НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №4 (009)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№4(009)
Сентябрь 2008 г.

логотип газеты "За человека"

Факт

Транспорт встал - деньги уплыли!

Трамваи встали. Пассажиры ушли. Деньги утекли?.. Фото автора
Трамваи встали. Пассажиры ушли. Деньги утекли?.. Фото автора
Такая "народная мудрость", видимо, бытует среди чиновников. Объяснить иначе существование издевательской схемы возврата денег за неоконченную поездку очень трудно.

Общественный транспорт, конечно, очень полезное и важное изобретение человечества. Почти такое же полезное и важное, как Интернет или лапша быстрого приготовления. И, по идее, общественный транспорт должен приносить горожанам счастье, добро и оптимизацию рабочего времени. Однако, в случае с нашей родной Пермью далеко не всё обстоит так радужно. Бывает, что вместе с радостью ускоренного передвижения по улицам города (а иногда и вместо неё) пермяки рискуют получить порцию раздражения, головной боли и непонимания в отношении городских властей. Сейчас мы не будем говорить о постоянных пробках, о неподконтрольных администрации маршрутах, о проблемах с проездными билетами для разных категорий граждан, о постоянном повышении цен на проезд и прочих проблемах, достаточно привычных для Перми. Поговорим о том, что может произойти с любым транспортным средством в любой точке земного шара, независимо от политической ситуации и таланта городских властей - о непредвиденных остановках.

Не секрет, что зачастую трамвай, троллейбус или автобус, в который вы сели, может просто не доехать до пункта назначения. И это, наверное, нормально для мегаполиса - невозможно предусмотреть все поломки в механизме и все происшествия на дорогах. Простая логика подсказывает: если вам оказали услугу по перевозке и доставили к нужной остановке, то ваши 10 или 9 (в электротранспорте) рублей отправятся в сумку кондуктора на вполне законных основаниях; в противном же случае, если вас не довезли куда надо (и, соответственно, услуга не была оказана по причине той же аварии) - ваши законные деньги вам обязаны отдать назад. И вот тут-то у пермяков непременно начнутся сложности. Очевидно, что цену билета должны возместить, это даже не обсуждается. Вопрос - кто? Здравый смысл подсказывает: тот, у кого был приобретён билет, то есть кондуктор. Не тут-то было.

Проверено: нередко кондуктор в автобусе после непродолжительных уговоров отдаёт деньги взамен билета (хотя и с неохотой, и предварительно попытавшись уговорить вас на пересадку). А вот кондуктор трамвая или троллейбуса - никогда. Не спорю, может быть, кому-то в деле быстрого возврата стоимости проезда везло больше, чем мне. Но в таком случае не повезло самому кондуктору - оказывается, по закону он просто не имеет права поддаваться на уговоры расстроенных пассажиров!

Во многих трамваях нынче можно увидеть прикреплённое над дверями объявление, которое гласит: "Уважаемые пассажиры! В связи с многочисленными обращениями о порядке возврата стоимости проезда при задержках движения трамваев и троллейбусов, обращаем Ваше внимание, что в соответствии со ст. 795 Гражданского кодекса РФ, ст. 28 Закона "О защите прав потребителей" ответственность за исполнение договора перевозки несет перевозчик (исполнитель), которым является Муниципальное унитарное предприятие "Пермгорэлектротранс". Требования о возврате стоимости проезда не могут предъявляться к кондуктору или структурному подразделению предприятия. О расторжении договора перевозки и возврате провозной платы пассажиру необходимо обращаться в МУП "Пермгорэлетротранс", г. Пермь, ул Уральская, 108"А" или по тел. 260-49-81. Администрация МУП "Пермгорэлектротранс".

Готов поспорить, первая мысль, которая возникает у многих пассажиров, читающих это объявление - "Хорошо устроились!". И действительно, хорошо. Ведь в переводе с бюрократического на русский это значит: "Отправляйтесь за своими 9 рублями на другой конец города, предъявляйте там билет и пишите заявление, если не лень. Сразу вам никто ничего не отдаст".

Абсурдность этой системы и пренебрежение, с которым её создатели относятся к пермякам, видна невооружённым взглядом - как минимум потому, что подавляющему большинству горожан придётся затратить на дорогу до улицы Уральской сумму в разы большую, чем та, которую они в итоге смогут отвоевать.

За комментарием мы обратились непосредственно в "Пермгорэлектротранс", к заместителю генерального директра по эксплуатации Виталию Бассу. Судя по всему, Виталию Моисеевичу было далеко не в новинку общаться с людьми на эту тему - с таким жаром он принялся обрисовывать сложившуюся ситуацию, даже несмотря на то, что я представился не сотрудником прессы, а пострадавшим пассажиром (что, собственно, тоже не единожды соответствовало истине).

"Ну вот представьте себе: на перекрёстке Ленина и Компроса сталкиваются два каких-нибудь жигулёнка. От этого ведь не один трамвай встаёт! Сами, наверняка, не раз наблюдали такую картину - друг за другом стоит с десяток, а то и больше трамвайных вагонов. Даже если, скажем, 20 человек находится в вагоне. С десяти таких это уже две сотни человек. А теперь вообразите: к концу рабочего дня кондуктор приносит в кассу две сотни мятых, истерзанных бумажек и говорит: "Здесь на 1800 рублей, возместите мне, пожалуйста!". При этом непонятно толком даже то, где он их на самом деле взял...".

Виталий Моисеевич, разгорячившись, рассказал даже, что на этой почве иногда возникают целые преступные синдикаты: "Были случаи, когда кондуктор за какое-то смешное вознаграждение вступал в сговор с людьми без определённого места жительства, они собирали около остановочных павильонов билеты, которые пассажиры выбрасывают при выходе, а потом приносили кондуктору. Всё, что ему оставалось делать при таком раскладе - подождать реальной аварии, после чего тащить этот ворох в кассу".

"Когда люди говорят о том, что, мол, обычно в транспорте возвращают деньги, они, скорее всего, имеют в виду преимущественно автобусы, - продолжает Басс, - Да, у частников-автобусников свои порядки, у них зачастую семейный бизнес, они не очень сильно проиграют в том случае, если при аварии отдадут деньги за билеты сразу же. По крайней мере, они ничем не рискуют. А у нас совершенно другой масштаб, понимаете? Я же описал вам ситуацию с трамваями. Тем более, мы муниципальное предприятие и всё время находимся под прицелом контролирующих органов, так что опускаться в этом вопросе до уровня частников мы просто не имеем права!"

На один из главных вопросов - "А много ли людей реализуют своё право на возврат денег по такой системе?", чиновник отвечает расплывчато: "Их немного, но они есть. Поймите, мы прекрасно осознаём, что данная система не совсем удобна для горожан, но, к сожалению, для нас это пока единственная возможность бороться со злоупотреблениями. Эта система ведь не вчера была введена, она существует уже очень долгое время, и альтернативы ей пока нет. Но она действительно соответствует положениям Гражданского кодекса".

Вряд ли Виталий Басс - единственный чиновник, который считает такое положение вещей нормальным и безальтернативным. Более того, вряд ли кто-то из транспортных чиновников вообще придерживается другой точки зрения. Да и зачем им, действительно... Отдельный пострадавший, конечно, поворчит по поводу своих девяти рублей и тут же забудет - готовых идти на принцип среди них будет крайне мало. Особенно, когда сделано всё, чтобы такие шаги становились полностью нецелесообразными. А между тем, это маленькое бытовое хамство в виде "всего лишь девяти рублей" при масштабах нашего города немножко опускает наше общее качество жизни на очередную ступеньку.

Ситуация неприятная. Вроде всё ясно, всё логично, но, несмотря на это, чувствуешь себя элегантно обведённым вокруг пальца. А какие варианты? Не делать же всем кондукторам принудительную операцию на мозге, чтобы перевозчики не могли кивать на возможность обмана с их стороны. Остаётся менять систему в соответствии с интересами граждан. При разумном подходе это всегда возможно, только требуется желание тех, у кого эти возможности имеются. А у перевозчиков это желание, как нам удалось понять - на нуле. Впрочем, как всегда, когда требуется делать шаги навстречу пассажирам.

Иван Козлов

Размещено 27.10.2008

 Главная / Наша газета / №4 (009)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.