НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №4 (009)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№4(009)
Сентябрь 2008 г.

логотип газеты "За человека"

Фестиваль

В борьбе за ЭТНО

Сергей Старостин. Фото Виктора Мельника
Сергей Старостин. Фото Виктора Мельника
Глобализация идёт по нам огромным и беспощадным культурным катком. Частное и особенное уступает место всеобщему и единообразному, по крайней мере, в белом мире. Си-Эн-Эн и Би-Би-Си форматируют наши мозги в правильном политическом отношении, Голливуд производит нам правильные грёзы, МТV и индустрия моды формируют господствующие вкусы и пристрастия. И в связи с этим возникает вопрос: а что же будет с этничностью в таком глобализированном мире? Растворятся ли наши русскость, немецкость и коми-пермячество бесследно через одно-два поколения, уступив место единому общечеловеку, универсальному наёмному работнику и потребителю? Известный учёный, директор академического Института этнологии Василий Тишков уже выпустил могографию с предвкушающим названием: "Смерть этноса". И многие прочие деятели науки склоняются ко мнению, что бесконечная "цветущая сложность" этнической пестроты на тотально модернизированном севере земного шара уже обречена. Боже, как же не хочется в этот новый одномерный мир, скроённый по стандартным культурным лекалам!..

Но культура и искусство пытаются сопротивляться этой тенденции. И вот в относительно недавнее время, с середины 1990-х, мы увидели нового борца эстетического фронта, претендующего на передний окоп борьбы за спасение Традиции. Имя ему - этнофутуризм. Это художественное течение заявляет о намерении переосмыслить традиционную культуру и выдать её в новых, современных художественных формах, "рассказать" её современным людям их современным языком, тем самым обеспечив ей перспективы существования в новом мире. Иначе говоря, этнофутуризм должен частично преодолеть архаику народной культуры и сделать её адекватной ритму и дыханию современного культурного процесса.

Удачным образом Пермь оказалась активным участником этих подвижек - именно здесь в минувшем августе уже в третий раз прошёл этнофутуристический фестиваль "Камва", ставший на этот раз международным. В первую очередь, спасибо тем, кто его поддержал - Экопромбанку, краевому правительству и городской администрации, многочисленным партнёрам и информационным спонсорам и, конечно же, автору концепции и главному организатору Наталье Шостиной со всей её командой. Спасибо за то, что вынесли на себе такую махину, все эти многочисленные концерты, перфомансы, выставки, спектакли...

А вот уже во вторую очередь мне, относящему себя к лагерю антиглобалистов и радетелей традиционной культуры, жутко хотелось понять, насколько же этнофутуризм способен выполнить взятую на себя грандиозную задачу сохранения фольклора и возрождения его для жизни новой. Я пристально всматривался в происходящее на фестивальных площадках на протяжении всех четырёх фестивальных дней и пытался это для себя уразуметь. Это был для меня трудный путь метаний и сомнений...

Фестивальная программа "Камвы" была богатой. Здесь были замечательные аутентичные исполнители типа коми-пермяцкой "Кукушки" и удмуртской "Купанчи", но в связи с ними ни о каком футуризме и новых формах речь не идёт - это подлинный фольклор, воспринимаемый узким кругом любителей и профессионалов. Был здесь электронный авангард на фольклорной базе в лице, к примеру, основанного на старинной русской песне петербургского "Макоша", в котором народная первооснова, на мой взгляд, растворяется и улетучивается. Была эстонская команда "Vaikuso kuunolok", у которой аналогичным образом народная песня теряется среди бурных актёрских поисков и переживаний, а также производимых шумов и всяческих звучащих сопелок, звенелок и тарахтелок. Были Лади Мари и ижевская группа "ЭТО", сплавляющие удмуртские и индийские мотивы в такую бесконечную, обволакивающую и сонную медитацию, что её смогла оценить, не засыпая, лишь небольшая специфически настроенная тусовка. Был очень яркий спектакль "Поющая стрела" Бурятского республиканского театра кукол "Ульгэр" по мотивам народных сказаний, однако при этом тоже не футуристический, а довольно традиционный, опирающийся на старую сильную советскую школу кукольных спектаклей по народным сказкам. Почему-то попал в фестивальную программу и пантомимный спектакль "Что там?" Чувашского экспериментального театра драмы "Дождь", не только очень слабый собственно театрально, но и начисто лишённый какой-либо этники. Была, в конце концов, вполне эстрадная и очевидно коммерчески успешная африканско-франкопоющая группа "Simba Vibration", очень танцевально-зажигательная и с благодарностью принятая фестивальной публикой, наверняка группа пользуется большим спросом и в питерских ночных клубах. Было и многое другое, небезынтересное с разных точек зрения, но...

В исполнении фольклора на современную публику есть большая проблема, точнее, вилка. Либо это делается почти аутентично и, следовательно, трудно воспринимается современными ухом и глазом, которые даже у просвещённой публики развращены нынешними ритмами и красками. Либо же это настолько украшается всей сопутствующей звенящей, гремящей и сверкающей современностью, настолько трансформируется аранжировками и инструментовками, что первоначальные содержание и смысл теряются. И понимаешь, что, в общем-то, мелодическая и текстовая основа композиции могла бы быть и не фольклорная, в принципе ничего бы от этого уже не изменилось... Мечась в этой развилке, я вопрошал: где же ты, этнофутуризм?!!

Инна Желанная. Фото Виктора Мельника
Инна Желанная. Фото Виктора Мельника
...Поэтому я шёл на заключительный фестивальный концерт в очень пессимистическом расположении духа. Сел в кресло и, будучи невеждой, равнодушно скользнул глазами по едва слышанным где-то именам: Сергей Старостин и Инна Желанная. И тут меня понесло куда-то, сильно и властно...

Бог его знает, в чём тут более дело: в таланте или в глубочайшем знании первоисточника? В том и другом, должно быть. За 20 лет Старостин изъездил сельскую глубинку России, слушая и подпевая, собирая и восстанавливая народные инструменты и песни, коих в его репертуаре более двух тысяч. Но, конечно же, не в количестве дело, а в том, как... Вот она, золотая этнофутуристическая середина: подлинность манеры с одной стороны, и в тоже время некоторая чуть бОльшая переживательность и драматургия, сюжетное, вокальное, энергетическое развитие. Ну и, пожалуй, более выраженная ритмичность, хотя ассистирующий Старостину Марио Калдарару играл здесь всё же второстепенную роль, его задачей было не тянуть одеяло на себя, и, спасибо ему, он тактично её выполнял.

А потом была Инна Желанная, ученица Старостина, которая со своей командой делает на основе русского фольклора настоящий гранж, тяжёлую электрогитарную музыку. И, как положено в гранже, там было много электрических запилов и барабанов, и экстатического вокала, и всякого грохота. Но удивительно! - среди всего этого русская песня не умерла и не потерялась, и не утратила своего духа и сути!!! Прекрасна и неподражаема была и сама Желанная. Без привычных ломаний под западных рок-звёзд, без стандартных секси или вамп образов, ни на кого из них непохожая, в простом белом платье, чуть угловатая и неловкая, простяцкая и одновременно поразительная, она воплощала в себе типаж русской бабы в самом высоком смысле слова.

В её обличии, а ещё через Старостина мне и предстал окончательно этнофутуризм во всёй своей реальности. И все увиденные в предыдущие дни поиски других коллективов и исполнителей тут же наполнились смыслом и значением, ибо я увидел, что найти этнофутуристическую истину возможно. И я увидел, что этнической традиции в современном искусстве жить. Понятно, что она не будет столь же популярна, как поп и шансон, тут уж ничего не сделать, и серьёзный рок меньше востребован масскультом. Но у неё может и должен быть свой благодарный слушатель и зритель. И, кажется, в Перми он уже появляется, составляемый, преимущественно, студентами и молодыми интеллектуалами, так мне увиделось на последнем концерте "Камвы". Кто-то из них просто встретил то, что вдруг неожиданно понравилось. Кто-то осознанно хотел прикоснуться к благодатному огню Традиции. Сергей Старостин и Инна Желанная показали, - спасибо "Камве"! - что для этого огня есть достойный подсвечник, который вполне совмещается с современными интерьерами. И теперь мы можем и дальше бережно хранить это драгоценное негасимое пламя.

Роман Юшков

Размещено 27.10.2008

 Главная / Наша газета / №4 (009)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.