НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Гражданская экспертиза / Истории успеха / Гид

ГРАЖДАНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Определения
Истории
   успеха
Проекты
Документы
Публикации
Ресурсы
Internet Map

Народная Ассамблея
Открытое партнерство "Пермская Ассамблея"
Пермская общественная организация
"Общество развития предпринимательских инициатив"

Гид по преодолению административных барьеров в социальном обслуживании

4. Критерии предоставления сервисов

Критериями предоставления сервиса являются установленные в нормативных актах условия, которым должен удовлетворять потенциальный потребитель сервиса, чтобы иметь право на его получение. От критерия во многом зависит уровень возможного нецелевого и асимметричного потребления. Нечетко сформулированные, косвенно определяемые или широко трактуемые критерии ведут к снижению эффективности сервиса, дефициту и высокой конкуренции потребителей. Необходимо стремиться к тому, чтобы критерий не позволял пользоваться сервисом тем потребителям, для которых этот сервис не предназначен, но в то же время не был слишком жестким и не препятствовал действительно нуждающимся в получении благ. В каждом конкретном случае необходимо находить компромисс с учетом имеющихся в распоряжении ресурсов (более либеральные критерии требуют больших бюджетных расходов).

4.1. Официальный доход

Описание
Для решения вопроса о праве на получение сервиса потенциальному потребителю предлагается предоставить справки о своем доходе (или совокупном доходе семьи). Если уровень его дохода или среднего дохода члена его семьи ниже установленного нормативным актом уровня, то он получает обслуживание.

Достоинства
Критерий является объективным, т.е. не зависит от субъективных оценок чиновника, гражданин имеет право оспорить решение об отказе в получение сервиса.

Недостатки
Существующая в России система трудовых отношений в частном секторе в основном построена на неофициальных выплатах, которые не учитываются в официальном доходе работника. Для высокооплачиваемых специалистов неофициальные доходы даже более характерны, чем для беднейших слоев населения, где большинство работников старых крупных предприятий получают невысокие, но на 100% официальные зарплаты. Существуют категории не работающих граждан (рантье и т.п.), доходы которых согласно налоговому законодательству не учитываются в налоговых органах, поэтому эти люди легко проходят такую формальную проверку на низкий доход.

4.2. Обследование условий проживания

Описание
Решение о праве на получение сервиса принимается уполномоченным работником или комиссией по итогам обследования условий проживания претендента. Обследование производится с выездом на место жительства - изучается обстановка квартиры, наличие домашнего имущества, проводятся беседы с домочадцами.

Достоинства
Место и условия проживания гораздо точнее характеризуют степень нуждаемости, чем официальные сведения. Невероятно, чтобы обеспеченный человек имел нищенское жилье, дом гораздо точнее соответствует уровню жизни, чем что-либо иное. Одежду или автомобиль легче сменить, чем обстановку дома, в которой человек проводит значительную часть жизни, и которая несет отпечаток его достатка и уровня жизни. Этот критерий практически исключает возможность предоставления сервиса не нуждающемуся человеку.

Недостатки
Проверка основана на сравнительных и субъективных оценках, из-за чего гражданину практически невозможно доказать свое право на получение сервиса, в т.ч. в суде. Более предпочтительным вариантом является суммарная оценка объективных показателей качества жизни по утвержденному перечню (наличие холодильника, телевизора, количество и возраст мебели, срок последнего ремонта и т.п.).

4.3. Принадлежность к группам с ограниченным доступом к сервису

Описание

  • Обслуживание предоставляется всем людям, принадлежащим к некоторой, объективно существующей группе с ограниченным доступом к сервису. Под объективно существующей надо понимать группу, принадлежность или не принадлежность к которой может быть чем-то доказана. Таким доказательством в подавляющем большинстве случаев является некий государственный учет (инвалидов, малообеспеченных, детей и пр.).
  • Группа имеет ограниченный доступ к сервису, если все ее члены имеют меньше возможностей получить сервис или для них это сопряжено с дополнительными трудностями и расходами. Понятно, что все инвалиды сталкиваются с дополнительными трудностями, а вот среди работников прокуратуры большинство совершенно нормальных людей, пусть некоторые и имеют меньше возможностей обслуживания, хотя бы в силу загруженности работой. Правильному определению группы помогает четкая формулировка характера препятствия (недостаток денег, ограниченные физические возможности).

    Достоинства
    Правильное определение групп с действительно ограниченным доступом к сервису решает проблему выравнивания возможностей, исключает конкуренцию потребителей за сервис и уменьшает нецелевое потребление.

    Недостатки
    Такие группы обычно малочисленны, а организация специальных сервисов для небольших групп населения сдерживается экономической невыгодностью таких решений. Однако высокая единичная стоимость обслуживания в малых объемах обычно все же выгоднее для бюджета, чем массовое оказание той же услуги широким слоям населения. Негативные эффекты возможны только при ошибках в определении групп (включение групп, не все члены которых имеют ограничения доступа).

    4.4. Статус, не связанный с доступностью сервисов

    Описание
    Предоставление сервисов по статусу, не связанному с доступностью сервисов, очень широко применяется законодательством. Статус может быть основан на возрасте (пенсионер), заслугах (участник ВОВ, ветеран труда и пр.) и прочих признаках (репрессированный, родитель и пр.).

    Достоинства
    Нет.

    Недостатки
    Статус обычно никак не коррелирует с нуждаемостью: в городском транспорте совсем не редкость встретить здоровых, работоспособного возраста мужчин, едущих бесплатно по некоторому профессиональному удостоверению. Возникнет нецелевое потребление, превышение спроса над предложением и ожесточенная конкуренция потребителей.

    4.5. Самостоятельное отнесение к потребителям сервиса

    Описание
    Редко встречающийся критерий предоставления сервиса, когда его может получить каждый, кто считает себя нуждающимся в нем. Примером может быть раздача бесплатного питания для бездомных. Фактически здесь отсутствуют какие-либо критерии, но для эффективности такого сервиса должно соблюдаться несколько условий: качество сервиса должно быть невысоким, использование сервиса должно понижать общественный статус его потребителей или должны присутствовать иные морально-этические ограничения, чтобы исключить высокий спрос.

    Достоинства
    Сервис получают действительно нуждающиеся, те, для кого проблема выживания стала более острой, чем сохранение их общественного статуса.

    Недостатки
    Ограниченно применим. Сопровождается нанесением потребителям морального вреда.

     

    Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


    [an error occurred while processing this directive]
  •  

     Главная / Гражданская экспертиза / Истории успеха / Гид