НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №4 (009)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№4(009)
Сентябрь 2008 г.

логотип газеты "За человека"

Позиция

По костям и душам

По костям и душам
Спасибо девяностым...
У одинокого пенсионера из деревни Карбас Кудымкарского района Василия Суранова сгорел дом, а родственников, к которым мог бы податься погорелец, в живых не осталось. Он бесконечно благодарен отделению временного пребывания Кудымкарского социального учреждения, приютившего его и теперь готовящего документы об устройстве его в дом-интернат для престарелых.

Нужны ли такие учреждения? Трудно сказать, как бы сложилась моя дальнейшая жизнь, если бы в момент личной катастрофы у меня не было бы рядом родных людей. А как быть тем, у кого родственников нет? Вот для такой категории людей государство и предусмотрело создание социальных учреждений различного профиля. Еще в 1992 г., когда страна переживала тяжелейшие условия, не было денег, зарплаты и пенсии задерживались не днями, а месяцами, молодая федеральная российская власть в лице президента России Бориса Ельцина издала указ № 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы". Этим указом Правительству Российской Федерации поручалось содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям: центров социальной помощи семье, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации детей-инвалидов, центров планирования семьи, центров усыновления, опеки и попечительства, медико-педагогических школ, социальных гостиниц для детей, подростков, матерей с детьми и др.

В середине 1993 г. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации утвердило Примерное положение о центре социального обслуживания. Основными задачами деятельности центра было определено выявлять престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке, подбирать конкретные виды и формы помощи разным людям, вести их постоянный учет в зависимости от видов и форм требуемой помощи и периодичности ее представления. Да и многое прочее было поручено этим центрам: анализировать уровень социально-бытового обслуживания населения, разрабатывать перспективные планы развития этой сферы, внедрять в практику новых видов и форм помощи, предоставлять нуждающимся людям различные социально-бытовые услуги, привлекать различные государственные и негосударственные структуры к решению этих вопросов и координировать их деятельности в этом направлении.

В этом же году решением Малого совета Пермского облисполкома была утверждена областная программа мер по социальной поддержке малоимущих групп населения. В ней была предусмотрена работа по открытию специализированных домов для престарелых палат сестринского ухода более, чем в 30 городах и районах области. Кроме того, планировалось создать территориальные центры социальной помощи инвалидам и пенсионерам на базе домов-интернатов и отделов социальной защиты в городах Перми, Березниках, Нытве, Кизеле, Александровске, Чайковском, Кудымкаре, Еловском, Кунгурском, Ильинском районах. Короче говоря, предусматривалось если не все, то почти все для того, чтобы нуждающимся в помощи людям жилось лучше.

Как замечают многие, все в этой сфере стало постепенно меняться к худшему, когда у руля управления нашим регионом появились такие "оптимизаторы", как Юрий Трутнев и Олег Чиркунов. Перефразируя слова гимна советского периода, можно сказать, что Юрий Трутнев нам путь указал, а Олег Чиркунов вырастил кадры, которые готовы все "оптимизировать", точнее сказать, сократить, закрыть или передать частникам.

Первый удар
А теперь снова перейдём к конкретным фактам. В начале 2006 г. в Союз за гражданское влияние обратилась группа ветеранов, которые просили вникнуть в вопрос законности закрытия отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов Комплексного центра социального обслуживания населения Ленинского района Перми. Мне поручили заняться этим вопросом. И мне удалось выяснить ряд любопытных фактов. Прежде всего, то, что наступление на немощных стариков и инвалидов готовилось давно и тщательно. Так, отделы социальной защиты населения предусмотрительно были выведены из состава муниципальных образований, преобразованы в территориальные управления и переданы в подчинение Департаменту социального развития Пермского края. Глубоко убежден, что если бы эти органы остались в составе муниципалитетов, то такого позиции, которую проявила краевая власть по отношению к пожилым людям и инвалидам, главы городов и районов в большинстве случаев не допустили бы. Потому что они ближе к людям, чем краевые чиновники, неплохо устроившиеся в уютных кабинетах на главной улице мегаполиса. За счет этого переподчинения была устранена одна из важнейших преград на пути наступления на немощных стариков.

Побывав в вышеназванном муниципальном учреждении и побеседовав с его работниками, я убедился, что все они отрицательно относятся к закрытию отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, но вынуждены выполнять волю вышестоящего начальства. В чем последняя выражается, я выяснил с трудом, так как документы от меня всячески скрывали. Но всё же добыть их удалось. В тот момент эти социальные структуры хотели закрыть "…с целью исключения дублирования деятельности государственных областных учреждений социального обслуживания населения".

Все перепетии той позапрошлогодней истории я описал в двух материалах, опубликованных в газете "Личное дело" за 2006 год: "Никчёмные старики?.. Всех оптимизировать!" в мартовском и "В поисках протоколов социальных мудрецов" в апрельском номерах. Особенно запомнился мне тогда разговор с тогдашним председателем комитета по управлению бюджетными учреждениями департамента Екатериной Бербер. Теперь она министр социального развития Пермского края. Она была непосредственно причастна к появлению того злополучного письма, однако упорно пыталась это отрицать... На Украине говорят: "Кому вдалось хоть раз збрехаты, то тому виры бильш не ймуть".

Уже тогда складывалось впечатление, что краевая власть решила экономить деньги на самых обездоленных гражданах края. Но поскольку к этой проблеме было приковано тогда внимание и депутатов, и общественности, то замыслу чиновников не суждено было сбыться. Отделения дневного пребывания граждан продолжали функционировать и после 1.04.2006. Правда, власть решила сэкономить на 25-рублевом обеде для таких пациентов. И рука не дрогнула, и совесть не заговорила у чиновников, когда подписывался такой документ. После этого же казалось, что все успокоились.

Не останавливаясь на достигнутом
Но это только казалось. Потому что не такой пермский губернатор, чтобы задуманное оставить на полпути. Ему подавай пилотные проекты, новшества, эксперименты, чтобы можно было начальству доложить о своих передовых позициях и достижениях. И было бы похвально, если бы это шло на пользу делу и людям. К сожалению, бывает, что такие новшества порой вылазят пермякам, что называется, боком.

И нынче Олег Чиркунов начинает действовать более осмотрительно, подводя под свои планы как будто бы убедительную базу. В июле прошлого года он со ссылкой на Бюджетное послание президента Федеральному Собранию о бюджетной политике в 2008-2010 годах издает указ: "Об управленческом бюджете в Пермском крае". Перечитал я это послание и даже не встретил такого выражения как "управленческий бюджет". Значит, это чисто пермское изобретение. Но коли есть указ губернатора, то появляется постановление Правительства Пермского края, которое утверждает Положение об управленческом бюджете Пермского края. А вслед за ним со ссылкой на уже упомянутое постановление издается приказ Министерства социального развития "Об утверждении Государственного задания на предоставление государственных услуг в сфере социальной политики на 2008-2010 годы", которым предусмотрено снижение достигнутого уровня социального обслуживания, а по некоторым показателям сведения его до ноля.

Но и это еще не все. Уже со ссылкой на приказ министерства Агентство по управлению социальными службами Пермского края издает приказ от 12.03.2008 №47 "О закрытии отделений дневного пребывания инвалидов и граждан пожилого возраста в государственных краевых учреждениях социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения". Такое закрытие коснулось 27 учреждений. Другим приказом закрываются 24 отделения постоянного и временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в этих же центрах.

Напомню читателям, что весь это творится под прикрытием Бюджетного послания президента. Какая замаскированная наглость! А теперь пришло время привести то, что сказано в том самом Бюджетном послании, на которое ссылается Чиркунов: "… Надо помнить о том, что задача бюджетной политики - это последовательное повышение качества жизни граждан…". Читал ли это Олег Анатольевич? А если читал, то почему делает наоборот?

Следует сказать и о содержании самих приказов, которые готовились под неослабным руководством Екатерины Бербер, а подписывались уже ее заместителем Татьяной Абдуллиной (госпожа Бербер к тому времени была уже в ранге министра, а вскоре туда же была переведена на должность заместителя министра и Абдуллина). Для примера возьмем вышеназванный приказ № 47. В преамбуле приказа прямо говорится: "В соответствии с планом оптимизации… закрыть…". Вот он, истинный смысл чиркуновской оптимизации. Первый пункт приказа говорит о закрытии, второй - об организации закрытия, третий - об изменении штатной численности и четвертый - о контроле. В приказе нет главного: заботы о самих людях. Никто не встретился с обитателями закрываемых учреждений, никто им ничего не объяснил, не выяснялся вопрос об их желании переехать в другие учреждения. Это и вызвало волну возмущений. Пошли жалобы, обращения, публикации в СМИ.

Вечно репрессированные
По костям и душам
Вот что рассказали ветераны, которые пользовались услугами комплексного центра в Ленинском районе. Шло постепенное, но планомерное наступление на отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов: закрыли вещевой отдел, не стало мастера по ремонту обуви, сокращена швея, не стало парикмахерских услуг, прекратилась юридическая консультация, не стало финансирования обедов... Сообщение из Большой Сосновы - многие проживающие в учреждениях граждане не хотят уезжать из родных мест. Из Уинска сообщают, что сухому приказу предшествовала ссылка на план оптимизации учреждений социального обслуживания населения Пермского края до 2010 года, утвержденного приказом Агентства по управлению социальными службами Пермского края.

Чиновники, издавшие приказ, скорее всего, руководствовались лишь экономическим расчетом, не видя за одним койко-местом, например, 93-летнего инвалида Великой Отечественной войны Ивана Александровича Агафонцева, многие годы прослужившего на Российском флоте. В старости, оказавшись одиноким, он вернулся в Уинский район, чтобы обрести покой здесь, рядом с давно умершими родственниками. Несмотря на болезнь, боевой офицер в душе лелеет мечту одеть свой парадный мундир 9 Мая, чтобы в кругу бывших фронтовиков встретить 65-летие Великой Победы над фашистской Германией.

"Видно судьба моя горемычная вечно ходить в репрессированных, - с болью в сердце говорит 77-летняя Валентина Павловна Казакова, проживающая в Верхнесыповском отделении, - с детства мыкаюсь по квартирам, сейчас только счастье обрела. Как в родной семье живу". "И кому это взбрело в голову нас, старых и убогих, с обжитого места отправлять! - вторит ей 90-летняя труженица тыла Александра Яковлевна Максимова. - Здесь о нас заботятся, и радость, и горе - все пополам, силы и здоровье матушка-земля нам дает, на которой мы работали, не покладая рук".

В одночасье чиновники решили одним росчерком пера разрушить систему социальной службы, заботящейся о пожилых гражданах, попавших в трудную жизненную ситуацию. Так забывают о людях, которые всю жизнь работали на благо малой родины. И просят они самую малость: дожить свой век на родной земле.

...Не менее тревожное сообщение из Березовки. Районный совет ветеранов просто осаждают пенсионеры Дома ветеранов, которые заявляют, что от них попросту хотят избавиться. Неужели они за 40-50 лет трудовой деятельности не заслужили того, чтобы спокойно дожить свой век? Большинство из них - труженики тыла, награжденные орденами и медалями. Им предлагают переехать в другие социальные учреждения. Но переезд в другой дом-интернат, в другой коллектив, связан с психологической травмой для этих ветеранов, имеющих возраст 80 лет и старше! И они сами это понимают. Они просят одного - дайте нам дожить в Переборе, и пусть похоронят нас на родной березовской земле. Такие тревожные сообщения идут со многих мест Пермского края. Почему же никто не задумался о том, что люди - это не рубли и не нефтедоллары, которые можно легко перекинуть из одного банка в другой! Что, верша их судьбы, нужно как минимум обсуждать это с ними! Так велит человеческий закон, я уж не говорю про нормы демократии и прав человека.

Закрытие социальных учреждений чиновники объясняют тем, что имеется много свободных мест в других учреждениях, куда будут переведены ветераны из закрывающихся учреждений. Но это очередное лукавство, если не сказать больше, от региональной власти. Потому что наличие свободных мест создано искусственно. Потому что выдача путевок в социальные учреждения сосредоточена в министерстве, а органы местного самоуправления в этом процессе участия не принимают, что я считаю совершенно неправильным. Поэтому нарушен главный принцип, который был предусмотрен при утверждении Примерного Положения о Центре социального обслуживания: выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке. Сделать это могут только органы местного самоуправления, но их от этой заботы устранили. Поэтому не случайно на мой вопрос в Березовском районе, сколько человек нуждается в социальной поддержке, последовал ответ, что такого учета нет. И так, к сожалению, во всем крае. При таком положении можно все заоптимизировать и довести до абсурда.

Не уполномоченные Уполномоченным
Нельзя не сказать, как реагировали государственные органы на обращение к ним краевого совета ветеранов. Большинство из них - Главный Федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента РФ по Пермскому краю, Прокуратура Пермского края, Управление Росздравнадзора по Пермскому краю - к обращению отнеслись формально. Они запросили сведения у того самого Агентства по управлению социальными службами, которое издало приказ о закрытии социальных учреждений и на действия которого краевой совет жаловался, и на основании полученных данных дали ответ. Разве так реагируют на жалобы? К сожалению, работники прокуратуры даже не заметили, что Положением об Агентстве по управлению социальными службами Пермского края ему не предоставлено право закрывать социальные учреждения.

В ответе прокуратуры Пермского края есть и такая фраза: "…По информации Агентства по управлению социальными службами Пермского края основанием для издания обжалуемых Вами приказов послужило обращение Уполномоченного по правам человека в Пермском крае по проблемам в деятельности интернатных учреждений…". Мне удалось выяснить, что обращение действительно было, но не о закрытии социальных учреждений, а о наведении в них порядка! Мы направили соответствующий запрос на аппарат Уполномоченного и узнали, что смысл обращения обмундсмана был в следующем. Перед органами исполнительной власти Пермского края ставились вопросы об организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждениях стационарного социального обслуживания Пермского края в соответствии с существующими государственными и международными стандартами. Как сообщил нам заместитель Марголиной Павел Миков, "принципиальная позиция Уполномоченного о гарантированном получении гражданами набора социальных услуг и достойном проживании в учреждениях социального обслуживания не могла быть положена в основу принятого Агентством по управлению социальными службами Пермского края решения о закрытии отделений постоянного и временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов комплексных центров социального обслуживания, поскольку условия проживания граждан в указанных учреждениях на тот момент еще не были исследованы. Более того, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Т.И. Марголина была против фактической реализации принятого Агентством решения и неоднократно публично выражала свою обеспокоенность тем, каким образом будет гарантировано соблюдение прав и интересов граждан, проживающих в подлежащих закрытию отделениях...". Позиция Марголиной состоит и в том, что до реализации органами государственной власти Пермского края уже принятых социально значимых решений необходимо проводить их независимую общественную экспертизу, заключение которой обязательно должно учитываться властью.

Вмешательство ветеранских организаций, Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, средств массовой информации, их поездки по социальным учреждениям привели к пониманию, что с закрытием социальных учреждений сильно перегнули палку. В решение вопроса, как нам стало известно, вмешались председатель правительства Пермского края Валерий Сухих и его заместитель Татьяна Галицына. Они приостановили произвол с закрытием социальных учреждений и начали искать пути выхода из создавшегося положения. Несколько добрых слов надо сказать и об и.о. руководителя Агентства по управлению социальными службами Пермского края Игоре Акулове, который, побывав в намеченных к закрытию социальных учреждениях и побеседовав с их клиентами, убедился, что закрывать их нельзя. Не исключаю, что он до сих пор не избавился от приставки и.о. именно потому, что занимает в части закрытия социальных учреждений несколько иную позицию, чем Олег Чиркунов, Елена Зырянова и Екатерина Бербер. И это похвально. Не от начальства, а от ветеранов. А эта похвала намного весомее и ценнее.

Остановить Чиркунова
Заканчивая статью, не могу не сказать об одном документе, подписанным Олегом Чиркуновым год тому назад. Он называется "О реструктуризации бюджетного сектора". В нем есть такой фрагмент:

  1. "Руководителю Агентства по управлению имуществом Пермского края Зыряновой Е.В. до 1 сентября 2007 года подготовить сводный план по реформированию бюджетного сектора на 2007-2009 годы, предусматривающий сокращение расходов на содержание бюджетных учреждений на 30% к концу 2009 года.

  2. Учредителям краевых бюджетных учреждений: до 01.08.2007 представить руководителю Агентства по управлению имуществом Пермского края Зыряновой Е.В. предложения по реструктуризации, предусмотрев в 2007 году начало реализации мероприятий, обеспечивающих сокращение расходов на содержание подведомственных учреждений на 30% по сравнению с соответствующими расходами 2007 года".

Удивительно, но факт. Аппарат разрастается, как на дрожжах, а губернатор Олег Чиркунов решил экономить на немощных стариках. Не издевательство ли это над заслуженными людьми, отстоявшими Родину от нашествия врагов, восстановившими разрушенное войной народное хозяйство, освоившими космос, прославившими страну многими достижениями, но не сумевшими защитить общенародное богатство от ловкачей, жуликов и проходимцев, а теперь еле-еле сводящими концы с концами? И это в то время, когда по сравнению с 1993 г. (а тогда в области было открыто много социальных учреждений) денег в распоряжении губернатора, что называется, куры не клюют. Как только при таких условиях поднялась рука подписывать распоряжение о 30%-ом сокращении расходов? Понимал ли губернатор Олег Чиркунов, что подписывал, представлял ли он, что реально скрывается за таким сокращением? Ведь попытка закрыть социальные учреждения, которая, к счастью, вопреки воле чиновников, не удалась - ни что иное, как выполнение задачи, поставленной губернатором. Я сам был крупным руководителем, поэтому не могу понять, как можно принимать такое решение. Кто же скажет губернатору, что так относиться к ветеранам нельзя, что в его обойме должны быть работники не формалисты, а душой болеющие за каждого человека? Кто втолмит ему в голову, что на первом плане должен быть человек с его повседневными нуждами и заботами, а не рубль? Потому что, на мой взгляд, Олег Чиркунов с различными экспериментами зашел слишком далеко. И его пора остановить.

Петр Бондарчук,
ветеран войны и труда, член президиума
Пермского краевого совета ветеранов

Размещено 27.10.2008

 Главная / Наша газета / №4 (009)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.