НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №5 (010)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№5(010)
Декабрь 2008 г.

логотип газеты "За человека"

Братья по разуму

Честное слово!..

Пермские тележурналисты гуттаперчевы как мультяшные персонажи
Пермские тележурналисты гуттаперчевы как мультяшные персонажи
В предыдущем номере "ЗЧ" мы уже писали о том, что нас давно и серьёзно волнует состояние пермских СМИ, а именно изобилие в них замаскированной рекламы (см. материал "Против коррупции в четвёртой власти"). Как и обещали, мы продолжаем действовать в данном направлении. В октябре ПРПЦ совместно с Пермским отделением Союза журналистов России провёл круглый стол на тему: "Коррупция в пермских СМИ - что делать?" Мы пригласили к разговору самих журналистов и редакторов, представителей власти, включая нескольких депутатов, а также работников надзорных органов. На наш зов откликнулось неожиданно много заинтересованных людей: в дискуссии участвовало более 50 человек. Что же на ней прозвучало? Какая пермская медийная картина сегодняшнего дня предстала наблюдателям, в качестве которых присутствовали, к примеру, несколько студентов-первокурсников кафедры журналистики ПГУ? Постараемся резюмировать то, что говорили и мы, организаторы, и приглашённые участники.

Глядя в кривое зеркало
Разумеется, пермские медиа благодаря давящему на них денежному прессу представляют собою на сегодня очень и очень кривое зеркало нашей жизни. И не надо тешить себя иллюзиями, что все потребители их услуг у нас такие умные, что отличают проплаченный сюжет от настоящего, то есть рекламу от журналистики. Это мы, люди цеха или около него, наблюдая очередные задорные вариации на тему "Шубин в канализации - Шубин в женской консультации" или то, как председатель городского департамента образования Людмила Гаджиева поёт сразу по всем телеканалам, что школы полностью готовы к 1 сентября, понимающе хмыкаем. Ну или сетуем на то, что мэрия опять за наши же бюджетные деньги хвалит нам устами теленовостийщиков сама себя. Это мы понимаем, что бесконечный эпос о лукойловских или губернаторских благодеяниях - это бессовестная реклама, а не журналистика. Но, увы, это понимают не все!

Сразу оговоримся, что не хотим обидеть 100% пермских журналистов. Я лично знаю нескольких, которые этим не занимаются. Кстати, терпят из-за этого вполне конкретные лишения, теряют в деньгах. Наверняка, существуют в природе и другие, которых я не знаю. Но в итоге, тем не менее, наличие в печатном и электронном информационном потоке огромной доли заказухи (50? 70%? бог знает) совершенно очевидно.

Несколько лучше обстоят дела на FM-радиоcтанциях, в частности, в их новостях. Злые языки утверждают, что это из-за меньших рейтингов и, соответственно, меньшего давления рекламодателя, но будем считать, что на радио работают более принципиальные корреспонденты и редакторы. В последнее время некоторые подвижки наметились в печатных СМИ: в газетах поприличнее то там, то здесь в виде особого шика под 1 из 10 рекламных текстов подписывают: "На правах рекламы". На ТВ же ситуация тотально удручающая. Часть телекомпаний кокетливо помещают коммерческую (но не губернаторскую и не мэрскую) заказуху в раздел "Бизнес-новости". Но ведь это никакие не бизнес-новости, то есть не объективное освещение экономических процессов, а наглая реклама!

Поэтому начатый разговор надо продолжать. А то народилось уже целое поколение юнцов, собирающихся в журналистику и изначально готовых продаваться оптом и в розницу. "Люди должны получать за свою работу деньги, это нормально!" - убеждённо говорят некоторые студенты-журналисты. Да, конечно. И милиционер тоже должен получать деньги, но не от своих подследственных и ни от жертв преступления! Иначе это и будет коррупция.

Подкормленная сторожевая собака
Затевая круглый стол, мы использовали в его названии термин "коррупция" совершенно сознательно. Словари определяют коррупцию как такой вид злоупотребления служебным положением, при котором люди изменяют служебному долгу в результате получения материального вознаграждения из вне. Так что случай с журналистом или редактором, освещающим тему в пользу платящей стороны вполне подпадает под это определение. Кое-кто из пермских редакторов пытался нам возражать, ссылаясь на то, что коррупция может быть только среди чиновников, но, на наш взгляд, это звучало неубедительно. Идя им навстречу, мы предложили тогда заменить иностранное слово "коррупция" на исконно расейскую "продажность". Но это опять не всем понравилось, не угодишь на этих журналистов.

Надо отметить, что коррупция в нашем случае весьма специфична тем, что одним из главных коррупциогенных агентов в этой сфере выступает власть. Исполнительная, муниципальная, депутаты всех уровней. В ходе подготовки к круглому столу автор этих строк побеседовал с начальницей губернаторской пресс-службы Анной Климовой. Это напоминало разговор слепого с глухим. Главная губернаторская пиарщица упорно отстаивала своё право покупать в скрытой форме телеэфиры и газетные площади во благо имени Олега Анатольевича и его присных на деньги налогоплательщиков. И вопреки всякой логике отказывалась признавать это рекламой. А в качестве крупного регионального достижения назвала то, что у пермской власти отсутствуют свои собственные СМИ, и деньги на промывку мозгов населения равномерно распределяются между разными каналами и газетами. Правда, придти на круглый стол и предложить эти тезисы ко всеобщему обсуждению Анна Владимировна не захотела.

Что ж, выстраивается очень выразительная схема: мы ждём, что СМИ как "сторожевая собака общества" (классическая формулировка) будут бороться с коррупцией во власти. А власть тем временем бьёт на опережение и коррумпирует сами СМИ.

Мораль проста и, в общем-то, общеизвестна: если бюджетные деньги тратятся фактически на рекламу политика, то должны быть разработаны жёсткие стандарты и правила таких трат. И за исполнением этих правил должен быть установлен гражданский контроль.

Некоторых смутило присутствие на круглом столе приглашённых нами представителей крайизбиркома и Федеральной антимонопольной службы. Кое кто из коллег по правозащитному цеху даже обвинил нас, что мы "натравливаем государство на такие гражданские структуры, как СМИ". Мы обдумали, обсудили это и решили, что обвинение это неправомерно. Можем ли мы "натравливать" надзорные структуры на ООО "Пермский завод силикатных панелей", который незаконно рубит лес и не платит попённую плату? Коллеги по цеху считают, что можем, и никто из них не сказал нам, что это не "по-правозащитному". Отчего же мы не можем аналогичным образом призвать надзорные органы проконтролировать, к примеру, ООО "Рифей-Пермь", если он нарушает федеральный закон "О рекламе" и пудрит мозги зрителю? Или он не является бизнесом? Вообще, СМИ занимают очень удобную позицию: то заявляют себя гражданским сектором и основой гражданского общества, когда им это удобно, то напоминают, что они бизнес. И это, в общем, правильно - медиа действительно двойственны по своей природе. Но давайте признаем, что когда они делают рекламу, да ещё замаскированную, они перестают быть гражданским сектором и выступают однозначно как бизнес. Более того, как незаконный бизнес. И в этом случае мы имеем все моральные права призывать государство обратить на это внимание.

Худые плоды с худого древа
И всё же, затевая эту дискуссию, мы, конечно же, более уповали не на государственный кнут, а на разговор, в первую очередь, в терминах этических, в терминах приличия и порядочности. В противном случае мы бы просто сидели у себя в ПРПЦ и писали бы сотни доносов на конкретные публикации. Нам же хочется, чтобы пермская общественность осознала всё безобразие ситуации и для начала хотя бы ужаснулась ей.

Ведь у всего вышеописанного есть и другие крайне неприятные последствия. Летом автор этих строк в качестве журналиста побывал на фестивале "Сердце Пармы" и написал о нём в один из глянцевых журналов. И среди прочего упомянул "ЮниКредит Банк", поддержавший мероприятие. Потому что это естественная нормальная практика всей мировой прессы - благодарить тех, кто помог организовать некоммерческий проект. Это форма стимуляции спонсорства и благотворительности, в конце концов. Но пермский редактор, не задумываясь, вычеркнул название банка-спонсора. Потому что тот не дал денег журналу. На кой же ляд пермским коммерсантам поддерживать искусство, спорт и прочие затеи, раз их за это никто не хвалит и не ценит в СМИ?!

Ещё один пример. У нас в Перми существует практически единственный образец полноценной научной реставрации памятника коммерческой структурой: пермский филиал "Транскапиталбанка" спас от гибели и возродил памятник архитектуры "Особняк Протопопова" на Сибирской, 2, в котором банк сейчас и находится. Об этом прецеденте нужно писать, снимать и говорить на каждом углу, чтобы другим коммерсантам это служило образцом для подражания! Но сделать это нам, людям, озабоченным судьбой пермской исторической архитектуры, не удаётся. Потому что позиция всех СМИ такова: "Нам плевать, что они там сделали, раз банк, пусть тащит за своё упоминание мешок денег!.."

Другая проблема. У нас полностью искажено и деформировано освещение деятельности власти. Может ли депутат, запустивший интересную нормотворческую или иную инициативу, рассчитывать на внимание пермской прессы? Конечно же, нет! Рассчитывать на внимание этой неромантической леди может тот депутат, который принёс ей денег. Эта ситуация в более приличных изданиях, слава богу, чуть-чуть начинает вроде бы меняться, даже не меняться, а чуть колебаться, но, боже, как медленно...

Наконец, от почти полного отсутствия нормального беспристрастного анализа экономической ситуации аналогичным образом страдает бизнес. Запустил новый интересный перспективный проект?! Само по себе это пермским журналистам не интересно. Зато дашь денег - напишут и о полной ерунде. Правда, в этом случае сложно найти первопричину и ответить на вопрос, кто был первым виноват: сребролюбивые СМИ или же сам бизнес, начавший с 1990-х годов развращать прессу подкупом, в результате чего за описание твоей бизнес-деятельности сегодня надо практически всегда платить.

Вперёд, не взирая на ковбасюков!..
Вообще, искать ответ на вопрос "Кто виноват?", наверное, не очень продуктивно применительно к нашей теме. Это вечный спор о том, кто более виноват в существовании проституции - продажные женщины или безнравственные мужчины-покупатели тела? Поэтому в название круглого стола было вынесен именно другой проклятый русский вопрос, он представляется нам более насущным.

Наконец, отвечая тем интересовавшимся, кто спрашивал, почему именно правозащитный центр взялся за эту проблему, мы сообщили присутствующим: нынешняя ситуация в пермских СМИ создаёт фактическое ограничение свободы слова. Хотя бы потому, что появление заказного рекламного сюжета означает, что настоящего журналистского материала на эту тему не будет. И общество не узнает объективной картины. Значит, свобода слова и право на информацию будут грубо попраны.

Всё вышесказанное было, в основном, подтверждено и признано всеми присутствующими на круглом столе редакторами и журналистами. Один лишь березниковский коллега Андрей Лучников, известный в узких кругах как Валерий Ковбасюк, яростно отстаивал святое и древнее право служителя пера продаваться во всех формах и положениях. А в отместку за нашу непримиримую позицию заявил, что обнаружил проплаченные материалы в сентябрьском номере "За человека"! Это было бы с его стороны уж совсем гадко, если бы не было так смешно. Что ж, Ковбасюк известен своими экстравагантными взглядами и поступками, оставим его с его совестью и при его мнении.

"Ну, а был ли у всего этого какой-то итог? Есть ли хоть какая-то надежда на изменения?" - спросит со скепсисом читатель. Да, был. Из всех пермских телекомпаний наиболее серьёзно и ответственно отнеслись к поднятой нами теме на "Урал-Информ-ТВ", с которым ПРПЦ уже несколько недель ведёт консультации. Они и высказали своё конструктивное предложение: составить некий пермский меморандум об отказе от замаскированной рекламы. Согласно нему, все оплаченные сюжеты должны соответствующим образом помечаться, как того требует федеральный закон "О рекламе". Генеральный директор канала Галина Цвет со своей стороны готова его подписать, если также поступят другие телеканалы. Что ж, браво, Галина Владимировна! Почин, достойный уважения.

В настоящее время мы обсуждаем содержание этого меморандума и, наверное, в скором времени предложим его на рассмотрение другим директорам пермских телеканалов: Владиславу Косолапову с "Ветты", Валерию Сергееву с "Т-7" и Владимиру Прохорову с "Рифея". Начнём с голубого экрана. Ведь, как было сказано одним зрителем, важнейшим из искусств для нас является кино. Честное кино! - добавим мы от себя.

Роман Юшков,
ответственный секретарь газеты "За человека",
член Союза журналистов России

Размещено 16.12.2008

 Главная / Наша газета / №5 (010)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.