НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Гражданская экспертиза / Истории успеха / Гид

ГРАЖДАНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Определения
Истории
   успеха
Проекты
Документы
Публикации
Ресурсы
Internet Map

Народная Ассамблея
Открытое партнерство "Пермская Ассамблея"
Пермская общественная организация
"Общество развития предпринимательских инициатив"

Гид по преодолению административных барьеров в социальном обслуживании

1. Как пользоваться гидом

При создании данного гида ставилась цель собрать воедино и систематизировать все сведения, необходимые для изучения и проведения мероприятий по преодолению административных барьеров в социальных обслуживании (социальных сервисах).

Под социальным обслуживанием (социальным сервисом) будет пониматься предоставление государственными и муниципальными учреждениями услуг, льгот, приоритетов, материальных и финансовых ресурсов гражданам в силу законодательных обязательств или по собственной инициативе в порядке публичного договора, т.е. всем обратившимся, попадающим под установленный критерий предоставления сервиса.Административным барьером будет считаться любое препятствие в использовании сервиса, если оно установлено решением органа власти или может быть уменьшено либо устранено аналогичным решением, за исключением обоснованных препятствий, т.е. не введенных исключительно для ограничения доступа нецелевых потребителей или облегчения доступа целевых.

Административным барьером может быть не только действие властей, но и их бездействие (отсутствие необходимых решений) в создании условий для беспрепятственного доступа всех потребителей сервиса, например, бездействие в создании пандусов для инвалидов, в установлении удобного режима работы пункта обслуживания.

Эффективным будет считаться сервис, который достигает поставленной цели при осуществлении в установленном порядке, т.е. для достижения запланированного результата не требуется никаких дополнительных действий и ресурсов (бюджетных средств).

Публичный характер сервисов и их социальная направленность предполагает, что к ним должен быть обеспечен равный доступ для всех категорий потребителей. Здесь нельзя допускать свободной конкуренции потребителей за сервис, как это принято в коммерческой сфере, иначе самые обездоленные и нуждающиеся могут оказаться аутсайдерами в конкурентной борьбе и не получить обслуживания.

Ситуацию, когда более обеспеченная часть нуждающихся потребляет большую долю благ от социального обслуживания, будем именовать асимметричным потреблением ("богатые становятся богаче, бедные - беднее"), а использование сервиса не той категорией, для которой он был установлен, - нецелевым потреблением.

Первые три раздела гида посвящены описанию социальных сервисов, их целей, форм и критериев предоставления. Эти разделы помогут на начальной стадии изучения конкретного сервиса для выявления возможных административных барьеров, проблем в эффективности обслуживания, нецелевом и асимметричном потреблении.

В следующем разделе описаны виды административных барьеров. Его можно использовать для того, чтобы лучше понять характер возможных препятствий и определить страдающие группы потребителей.

Если сделанных предположений недостаточно и требуется получить более достоверные данные о барьерах, то рекомендуется воспользоваться с разделом о методах исследования барьеров. Это поможет выбрать метод, наиболее подходящий при исследовании конкретного сервиса, целевой группы потребителей и общей цели проекта, реализуемого НКО для устранения барьеров.

В зависимости от результатов исследования некоммерческие организации могут попытаться уменьшить существующие барьеры, используя информацию из последнего раздела гида. Он поможет выбрать наилучший метод, подсказать, среди кого искать потенциальных союзников и как спланировать кампанию.

Возьмем умозрительный пример: некая организация заинтересовалась административными барьерами при предоставлении бесплатных лекарств для страдающих гемофилией. Исследуя цели сервиса, можно сделать вывод, что он призван компенсировать недостаточный доход больных, т.к. для поддержания жизни при гемофилии необходимы значительные средства. Отсюда следует, что данный сервис будет эффективным, если критерий его предоставления устанавливается на основе действительной нуждаемости, а не косвенно. В случае с гемофилией наличие заболевания предопределяет необходимость постоянного приема лекарств, так что критерий выбран правильно. Обслуживание в форме предоставления товаров, возможно, сопровождается барьером в виде низкой полезности для потребителя: серди предоставляемых лекарств могут оказаться индивидуально неэффективные или даже непереносимые. Предположив о дефицитности сервиса и изучив раздел года о видах барьеров, можно сделать вывод о вероятном присутствии следующих барьеров: недостаток информации, свободная конкуренция, меры по ограничению спроса, коррупция, нерегулярное оказание сервиса. Дополнительная информация о том, что имеется всего один пункт обслуживания на всю область, подскажет нам, что для части потребителей очень существенным барьером может быть транспортная недоступность. Далее необходимо выбрать подходящий метод исследования, обратившись к главе о методах исследования. Лучшим вариантом может стать опрос некоммерческих организаций, если существует объединение страдающих гемофилией или их проблемами постоянно занимается организация близкой направленности. Если такой организации нет, то можно совместно использовать наблюдение, испытание и опрос работников. Опрос посетителей в пункте оказания сервиса вряд ли эффективен, т.к. гемофилия достаточно редкая болезнь и в течение дня посетителей будет не очень много. По результатам исследования может быть выбран метод ликвидации барьеров, например, улучшение информирования потребителей (справочный телефон) и организация дистанционного оказания сервиса - высылка живущим вне областного центра лекарств почтой. Эти меры также позволят снизить асимметричность потребления из-за высоких барьеров транспортной недоступности.

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Гражданская экспертиза / Истории успеха / Гид