НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Гражданская экспертиза / Истории успеха / Гид

ГРАЖДАНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Определения
Истории
   успеха
Проекты
Документы
Публикации
Ресурсы
Internet Map

Народная Ассамблея
Открытое партнерство "Пермская Ассамблея"
Пермская общественная организация
"Общество развития предпринимательских инициатив"

Гид по преодолению административных барьеров в социальном обслуживании

2. Цели предоставления сервисов

Обычно в нормативных документах цель социального обслуживания явно не указывается. Это создает иллюзию эффективности и общественной полезности всех без исключения сервисов. Многие сервисы, будучи созданными для определенной цели, в процессе многолетних изменений перестают ей соответствовать, но продолжают существовать. Желательно, чтобы цель каждого сервиса была четко и недвусмысленно сформулирована, что позволило бы оценивать эффективность сервиса и степень достижения им поставленной цели.

2.1. Выравнивание доступности сервиса для всех потребителей

Описание
Существуют категории потребителей, объективно лишенных возможности получить сервис тем способом, которым его получают основная часть населения. Например, для кормящей матери причиной тому может быть её ограниченная мобильность, а для слепого человека - невозможность полноценного получения информации. Для таких групп населения создаются специализированные социальные сервисы или организуются особые условия предоставления стандартных сервисов. Иногда такое обслуживание является альтернативой получению благ в коммерческих структурах, которыми пользуется основная часть населения.

Примеры

  • Специализированные отделы для диабетиков в продуктовых магазинах.
  • Внеочередное обслуживание инвалидов, не имеющих возможности по медицинским показаниям долго ждать своей очереди.
  • Светофор со звуковым сигналом для слепых.
  • Бесплатный слуховой аппарат для слабослышащих.
  • Специальные автомобили для инвалидов.

    Эффективность
    Доступность сервиса действительно выравнивается в случае, если целевая группа очерчена достаточно четко и критерий отнесения к ней основан не на статусе потребителя (ветеран ВОВ и пр.), а отражает ограниченные возможности потенциальных потребителей (слепой, инвалид-колясочник и т.п.).

    2.2. Компенсация недостаточного дохода, перераспределение благ

    Описание
    Реализация большинства конституционных прав граждан связана с наличием определенного уровня доходов, ведь для реализации, например, права на бесплатное образование все равно нужно иметь источник дохода, за счет которого будут покрываться расходы на проживание, питание, книги и канцтовары. Низкий доход не позволяет гражданину самостоятельно обеспечивать себе уровень жизни, который общество считает минимально допустимым. Государство через налоги и социальные сервисы перераспределяет блага среди различных групп населения. Основными потребителями в таком перераспределении являются малоимущие слои населения. Законодательство РФ в большинстве случаев использует косвенное определение малоимущих слоев, когда малоимущими априори считаются пенсионеры, ветераны, инвалиды, реабилитированные и прочие социальные группы. Такое определение малоимущих имеет под собой объективную основу, т.к. инвалид, конечно, имеет меньше возможностей для получения дохода, однако конкретный инвалид вполне может быть и миллионером.

    Примеры

  • Бесплатные лекарства для малообеспеченных.
  • Жилищная субсидия для малоимущих.
  • Бесплатное среднее образование.
  • Льготное выделение автомобиля инвалиду.

    Эффективность
    Компенсация недостаточного дохода возможна, если критерий нуждаемости устанавливается не на основе официальных источников (справки о доходах и т.п.), а путем изучения действительной нуждаемости (обследование условий проживания и пр.). Косвенное определение нуждаемости через принадлежность к одной из групп населения (пенсионеры, молодежь и пр.) приводит к высокому уровню нецелевого потребления, усиливает асимметрию и увеличивает разрыв в реальном потреблении благ.

    2.3. Стимулирование отдельных направлений активности

    Описание
    Социальные сервисы могут быть направлены на активизацию определенных форм социальной активности населения. Наибольшее распространение получили сервисы, направленные на стимулирование учебы, увеличение рождаемости, поддержку материнства и детства.

    Примеры

  • Декретный отпуск.
  • Пособие на детей.
  • Стипендия успевающим студентам.
  • Именные стипендии школьникам-победителям предметных олимпиад.

    Эффективность
    Стимулирование активности действительно происходит, если есть четкое описание результатов деятельности, которые ведут к предоставлению сервиса. Нецелевое потребление возможно в случае имитации деятельности.

    2.4. Возмещение вреда

    Описание
    Существующая система социальных сервисов предусматривает множество вариантов предоставления льгот и компенсаций, возмещающих реальный или потенциальный вред имуществу, жизни и здоровью пострадавшим от репрессий 30-х годов, ликвидации техногенных катастроф или стихийных бедствий. Гражданским законодательством установлен общий порядок индивидуального расчета возмещения вреда, который должен применяться во всех случаях, и позволяет подходить к расчету компенсации индивидуально с учетом размера нанесенного вреда. Однако этот порядок не применяется и заменяется недифференцированной системой сервисов, в основном в виде льгот. Это нивелирует различия между пострадавшими, в результате чего для одних людей возмещение не покрывает нанесенный вред, а другие за счет возмещения существенно обогащаются.

    Примеры

  • Компенсация проезда репрессированных на железнодорожном транспорте.
  • Ежемесячная выплата чернобыльцам на приобретение продовольственных товаров.
  • Бесплатное предоставление угля семьям погибших на угледобывающих предприятиях.

    Эффективность
    Нецелевое потребление в явном виде отсутствует (возмещение выплачивается действительно пострадавшим), однако недифференцированный подход приводит к сильно асимметричному потреблению: люди, получившие более серьезные повреждения здоровья, встречают больше препятствий и имеют меньше возможностей получать сервис (прикованные к постели не могут пользоваться льготным проездом по железной дороге), поэтому потребляют его в меньшем объеме по сравнению с теми, кто получил незначительные повреждения.

    2.5. Награда

    Описание
    Сервисы часто оказываются не нуждающимся, а достойным - достигшим выдающихся результатов или высоких постов, отмеченным за те или иные заслуги. Предоставление сервисов для этих групп является ни чем иным, как дополнительной наградой.

    Примеры

  • Бесплатное изготовление зубных протезов ветеранам боевых действий.
  • Специальные конверты ветеранам ВОВ для бесплатной пересылки поздравлений.

    Эффективность
    Такие сервисы действуют как эффективная награда, однако их предоставление размывает целевую направленность системы социального обслуживания, т.к. предоставляются они без учета нуждаемости.

     

    Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


    [an error occurred while processing this directive]
  •  

     Главная / Гражданская экспертиза / Истории успеха / Гид