НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №2(012)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№2(012)
Июнь 2009 г.

логотип газеты "За человека"

Приговоренные властью

Государство, внимание! Газы!!!

Таково состояние нашей противохимической безопасности
Таково состояние нашей противохимической безопасности
В памятный многим день 4 марта этого года моя знакомая, вполне реальный человек, жительница микрорайона Парковый Элеонора Зуева повела утром сына в детский сад. Выйдя из дома, сразу почувствовала запах сероводорода. Через некоторое время сына стало тошнить, а у нее заболела голова. Пришлось немедленно войти обратно в дом. Вечером из новостей она узнала о том, что на "Лукойл-ПНОС" была авария, и даже погибли два человека.

Ходя под богом без противогаза
Такие случаи в городе нередки. Бывает, почернеет растительность в каких-нибудь пригородных садах. Порой это обсуждают в городских СМИ. Но власти особо не беспокоятся. Такие залповые аварийные выбросы стали восприниматься ими как неизбежный неприятный факт и не более. Вероятно, столь же философски относятся к этому и руководители предприятий, периодически выбрасывающих аварийным порядком ядовитые газы в атмосферу города.

А знаете ли вы, каково это бывает, когда тот же сероводород прилетит в ваш микрорайон в виде облака более высокой концентрации? Смею вас заверить, мало не покажется. Тут же блокируются обоняние и вкус, перехватывает дыхание, резко нарушается функция печени… При хорошей дозе результаты не заставят себя ждать: если не быстрая смерть, как у тех несчастных лукойловских операторов, то вскоре - хронические гепатиты, цирроз печени, умственное слабоумие, дистрофия миокарда… Это касается и любого прохожего на городской улице, попавшего в аварийное облако, и еще более это актуально для работников промпредприятий, периодически вдыхающих ядовитые газы в относительно малых дозах. Что примечательно, весьма маловероятно, что при обращении больного с каким-либо из вышеназванных диагнозов врач будет связывать их с последствиями вдыхания газов. А еще примечательно то, что получение статистических данных по заболеваемости рабочих на химических предприятиях всегда составляло и составляет по сей день большую сложность. В том числе и для нас, сотрудников ныне закрытого Всесоюзного НИИ углеродных сорбентов. Государственная тайна!

А сейчас я открою другую государственную тайну. На сегодня как в Перми, так и по всей России полностью развалена и уничтожена система гражданской обороны при чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием отравляющих газов как военного, так и промышленного происхождения. Все наши органы ГО и ЧС делают вид, что население надежно защищено, а на самом деле в случае любой значительной аварии (тьфу-тьфу-тьфу, избави господь) нас ждет массовая гибель населения.

Аналогичным образом в ужасном состоянии находится и система обеспечения индивидуальной защиты органов дыхания в химической и нефтехимической промышленности. Я не знаю, от чего погибли те двое рабочих на ПНОСе: от никудышных противогазов или оттого, что просто не успели их надеть. Знаю только про высокую заболеваемость и смертность работников химических предприятий Пермского края, связанные с поражением органов дыхания. Потому что людей надлежащим образом не защищают. По данным самой что ни на есть официальной статистики, на таких предприятиях, как "Минеральные удобрения", "Азот" (г. Березники), "Хенкель-Пемос" и "Метафракс" (г. Губаха), легочная заболеваемость в четыре-пять раз выше средней по краю.

Каждый - сам себе стандарт
Как же так произошло? Начать надо с того, что в таком стратегически важном вопросе, как обеспечение людей средствами индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), государство российское сделало невиданный финт: оно сняло с себя ответственность за соответствие качества СИЗОД (а, вообще говоря, любой продукции) требованиям государственных стандартов. Это парадоксальное положение узаконено федеральным законом №184-ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании". В соответствии с его статьей 16.2 "разработчиком национального стандарта может быть любое лицо"! А в соответствии со статьей 12 "…стандартизация осуществляется в соответствии с принципами добровольного применения стандартов, максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц…".

Такие положения, может быть, и подошли бы для отраслей промышленности, где специалисты очень хорошо подготовлены по научным принципам, положенным в основу стандартов. Но, увы, в области разработки и применения СИЗОД наши работники, определяющие правила их применения, некомпетентны, поскольку неоткуда им взять такую компетентность.

Эти положения федерального закона оказались роковыми. В стране создалась ситуация, при которой стало возможным производить СИЗОД с качеством любого "стандарта", разработанным "любым лицом". При этом в "национальных стандартах" могут быть допущены любые ошибки, включая теоретические. Если эти ошибки по каким-либо причинам узаконены, то новые стандарты, включая эти ошибки, даже принципиальные, могут распространяться на соответствующую продукцию. Можно делать что угодно, как угодно, и никто не докажет, что ты не прав. Вот такой закон!

И потребитель в соответствии с принципом этого федерального закона сам определяет, подходит или не подходит ему продукция, сделанная по тому или иному стандарту. Дремучий начальник отдела охраны труда как попало выбрал как попало сделанный противогаз, и бедный рабочий дышит через него ядами. А в выигрыше при этом остался руководитель предприятия: ведь такая система позволяет максимально снизить финансовые затраты, покупай что дешевле - на все есть сертификаты!

Таким образом, для разработки и распространения СИЗОД этот закон оказался разрушительным. Как же это допустили?! Общий сценарий возникновения такого положения довольно типичен для многих отраслей производства после смены государственного строя в стране. В нашем случае в связи с закрытием работы всех министерств в 1991 году было ликвидировано и Министерство химической промышленности. В его структуру входил и наш Всесоюзный НИТИ углеродных сорбентов (ВНИТИУС), организованный в Перми в 1956 году. Институт как раз занимался разработкой, внедрением и руководством общесоюзной политикой применения СИЗОД и сорбентов для их снаряжения. В частности, как раз разрабатывались и издавались соответствующие государственные стандарты. Нет института - нет стандартов - развал системы…

Заграница нам поможет...
Однако потребность в применении СИЗОД осталась. Между тем пришла новая напасть: промышленность страны стали готовить ко вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). За разработку требований к СИЗОД взялся Госстандарт. И за основу новых принимаемых стандартов Госстандарт, не мудрствуя лукаво, взял стандарты из системы ВТО, назвав их "евростандартами". Поверив грамотности зарубежных специалистов и предполагая, что Европа может предложить нашей стране только качественный продукт, в данном случае стандарты, Госстандарт перевел их в государственные стандарты, не заглядывая в их научную и техническую обоснованность.

Между тем к принятым в 2003 году в России евростандартам есть масса вопросов. Не стану перечислять все их вопиющие ошибки и грубые ляпсусы, здесь это просто невозможно. Отмечу лишь одну принципиальную вещь, лишающую права назвать эту серию стандартами вообще: эти "стандарты" не включают воспроизводимые методы контроля! Те, кто как-то имел дело с техникой и технологией, меня поймут.

Следствие этого вполне закономерно: заводы - производители СИЗОД в настоящее время потихоньку наплевали на евростандарты, по которым невозможно работать, и вынуждены пользоваться старыми советскими методами, которые были включены в ранее разработанные государственные стандарты. Проведенные по нашим настояниям государственные экспертизы подтвердили такое проведение контроля выпускаемых СИЗОД и отсутствие, к примеру, на пермском предприятии-производителе "Сорбент" методов контроля, соответствующих евростандартам. Однако используемые советские приборы уже старые, они не проходят никакую госпроверку и аттестацию. Что они там меряют - бог знает. Все это значит, что все прилагаемые к продукции сертификаты на соответствие ее требованиям евростандарта - полная липа. И именно этой евролипой руководствуются химзаводы, покупая респираторы и противогазы для своих рабочих. Потому и растет заболеваемость персонала… Ведь все закупаемые СИЗОД, на которые выданы сертификаты соответствия требованиям евростандартов, не могут никем быть проверены по основному, то есть защитному показателю. В случае трудностей с поступлением фильтрующего материала нужного качества производителю никто не мешает изменить требования к контролю качества готовых изделий. Что и делается…

Вперед, в прошлое...
С умилением вспоминаю сейчас, что раньше мы даже знали шахту, с которой брали уголь для поглощающих фильтров. Специальная служба тщательно выбирала следующую шахту, если эта опустошалась. Потому что уголь в каждой шахте - особенный, обладает разными адсорбирующими способностями. Рассказать об этих телячьих нежностях современным производителям СИЗОД - а на сегодня их всего два на всю страну: наш "Сорбент" и "Тамбовмаш", принадлежащие одной группе собственников, - они, наверное, будут хохотать до упаду.

Таким образом, государство решило качество СИЗОД не проверять. А ответственность за их приобретение переложить на покупателя. При этом выглядит все это вполне законно и действительно соответствует закону "О техрегулировании". Но то, что не проверяют и не контролируют, очень быстро превращается в формальность, имитацию и игру. В нашем случае - смертельно опасную игру.

И еще любопытная деталь: недавно мы выяснили, что подкинутые нам через ВТО евростандарты попросту очень древние. Ориентировочно они соответствуют 1930-м годам. При этом стандарты, близкие к отечественным и разработанным нашим институтом, имеются и в Европе. Почему же по линии ВТО нам попали доисторические евростандарты на СИЗОД? Легкомыслие?.. Управленческий хаос?.. Сознательная диверсия с далеко идущими планами?.. Это пока остается загадкой.

Еще в 2002 году, до утверждения новых евростандартов, мы с коллегой по ВНИТИУС, работавшим в свое время замдиректора по научной работе, кандидатом технических наук Владимиром Кошелевым составили объемное письмо, в котором был дан анализ предлагаемых стандартов. И разослали его основным ведомствам, отвечающим за состояние данной проблемы. В том числе в Госстандарт, МЧС, ведущему российскому НИИ, разработавшему научные основы по методам контроля СИЗОД, что в свое время вывело нашу страну на передовые позиции в мире в данном направлении - НПО "Неорганика" (г. Электросталь Московской области), на ряд наиболее крупных предприятий, применяющих СИЗОД. В этом письме мы показали вопиющие ошибки, заложенные в готовящиеся государственные стандарты. Позже мы писали об "особенностях" евростандартов в Гостехрегулирование (бывший Госстандарт). Но дать нам ответ было поручено… организаторам кампании по принятию евростандартов. Поэтому этот ответ содержал упреки в нашей же некомпетентности и новые дикие ляпсусы, вызванные отсутствием элементарных знаний в этом вопросе. Понятно, что чиновники не желают выступать против такой политики государства. И сложившаяся преступно легкомысленная политика действует дальше.

Родина слышит?..
Такая вот ситуация. При желании можно добавлять к ней и прочие яркие детали. Работая в области СИЗОД, я знаю, что в системе гражданской обороны уже более десяти лет назад для контроля воздушной среды городов были созданы автоматизированные системы индикации выбросов газов с определением региона его распространения и оповещения населения. Такие системы сегодня уже не являются чем-то уникальным. Я знаю, что этими вопросами занимались и у нас в Березниках, представляли разработки на выставках в Башкирии, в НИИ гражданской обороны в Москве. Но внедрять их никто не собирается. Ведь в этом случае все факты выбросов будут официально зафиксированы и могут иметь логическое юридическое продолжение. А в этом никто не заинтересован.

А что у нас в Перми?.. Прошлой осенью я зашел в Городскую службу гражданской защиты, чтобы кое-что им предложить. Встретился с химиком этой службы Михаилом Просвирниным. Когда я указал на безграмотность всех их рабочих принципов и рекомендаций, вплоть до тех, что размещаются в салонах городского транспорта, он честно признался, что не специалист в вопросах индивидуальной защиты дыхания; а служба только выполняет рекомендации вышестоящих органов, организует и проводит мероприятия по их указаниям. Вот, значит, кому население города доверяет свои судьбы в случаях возможных химических аварий! Предложения, с которыми я пришел в эту службу, даже не обсуждались. Но нужно же понимать, что работа службы ГО относится к важнейшей функции государства! Защищает ли сегодня государство хоть как-то людей, работающих на предприятиях, применяющих в технологических процессах вредные химические вещества?

Аналогично складывались у меня отношения и с теми, кто тоже по долгу службы вроде бы стоит на страже здоровья работника: с профсоюзами. Председатель Пермского краевого отделения Росхимпрофсоюза Алексей Клейн сказал мне с подкупающей прямотой: "Я лично с вами согласен, но как же я могу выступать против "Сорбента"?.."

Когда же мы увидим реальную заинтересованность государства в поддержании здоровья рабочих предприятий и всех жителей городов, заинтересованность, о которой при любой возможности говорят сегодня на всех уровнях власти?!

Владимир Тарасов
Размещено 26.06.2009

 Главная / Наша газета / №2(012)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.