НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Гражданская экспертиза / Истории успеха / Гид

ГРАЖДАНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Определения
Истории
   успеха
Проекты
Документы
Публикации
Ресурсы
Internet Map

Народная Ассамблея
Открытое партнерство "Пермская Ассамблея"
Пермская общественная организация
"Общество развития предпринимательских инициатив"

Гид по преодолению административных барьеров в социальном обслуживании

3. Формы социального обслуживания

Форма социального обслуживания во многом определяет виды административных барьеров, сопровождающих получение потребителем социального сервиса. Одни барьеры возникают с неизбежностью, другие могут возникнуть при наличии дополнительных предпосылок. Форма сервиса также во многом предопределяет степень нецелевого и асимметричного потребления и может сдерживать эффективность социального обслуживания. Замена одной формы на другую может коренным образом изменить доступность и эффективность сервиса, при этом бюджетные расходы не увеличатся, а могут даже сократиться за счет уменьшения нецелевого потребления.

3.1. Выплата денежных средств

Описание
Денежные средства выплачиваются потребителю, подходящего под критерии предоставления обслуживания, в виде наличных средств или путем перечисления на счет в банке без каких-либо дополнительных условий.

Специфические административные барьеры

  • Сложная процедура: выплата бюджетных средств строго регламентирована, сопряжена с необходимость оформления множества документов и жестко контролируется.
  • Отсутствие сопутствующих сервисов: может потребоваться копирование документов, открытие счета в банке, нотариальное оформление доверенности.

    Примеры сервисов

  • Стипендия.
  • Пособие по безработице.
  • Пособие на детей.

    Эффективность

  • Положительным моментом для потребителей является большая гибкость в использовании полученных средств (возможность более рационального использования денег, добавления собственных для получения более качественного обслуживанию и т.п.). Такая универсальность одновременно приводит к высокому спросу на данную форму сервиса со стороны нецелевых потребителей.
  • Существуют группы потребителей, которым выдача наличных денежных средств нежелательна: потребитель может использовать средства не по их предполагаемому назначению (пособие на ребенка в малообеспеченной семье с родителями-алкоголиками).
  • Размеры выплат обычно устанавливаются законодательством или в твердой сумме, или в привязке к минимальному размеру оплаты труда. Ежегодная индексация в связи с общей инфляцией или изменением уровня цен на соответствующий перечень товаров и услуг не производится, и со временем полезность сервиса для потребителей сильно снижается. Потребители склоняются в пользу натуральных форм (выдача товаров и предоставление услуг), более защищенных от инфляции, поэтому размер денежных выплат должен или периодически пересматриваться или индексироваться.

    3.2. Оплата за потребителя

    Описание
    Денежные средства не выплачиваются потребителю, а перечисляются обслуживающей его организации. Как вариант может использоваться ваучер (талон, направление или иной документ), предъявителю которого сервис предоставляется бесплатно или по льготной цене. Для данной формы, в отличие от выдачи товаров и оказанию услуг, присущ относительно свободный выбор потребителем контрагента (организации, предоставляющей сервис). Если у потребителя достаточно альтернатив, то обслуживающие организации постоянно конкурируют за потребителя, что приводит к повышению качества, лучшему удовлетворению его требований и увеличению полезности сервиса при сохранении расходов бюджета.

    Специфические административные барьеры

  • Сложная процедура: потребитель вынужден взаимодействовать и с оказывающей сервис организацией и с оплачивающей его.
  • Несогласованность действий разных учреждений.

    Примеры сервисов

  • Жилищная субсидия.
  • Талон в парикмахерскую.

    Эффективность
    Оплата за потребителя может с успехом применяться вместо выплаты денежных средств, если необходимо обеспечить целевое использование этих средств получателем (выплаты для обеспечения потребностей детей, живущих в социально неблагополучных семьях). В то же время оплата за потребителя предпочтительнее выдачи товаров и оказания услуг, т.к. позволяет повышать полезность сервиса для потребителя за счет включения механизмов рыночной конкуренции.

    3.3. Компенсация ранее произведенных расходов

    Описание
    Потребитель может самостоятельно произвести расходы, а затем предоставить платежные и иные документы и получить денежную компенсацию. Деньги выплачиваются, если расходы имели установленный нормативным актом целевой характер и представлены все необходимые документы. В некоторых случаях может быть установлена верхняя граница суммы компенсации или определено допустимое качество, например, проезд по железной дороге только в плацкартном вагоне.

    Специфические административные барьеры

  • Потенциальный барьер из расходов.
  • Отсутствие информации: все нюансы предоставления компенсации нужно знать заранее, до расходования собственных средств.
  • Несогласованные действия разных учреждений: предоставляющая компенсацию организация может предъявлять к расходным документам дополнительные требования, не соблюдаемые теми, кому оплачены деньги.

    Примеры сервисов
    Компенсация студентам 50% стоимости проезда к месту жительства и обратно один раз в год.

    Эффективность
    Минимальное нецелевое использование при высокой асимметричности потребления: бедные потребляют меньший объем, чем богатые, которые в состоянии произвести большие расходы за счет собственных средств и затем получить большую компенсацию.

    3.4. Предоставление вещей и оказание услуг

    Описание
    Потребителю предоставляются товары или оказываются услуги на льготной или бесплатной основе. Обычно устанавливается периодичность получения обслуживания отдельным потребителем (один раз в месяц, квартал или год). Сервис может оказываться или специализированными организациями (органы соцзащиты), или по договору в обычных местах предоставления (магазины, пункты бытового обслуживания). Потребитель имеет крайне ограниченный выбор: ему указывается пункт обслуживания и товар (услуга), которую он может получить.

    Специфические административные барьеры
    Низкая полезность: потребитель не может подобрать необходимую ему вещь (услугу) по размеру или иным параметрам, ассортимент чрезвычайно ограничен.

    Примеры сервисов

  • Бесплатный проезд в транспорте.
  • Бесплатные обеды для бездомных.
  • Бесплатная подписка на газету.

    Эффективность

  • Предоставляемые товары и оказываемые услуги обычно относятся к низкому (реже - к среднему) уровню качества, поэтому для выдачи товаров и оказания услуг не очень характерно асимметричное и нецелевое потребление. Однако оно может быть высоким при оказании услуг, потребляемых всем населением (проезд в транспорте).
  • Невысокая полезность для потребителя может компенсироваться полной защитой от инфляции, т.к. товар или услуга предоставляются в установленном размере независимо от уровня цен.

    3.5. Предоставление приоритета

    Описание
    Некоторым категориям потребителей массового сервиса оказывается приоритетное обслуживание - внеочередное, в специальных условиях или по особым правилам. Приоритет обычно не сопровождается льготами, т.е. не предлагается снижение цен, однако за те же деньги может быть предоставлен больший объем товаров или услуг, либо сопутствующий дополнительный сервис (детские коляски не учитываются при взвешивании багажа авиапассажиров).

    Специфические административные барьеры

  • Недостаток информации: приоритетные категории потребителей могут не знать о своих правах.
  • Низкая полезность: в отсутствие дефицита практическая польза от внеочередного обслуживания резко падает.

    Примеры сервисов

  • Внеочередное обслуживание ветеранов ВОВ.
  • Первоочередное предоставление мест в детских дошкольных учреждениях детям-инвалидам.

    Эффективность

  • При высокой дефицитности сервиса предоставление приоритета может также потерять смысл, т.к. среди внеочередников образуется своя очередь, а иногда и несколько очередей по разным основаниям (ветераны, инвалиды, матери-одиночки и т.п.). Распределение обслуживания между очередями обычно не формализовано и зависит от чиновника, что рождает коррупцию.
  • Данная форма оказывается эффективной при предоставлении сервисов как награды, т.к. нецелевое и асимметричное потребление не оказывает заметного негативного воздействия на общество.

     

    Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


    [an error occurred while processing this directive]
  •  

     Главная / Гражданская экспертиза / Истории успеха / Гид