НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №4 (009)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№4(009)
Сентябрь 2008 г.

логотип газеты "За человека"

Мозговой штурм

Официальный лидер пермских родителей Светлана Денисова
Официальный лидер пермских родителей Светлана Денисова
От редакции. В двух последних номерах газеты мы вели пространный разговор о состоянии пермского школьного образования. На наших страницах выступили учителя, администраторы школ, а также региональный министр образования Николай Карпушин. Высказывали и мы свои собственные редакционные довольно жёсткие и нелицеприятные оценки. А сегодня дискуссию продолжает представитель родителей.

Пермское образование глазами родителя

Вот уже несколько лет я тесно связана с пермским образованием через своих двух сыновей. Один из них - ученик общеобразовательной школы г. Перми, другой - студент, а теперь уже и выпускник исторического факультета педагогического университета и молодой учитель. 5 лет я возглавляю в своей школе попечительский совет, 4 года - управляющий совет и третий год работаю в Пермском городском родительском совете.

Дело преданных делу
Начнем с хорошего. Нужно отметить, что на сегодняшний день в пермском образовании работают люди, которые в большинстве своем преданы своей профессии и любят детей. Все остальные ушли в поисках более высокой оплаты труда или менее затратной в психологическом плане работы. И молодые учителя остаются в школе только те, которые чувствуют внутреннее призвание к этой работе.

Наконец-то начинают ремонтировать школы, выделяют достаточно большие суммы из городского и краевого бюджета. Причем, ремонты начинают с устранения предписаний надзорных органов, создавая безопасные условия в школе.

Пермская городская дума приняла решение в июне этого года о включение в подушевое финансирование расходов на содержание здания и оборудование школы (члены городского родительского совета добивались этого два года). Это имеет большое значение для тех школ, у которых есть лицензия, так как деньги на ремонт до этого года выделялись только тем учебным заведениям, у которых лицензия закончилась. И только в этом году были выделены средства из расчета 200 руб/кв.м общей площади образовательного учреждения в качестве фонда материального обеспечения.

Создаются и начинают реально работать управляющие советы в школах, куда входят представители педагогов, родителей, технического персонала школы. Председателя выбирают, как правило, из родителей.

На последнем городском родительском собрании в органном зале в феврале этого года нас порадовало, что в управляющие советы пришли родители с активной жизненной позицией, грамотные (на секции "Участие родителей в формировании бюджета образовательного учреждения" такие вопросы задавали, что специалисты не сразу находили ответы). И наконец-то среди активной части родительской общественности появилось достаточно много мужчин! Уже несколько управляющих советов возглавляют папы учеников этих школ.

Учись, родитель!
Конечно, управляющие советы сталкиваются пока с трудностями. Низка гражданская активность родителей. Большинство зациклены только на своем ребенке и его успехах. Они не понимают, что среда в которой находится ребенок в школе, формирует его мировоззрение, и что формирование позитивной среды зависит от активности самих родителей. Другая проблема - незаинтересованность директоров в управляющих советах. До некоторой степени это понятно - управляющий совет не несет никакой ответственности за свои решения. А директор за все отвечает головой и своим карманом. Нужно менять законодательную базу. Хотя умный директор понимает, что с помощью родителей-членов управляющего совета можно лоббировать интересы своего учреждения в органах власти.

Вообще, родителей-членов управляющих советов нужно учить этой деятельности и как-то морально заинтересовывать. Хороший опыт в этом плане наработан у департамента образования Москвы. Лично у меня с моим директором школы полное взаимопонимание. Она имеет второе высшее экономическое образование, я - предприниматель. Я вижу, что она хороший менеджер и стратег (школа принимает участие третий год в эксперименте по профильному обучению в старших классах), и стараюсь ей помочь. Это в интересах и моего ребенка, который учится в 9 классе.

Активно внедряется профильное обучение в старшем звене во многих школах города и края. В обыкновенной общеобразовательной школе, где учится мой младший сын и в сельской школе, где преподает мой старший сын, у каждого ученика и его родителей есть возможность спланировать практически индивидуальное обучение. И если ваш ребенок не силен в математике, но увлечен историей, то углубленно он будет изучать предметы именно этого профиля, а все остальное в "облегченном" варианте. В нашей школе есть случаи, когда ученик выбирал профильное обучение по предмету "Технология" ("Труд" в старом наименовании). Главное, чтобы родители реально оценивали способности своего ребенка, учитывали его желание и не пытались воплотить в нем свои нереализованные амбиции.

Творчество, время и деньги
Ну, а теперь о проблемах. Главная проблема, на взгляд мой, родителя - это устаревшие технологии обучения и авторитарность нашей педагогики. Когда мой младший сын учился в 7-м классе и начал прогуливать уроки, я решила испытать учебную нагрузку на себе и училась с ним весь день. Уровень преподавания меня вполне устроил, все методики соблюдены (я сама преподавала в институте), новый материал раскрыт. Но 6 уроков подряд один и тот же сценарий! Меняется только учитель (как правило, женщина), содержание урока и интерьер кабинетов. И это в 7-м классе, где из 25 учеников 18 составляют мальчики. А где проблемные уроки? Где новые формы и технологии обучения? Шестой урок географии я выдержала с трудом.

И так каждый день, 6 дней в неделю, да еще в воскресенье надо учить уроки на понедельник.

Пыталась я получить ответ о новых технологиях обучения и в педагогическом университете, и в центре развития системы образования города Перми. И выяснила, что есть такие технологии, но на практике их применяют очень редко. К такому уроку нужно много готовиться, проявить творчество, выдумку, иметь под рукой техническое оснащение и оборудование, которого зачастую в школе нет. Вот если бы наш учитель имел нагрузку 18 часов в неделю, как положено на одну ставку, тогда бы у него было время на творческую подготовку к урокам и другим формам обучения наших детей. И тут сразу возникает другая проблема: 18 часов в неделю - это всего 3-4 тысячи в месяц заработной платы. Кстати, в советские времена тоже большинство учителей вели 24-28 часов в неделю (моя мама работала в школе учителем) по той же причине. Вроде бы какие-то изменения в оплате труда учителя идут, но настолько мизерны эти прибавки, что их тут же "съедает" инфляция. Глобальное изменение оплаты труда в образовании должно произойти с 1 декабря этого года. Наконец-то этой проблемой озаботилось наше федеральное правительство во главе с В.В. Путиным, потому что на региональном или муниципальном уровне этот вопрос не решить.

Но это будет увеличение заработной платы не всем подряд. Появится стимулирующая часть в оплате труда, которая в целом по школе составит 30% от всего фонда оплаты труда и будет распределяться по критериям, которые должен утвердить управляющий совет школы. Какие дебаты были весь этот год на семинарах городского родительского совета, на городском родительском собрании по этому поводу! Учителя были возмущены, что их труд будут оценивать, в том числе и родители. Но могу сказать, что все возмущения были из-за недостатка информированности. Это еще одна большая проблема нашего образования: все реформы слабо обсуждаются с рядовыми учителями и родителями перед их внедрением, что порождает массу необоснованных слухов и непонимания, что происходит. Я принимала участие в работе проектной группы Министерства образования Пермского края по разработке рекомендуемых критериев для школ края. Группа состояла из представителей администраций школ городов и сел Пермского края и сотрудников министерства. Все критерии обсуждались многократно и со всех сторон. Не со всеми я согласна. Например, что классный руководитель должен в течение 3-х лет нести ответственность за правонарушения своих учеников. Но критерии называются рекомендуемые, а управляющий совет школ может сам решать, каким будет этот список. Самое главное: управляющий совет только утверждает по представлению директора и специальной комиссии кому и сколько будет добавлено в качестве стимулирующей оплаты труда, при этом базовая часть должна остаться на старом уровне у всех учителей. Это означает, что не директор единолично и не родители всем скопом будут решать кому и сколько дать, а комиссия должна просчитать все баллы по критериям и вывести их общее количество для каждого учителя. Управляющий совет может согласиться с этими результатами или аргументировано выразить не согласие.

Критериев довольно много, и практически каждый учитель за ту работу, которую он сегодня делает, но которая не входит в оплату труда, сможет получить надбавку. Да, повышение у всех будет разное, но и работают все с разной отдачей. Один учитель и в походы, и в театры с учениками ходит, и уроки проводит то в форме дебатов, то дискуссии устраивает. А другой и планы-то к уроку забыл, когда последний раз писал. Особенно я бы отмечала учителей, которые занимаются проектной деятельностью с нашими детьми. Научить ребенка реализовать свою задумку в реальное дело гораздо важнее, чем вдолбить ему в голову перечень дат или формул.

Педагог устал - родитель, помогай!
Кстати, и учитель, занимаясь проектной деятельностью, тоже может повысить свой доход. Но многих учителей нужно этому обучать самих.

И, может, наконец-то придут в школу учителя-мужчины, которые ушли в поисках заработка в другие отрасли, ведь их мужского влияния так не хватает нашим мальчикам, тем более что по статистике большое количество детей воспитываются одной мамой. Особенная боль - учителя физкультуры в школе в большинстве своем перешагнули рубеж пенсионного возраста. А учителя технологии для мальчиков? Часто в школе это предмет вообще не ведется из-за отсутствия педагога. А кто научит держать в руках молоток и отвертку мальчика, если он живет с одной мамой?

Но в образовании не все измеряется деньгами. Профессия учителя психологически очень затратная. Педагоги работают на износ, выплескивают из себя знания, энергию постоянно. В результате происходит профдеформация, возникает профзаболевание учителей - невроз. В школе есть психолог для учеников, а где психолог для учителей? Где комнаты психологической разгрузки? Да учителям помощь профессиональных психологов еще нужнее, чем ученикам! Но кто-то об этом хоть раз задумался? В ВУЗе раз в 5 лет на полгода освобождают от преподавания, чтобы ты только пополнял знания и восстанавливался морально. В школе раз в неделю у учителя есть методический день, но это не день отдыха, это семинары, учеба, курсы. А мы говорим о перестройке сознания современного учителя в ходе реализации комплексного проекта модернизации образования…

И, конечно, мне хочется обратить внимание родителей на то, что без их активного и заинтересованного участия в жизни не только своего ребенка, но и всей школы никаких изменений в образовании не произойдет. Мы должны чувствовать себя партнерами школы, заказчиками образовательной услуги, четко понимать и формулировать свои представления о её качестве. А для этого нужно участвовать в общественной жизни школы, интересоваться всеми изменениями, которые происходят в образовании. И для этого есть много возможностей: войти в управляющий совет школы, стать общественным наблюдателем при проведении ЕГ, войти в комиссию по аттестации школы, войти в состав городского родительского совета. А не воспринимать школу, как камеру хранения, куда сдал ребенка на время и получил в целости и сохранности с новыми знаниями и умениями.

Педагоги, родители и чиновники в отрасли образования должны научиться работать в режиме открытого диалога, помочь вместе сформировать каждому ученику его собственную позицию и жизненную траекторию, вместе оценивать результативность работы школы. Реформы в образовании должны не "спускаться вниз" и внедряться, а выращиваться как раз снизу, создавая условия и возможности для обновления и развития школы.

Светлана Денисова,
председатель Пермского городского родительского совета

Размещено 27.10.2008

 Главная / Наша газета / №4 (009)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.