарабатывать деньги на полезные дела. Все это, конечно, делается бесплатно для тех, кто приходит на все это.

В ходе гражданских экспедиций мы "экспортируем" свой опыт, свои знания и умения. Каждое из экспедиционных мероприятий, в конечном счете, направлено на развитие местного гражданского сообщества, на повышение его эффективности в деле защиты общественных интересов и прав человека. Плюс просто пытаемся поддержать в немногочисленных местных активистах силу гражданского духа.

Конечно, когда мы приезжаем в крупные региональные центры, наши действия подчинены совершенно иной логике. Главным здесь становится обмен и поиск возможностей для взаимного усиления. У вас в гостях нам бы очень хотелось проверить одну "геополитическую" гипотезу: возможно ли выстроить стратегическое сотрудничество двух региональных гражданских сообществ? Возможно ли "запараллелить" отдельные проекты, инициативы, акции? Возможно ли в "гражданском блоке" выступать с серьезными инициативами на российском уровне? Например, экологические организации Республики Коми и Пермского края вдруг бы выступили с совместной инициативой по изменению системы лесопользования в России с параллельным лоббированием соответствующих инициатив в своих законодательных собраниях. Или возможна ли симметричная пилотная отработка в обоих регионах технологий "гражданского приспособления" к реформе ЖКХ и распространение полученного опыта на Россию. Не говоря уже о возможности совместного "гражданского освоения" важнейшей и сложнейшей проблемы гармоничного "вписания" замечательных коми-народов в реалии XXI века. И т.д. и т.п.

В общем, хотелось бы всем событиям в Сыктывкаре с 22 по 24 мая придать следующий смысл: максимальный и реальный обмен опытом двух гражданских сообществ в самом широком спектре гражданской деятельности; совместное проведение как можно большего числа мероприятий по принципу: одна проблема - два опыта ее решения. В целом, программа "гражданских диалогов" должна вычленить сферы, в которых возможно реальное и актуальное "запараллеливание" усилий, "симметричные удары" или даже объединение усилий. Одним словом, хочется получить реальные "гражданские диалоги" двух гражданских сообществ.

2. Были ли вы до этого в Коми? Впечатления? Есть ли отличия в позиции властей в отношении к гражданским институтам?

Да был, дважды, всего по одному-два дня. О впечатлениях ничего толком сказать не могу, так как города почти не видел, не успел его почувствовать. По той же причине не успел разобраться с отношением властей, да и не видел я ваши власти. Всё, надеюсь, наверстаю в этот раз.

3. Не "западло" ли вам сидеть в президентском совете? Есть ли польза от "официально-государственных" общественников?

Я не знаю, что вы называете "президентским советом", но я по давней традиции не вхожу ни в какие совещательные органы ни при каких органах власти, ни на городском, ни на региональном, ни на федеральном уровне. Не вижу в этом необходимости. Есть достаточно способов быть услышанным властью. Для этого вовсе не обязательно становиться членом всяких почетных синекур, волей-неволей платя за членство лояльностью или принимая чужие правила игры.

Быть может, вас ввело в заблуждение название нашей организации - Пермская гражданская палата. Но наша Палата не имеет никакого отношения к той, о которой сегодня модно рассуждать в общественных кругах. Наша Палата начала работать за 9 лет до создания сегодняшней Общественной палаты России. У нас и задачи другие - мы просто помогаем общественным организациям и инициативным группам делать свою работу, т.е. защищать общественные интересы. Помогаем, прежде всего, юридически. Кроме того, разрабатываем и внедряем новые гражданские технологии, помогаем организациям найти общий язык со СМИ, обеспечиваем их нужной информацией.

Что касается "официально-государственных" общественников, то польза от них, наверное, есть. Иначе бы люди не обращались за помощью в Общественную палату, к федеральному и региональным уполномоченным по правам человека. Какие-то вполне здравые нормотворческие инициативы, как я знаю, проходят через всевозможные общественные советы при губернаторах, мэрах, президентах. Другое дело, что возможности этих общественников и структур ограничены интересами власти, деятельность их во многом "имитационна" и потому вредна. Но, например, для инвалидных, ветеранских, многих женских, молодежных и детских организаций такая зависимость естественна, так как одна из их основных задач - выбивать и перераспределять бюджетные средства для своих клиентских групп, а заниматься этим без тесного сотрудничества с государством просто невозможно.

4. Некоторое время назад в Коми культивировалась идея "панзырянизма", - то есть объединения всех коми земель от Камы до Баренцева моря. Ваше отношение?

Таких национально-интеллигентских идей полно по всей территории бывшего Союза, во всех "национальных" землях России. Есть пантюркизм, есть панславизм. Идеи эти ни плохи, ни хороши - они просто несбыточны. Имеет смысл говорить о зырянской солидарности, о воссоздании единого культурного пространства коми-народов, об отстаивании этнохозяйственных и этнокультурных ценностей и интересов коми в эпоху глобализации, но собирать анклавами живущие народы под одну крышу… это уже от лукавого.

5. Как вы думаете, жителям Коми интересны те темы, которые вы намерены обсудить в ходе гражданского диалога?

- Думаю, проблемы жителей Коми мало отличаются от тех, с которыми сталкиваются пермяки, а вот пути их решения могут быть разными. Это и интересно при диалоге.

6. Каких результатов вы ждете? Насколько реально заставить власть считаться с общественностью?

Реально все, было бы желание. В свое время мы, опираясь на собственный опыт, разработали некие "пермские" правила поведения, как работать с властью. Существует всего три способа добиться от власти своего.

Первый. Договориться, обменяться услугами, т.е., выступая с позиции общих интересов (реально общих интересов, а не мифических, вроде "блага народа", "торжества демократии" или "равенства полов"), помочь власти осуществить ее интерес, в обмен на содействие в осуществлении вашего.

Второй. Если договориться не удается - заставить, т.е., выступая с позиции силы, принудить власть совершить нечто вопреки ее интересам. "Сила", в широком смысле этого слова, как нечто, обеспечивающее преобладание, позволяющее диктовать свои условия. Такой "силой" может быть: ваша способность организовывать массовые акции протеста, реальная угроза судебного преследования властей, возможность серьезно изменить электоральный расклад перед выборами, предание гласности информации, компрометирующей власть, способность организовать "вышестоящее" или международное давление и т.п.

И, наконец, третий способ - упросить, т.е., воззвать к состраданию, к жалости, к сочувствию. Последним способом мы никогда не пользуемся, но и он приемлем.

С каждым годом мы видим все больше успешных примеров, когда граждане добиваются своего от власти, об этом и пойдет речь на "диалогах". Главное - для того, чтобы реально влиять на власть, местные сообщества, группы интересов должны уметь сплотиться, стать реальной силой, не считаться с которой невозможно. Способов стать силой - много, опять-таки, было бы желание и готовность идти на реальные моральные и материальные затраты, чтобы добиться желаемого.

Союз за гражданское влияние, который был создан нами в Перми специально для помощи гражданам в отстаивании их интересов перед властью, ведет более 20 патронажных дел различных инициативных групп. В этой низовой человеческой активности - залог общегражданского российского успеха. Не власть создает хорошую страну, а активность ее граждан.

7. В рамках гражданского диалога вы собираетесь проводить школу для общественных организаций. Неужели наши общественники настолько безграмотны?

У нас есть свои технологии и методики, авторские, которыми мы бы и хотели поделиться. Речь не идет о грамотности или безграмотности, а о том, что новый опыт всегда полезен, мы просто готовы его передать. Тем более, что школу мы проводим совместно с нашими сыктывкарскими коллегами, известными все гражданской России своими достижениями в деле защиты общественных интересов.

8. Пермский губернатор известен скандалом вокруг общения с неофашистами. Что на самом деле произошло? Каковы перспективы радикализации нашего общества?

- Экзальтированный политический ребенок брякнул околофашистскую глупость на круглом столе с тоскливым названием "Молодежь и идеология". Ведущий круглого стола, нормальный взрослый человек, губернатор, сумевший отличить детское бахвальство от фашистской животной ненависти, не посчитал нужным на это реагировать (надо просто видеть и слышать этого несколько странного юношу, чтобы понять, что он такой же "фашиствующий молодчик", как я - Президент Путин). Собственно, все присутствующие на этом мероприятии, длившемся менее часа, отнеслись к этому инциденту с достаточной долей брезгливости, отведя реакции на него столько места, сколько он заслуживал, т.е. самую малость.

Скандал из всего этого на следующий день раздул в интернете известный юный "яблочник" Илья Яшин. Через пару дней в своих интересах скандал подхватила из Москвы "Единая Россия", обиженная в Перми невниманием. Единороссовские стратеги подключили к делу "нашистов". Кто знал, что этот странный эпизод станет звездным часом борьбы московских "единороссов" с пермским "фашизмом". Приехав в Пермь на свое шоу, "Наши" вызвали возмущение всех. Они ведь не губернатора учили, они всех нас поучали уму-разуму. Они нам, пермякам, объясняли, что такое хорошо и что такое плохо в Перми. У них хватило наглости думать, что им из Москвы виднее, есть в Перми фашистская угроза или нет. А губернатор наш оказался слаб, не вынес "нашистского" улюлюканья и извинился "за политическую близорукость", хотя извиняться было не за что.

16 мая 2006 г.

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

Главная / Гражданские экспедиции / г. Сыктывкар 22-24 мая 2006 года