НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №1(011)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№1(011)
Апрель 2009 г.

логотип газеты "За человека"

Прямая речь

Вуз по лёгкому

Размышления об инфляции высшего образования

От редакции. В прошлом году "ЗЧ" начала разговор о разнообразных и многотрудных проблемах нашего образования ("Пермское образование глазами родителя", "Образование переживает второе рождение?", "Пермское образование - прорыв или обрыв?.."). Тема оказалась актуальной, и люди продолжают высказываться по разным её аспектам. Сегодня в фокусе нашего внимания частные ВУЗы.

Сохранят ли преподаватели свой авторитет?..
Сохранят ли преподаватели свой авторитет?..
Учить всегда, учить везде!..
За годы экономического подъёма устремления россиян обратились в сторону получения различных престижных профессий, главным образом, экономических и управленческих, чему был дан в нашем государстве "зеленый свет". Стремясь переложить бремя содержания государственных ВУЗов на плечи непосредственно заинтересованных в обучении лиц, т.е. самих студентов, органы власти в начале 1990-х узаконили "платное" высшее образование, присвоив процессу обучения людей за деньги статус "платных образовательных услуг". Кроме того, в сферу высшего образования была открыта дорога частному капиталу, который получил возможность создавать собственные ВУЗы в форме автономных некоммерческих организаций.

В связи с этими новыми возможностями рынок платных образовательных услуг получил широкое развитие в рамках наиболее престижных и, по мнению народонаселения, "денежных" специальностей (юридических, экономических, управленческих и др.). Вместе с тем, как государственные ВУЗы, так и частный капитал. получили значительный приток финансовых ресурсов. Автор статьи является работником одного из таких пермских ВУЗов, которые платно обучают желающих новомодным престижным специальностям, давно наблюдает весь процесс "изнутри" и представляет свои размышления на суд читателей.

Как гласит русская поговорка, "аппетит приходит во время еды". Убедившись в наличии платежеспособного спроса, филиалы московских и питерских ВУЗов выросли в Перми, как грибы. Наиболее активные и смелые деятели решили попробовать организовать также и местные собственные высшие учебные заведения. Платное высшее образование в последние годы стало настолько доступным, что, наверное, только самый ленивый или лишенный амбиций человек не пожелал получить его, причём по престижной профессии. Вот только качество платного вузовского образования оставляет желать лучшего. В условиях кризиса ситуация, пожалуй, может только усугубиться (клиент теперь на вес золота). Попробуем разобраться в некоторых причинах этого печального явления.

Кадры решают всё! Но остепенённые…
Рассмотрим проблемы частных ВУЗов. Чтобы получить лицензию, пройти государственную аккредитацию и успешно развиваться в дальнейшем, частный ВУЗ должен обладать научным потенциалом и иметь в наличии высококвалифицированный преподавательский состав. Однако, в кадровом вопросе у него возникают серьёзные проблемы. Почему? Ответ прост: квалифицированный преподаватель с научной степенью стать штатным сотрудником частного ВУЗа не спешит по нескольким причинам. Риск утраты "теплого места" и стабильного положения в бюджетном учебном заведении, во-первых; снижение уровня личного профессионального престижа, во-вторых; угроза утратить связи с бывшими коллегами и "выпасть из обоймы" научного сообщества, в-третьих. Пожертвовать всем перечисленным даже за серьезные деньги, либо в угоду личным амбициям, соглашаются далеко немногие. Поэтому штаты частных ВУЗов пополняются толковыми профессиональными кадрами с огромным трудом.

Однако же, "подзаработать" в частном учебном заведении на условиях совместительства многие преподаватели государственных ВУЗов берутся с большим удовольствием. Особенную выгоду от такого способа заработка имеют так называемые "остепенённые лица": кандидаты и доктора наук. Почасовая оплата их труда значительно выше (в 1,5-2 раза и более), чем у рядового преподавателя. А ответственность за результаты труда при этом намного меньшая. Во-первых, с совместителей всегда меньше спрос. Во-вторых, лояльное отношение со стороны руководства обеспечено: портить с "нужным человеком" отношения не выгодно, поскольку есть шанс переманить его в будущем в свой штат или же извлечь определённую пользу из его деловых связей.

В частности, остепененный преподаватель экономических дисциплин на рынке образовательных услуг Перми - просто нарасхват. В нашем городе таковых "ученых лиц" немного, а для получения лицензий и аккредитаций эти люди очень полезны, их фамилии используются в различных формах вузовской отчетности. Как правило, такой кандидат или доктор наук работает в нескольких ВУЗах "от зари до зари". А если качество его труда страдает от непомерной нагрузки, то огрехи легко компенсируются наличием ученой степени. Таким образом, процесс преподавания для отдельных лиц вне рамок "родного" государственного ВУЗа зачастую не более, чем "халтура", - зарабатывание денег налегке, без особых затрат труда. Не хотелось бы обижать добросовестных коллег, но таковые, я полагаю, согласятся с тем, что указанное мною явление - не редкость.

Учебный конвейер
В современном частном ВУЗе многие сложные элементы образовательного процесса уже давно поставлены "на конвейер", отведенное для приема экзаменов и защиты курсовых работ время сокращено до минимума, сам процесс обучения и контроля знаний всё более профанируется. Причин тому несколько. Так, в целях увеличения количества студентов снижены практически до нуля вступительные требования к уровню подготовки абитуриентов, в итоге около половины учащихся к полноценному качественному обучению неспособны. Обучить такой контингент очень нелегко. Тем не менее, преподавательский состав со своей стороны никакого сопротивления указанному явлению не оказывает. Дело в том, что размер побочных преподавательских заработков на экономических специальностях в ВУЗах достаточно высок. Особенно выгодной считается "внеаудиторная" нагрузка - руководство курсовыми и дипломными проектами. Бывает, что особенно "шустрые" деятели в сфере экономических наук набирают их "пачками", по нескольку десятков дипломных и не одну сотню курсовых за семестр! За руководство дипломным проектом к оплате труда преподавателю начисляется (в среднем по ВУЗам) 15 часов, за руководство курсовой работой - 2 часа. Почасовая оплата кандидата экономических наук составляет от 300 до 500 рублей, а доктора наук - и того выше. Произведя несложные расчёты, читатель может получить представление о суммах вознаграждений, которые получают остепененные преподаватели помимо "аудиторной" нагрузки и практически без какой-либо ответственности за результат! Недаром поток соискателей ученой степени и аспирантов в сфере экономики неустанно растёт.

Как известно, "легкие" деньги портят людей. А преподаватель - человек, также не лишенный пороков и слабостей. Элементарная жадность обуяла уже немало "ученых лиц". Так что лозунг: "Пока дают, надо брать, от остальных не отставать" здесь в полном действии. Конечно, качество руководства дипломными работами страдает, и на защите студент может элементарно провалиться, - но эта проблема, как оказалось, решаемая. Выход существует и уже в отдельных местах используется: это круговая порука при защите дипломных работ. Создаётся комиссия из своих да наших "понимающих людей", и всё в порядке. Действует своеобразная форма коррупции: если дипломной работой руководил кандидат или доктор экономических наук, то высокая оценка ей обеспечена независимо от качества. Ну, а чтобы результаты защит не выглядели подозрительно благополучными, всегда есть возможность отыграться на рядовых преподавателях и занизить оценки тем студентам, которые не имели счастья писать свою работу под крылышком "остепенённого" руководителя (таковых в нашем городе дефицит, на всех не хватает).

Дедовщина по-вузовски
Безусловно, в частных ВУЗах существует небольшая категория студентов, которая имеет потребности именно в получении знаний, а посему низким уровнем преподавания недовольна. Ради них, к слову сказать, автор данной статьи и трудится на ниве образования. К сожалению, бывает и такое, что особенно ретивые в знаниях студенты получают от преподавателей неслабые "щелчки". Например, могут намеренно игнорироваться их успехи, а то и по "предварительному сговору" члены высшей аттестационной комиссии возьмут да и занизят оценку на защите проекта особо несговорчивому студенту в отместку за принципиальную активную и критическую позицию. В том случае, если комиссия "легитимна", и формальных нарушений нет, оспорить результаты защиты практически невозможно. Тем не менее, не стоит сразу сдаваться. Отстоять справедливость может помочь диктофонная запись процесса защиты. Если регламент был нарушен, студент подвергался явному психологическому давлению, если члены комиссии задавали некорректные вопросы и обнаружили тем самым собственную профессиональную некомпетентность, то имеет смысл защищать свои права. Для этого можно обратиться с жалобой в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки, в органы прокуратуры или в суд с иском о защите чести и достоинства, нанесении вреда деловой (профессиональной) репутации.

Однако, указанные выше ситуации встречаются нечасто. Подавляющее большинство нынешних студентов невысоким уровнем преподавания и, в особенности, требований к уровню их знаний, довольно. Это легко объяснимо: ведь можно, особо не напрягаясь и затратив весьма приемлемую сумму денег, получить-таки вожделенный диплом об овладении престижной профессией (пусть даже и троечный), повысить тем самым свой социальный статус, а при случае пустить работодателю "пыль в глаза". Чем меньше уровень требований ВУЗа к своим студентам, тем выше спрос на его "образовательные услуги"! К слову сказать, пока такие "горе-студенты" учатся, у них есть возможность тешить себя самообманом по поводу будущих профессиональных успехов и побед. Но жизнь в последствии всё расставляет на свои места. Жаль, что потраченные на такое "обучение" средства не поучаствовали более эффективным образом в экономике страны.

ВУЗ как инфляционный фактор
Новоявленный специалист - выпускник частного ВУЗа или филиала, зачастую, увы, - недоучка, а его диплом о высшем образовании - почти что фикция. Такой вот печальный для общества образовательный результат имеет даже подходящее название, - инфляция (обесценение социальной стоимости) высшего образования. Виноватых тут много: и "студенческий материал" не того качества, и "преподавательский ресурс" подкачал, и органы управления образованием "мышей не ловят".

Читатель может предположить, что автор статьи - яростный и принципиальный противник "платных образовательных услуг" и частных ВУЗов. Это не так. При отсутствии частных ВУЗов определенный контингент вполне способных к обучению и мотивированных к получению знаний людей не имел бы возможности учиться платно за приемлемые деньги, оказался бы лишенным права свободно и независимо выстраивать свою карьеру, что было бы, конечно, несправедливо. Тем не менее, вышеописанные негативные процессы в образовании - это безусловное социальное зло, которому необходимо противодействовать.

Полагаю, что ряд разумных реформ в законодательстве может существенно улучшить ситуацию в высшем образовании и без радикальных мер (например, в виде всеобщей ликвидации частных ВУЗов, филиалов и представительств, которые обучают престижным в обществе профессиям). В частности, имеет смысл ввести ряд строгих ограничений (а возможно, и запретов) на работу по совместительству для преподавателей ВУЗов; конструктивно расширить права студентов на подачу апелляций по поводу результатов защиты дипломных работ; обязать ВУЗы обеспечить присутствие на защите дипломных работ всех членов комиссии и сформировать независимый её состав; усилить текущий контроль со стороны органов управления образованием за качеством профессиональной деятельности; создать региональные представительства федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (а то ведь до Москвы, как известно, далеко).

Здоровая альтернатива государственному образованию, на взгляд автора, необходима точно также, как рынку - конкуренция, но только в значительно более качественных и социально полезных формах, чем существующая в настоящее время.

Надеюсь на дискуссию и отклик от заинтересованных и неравнодушных людей.

Виктория Демишева
Размещено 21.05.2009

 Главная / Наша газета / №1(011)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.