НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №3(013)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№3(013)
Август 2009 г.

логотип газеты "За человека"

История успеха

Каждая школа имеет право на самозащиту!
Как взять судьбу своих детей в свои руки

Пермь - довольно спокойный и нешумный город. Излюбленные темы, которые в последнее время очень регулярно привлекают внимание или недовольство горожан немногочисленны: дороги, транспорт и, конечно же, образование детей. То и дело обсуждаются какие-то истории о нарушениях прав человека в школах, о нечистых на руку директорах. Или же звучат протесты и возмущения по поводу произвола городского Департамента образования, который вдруг начинает упрямо игнорировать интересы учеников и учителей. Обычно в таких историях про вселенскую несправедливость родители не играют никаких ролей, разве что в крайних случаях, в роли доведенных до взрыва жертв, подающих заявления в суд и переводящих детей в другую школу. Правильно ли это? В итоге контроль за дорогами взяли в свои руки автомобилисты, работу транспорта - общественники, и вот, наконец, и при школах начинает создаваться сила, которая вполне достойно, по родительски, может защищать интересы учеников и наводить порядок там, где его не хватает.

Вехи борьбы 12 школы. Фото - Аркадий Быков
Вехи борьбы 12 школы.
Фото - Аркадий Быков
Злодеи и герои
История Управляющего совета школы №12 с углубленным изучением немецкого языка, которую мы хотим здесь рассказать - хороший пример того, как именно родители сыграли одну из главных ролей в эпопее с выселением учреждения из родного здания. Скажу не без гордости - у нас есть, чему поучиться. Завязка этой истории сложилась как в романе. Среди действующих лиц угадывались тянущиеся из недр Городской Думы тени влиятельных злодеев, задумавших обманом отобрать здание в центре города. И играющая им на руку уже совершенно осязаемая недобросовестная компания-подрядчик (ООО "ПРОМАКС"), которая то ли корысти ради, то ли из халатности и лени просрочила исполнение обязательств по договору на целый год и за небольшой срок трижды представила на основании одних и тех же изысканий кардинально различные "окончательные" технические заключения, одно из которых должно было стать основанием для выселения школы из здания. Бульдозером же норовил выступить городской департамент образования, настаивающий на исполнении своих указаний немедленно, без оглядки на протесты, без обсуждений и без нормальной подготовки принимающих школ. Директор школы Л.С. Эйрих полностью отрешилась от интересов школы и заняла удобную позицию: никому ни о чем не говорить, никаких решений не принимать и поперек воли Администрации не выступать. Все это в целом разворачивалось в сознании обеспокоенных родителей в весьма пугающую и будоражащую воображение картину из сети интриг, козней и силовых акций устрашения, которые должны были привести к началу конца школы: потере здания, уходу педагогов, лишению статуса и специализации и деградации до уровня рядовой школы на городских задворках. Учителя и родители ежедневно выслушивали от сострадателей соболезнования и версии, кто теперь является собственником проданной под зданием школы земли. Некоторые не выдержали и поспешили забрать своих чад в "тихие гавани" других образовательных учреждений.

Управляющий совет школы предстал в роли главного положительного героя: он возглавил сопротивление всем напастям и решительно выступил против переезда, организовав акцию гражданского неповиновения, частью которой стал митинг в стенах школы с привлечением внимания СМИ. После проведения митинга к разрешению конфликта с Департаментом подключилось Министерство образования, которое помогло направить переговоры в конструктивное русло. Результатом переговоров противостоящих сторон явилось следующее.

1) Начальник департамента образования администрации города Перми не согласилась с предложением министра образования Пермского края отменить свой приказ и тем самым дать возможность учащимся закончить учебный год в стенах родной школы, а принимающим школам подготовиться к приёму на следующий учебный год.

2) Через день после акции неповиновения в школе был заменён директор на рекомендованного Управляющим советом.

3) Департамент образования передал функции муниципального заказчика на ремонт школы самой школе. Состоялось подписание Сетевого графика подготовки здания школы к ремонту, в разработке которого принимали участие все три стороны: Управляющий совет, администрация школы и департамент образования.

4) По словам министра образования края, настояв на переезде, городской департамент образования взял на себя обязательства по обеспечению школе максимально комфортных условий по организации образовательного процесса на новых местах.

От мечей к оралам
Однако, судьба школы по-прежнему оставалась неопределенной. В течение первого месяца конфликта были направлены письма во все возможные инстанции - Президенту Д.А. Медведеву, председателю партии "Единая Россия" В.В.Путину, Главе города и Главе администрации Перми, Уполномоченному по правам человека в Пермском крае. Были посланы обращения в прокуратуру и заявления в суд. В результате краевые и городские чиновники вынуждены были реагировать не только на обращения снизу, но и на запросы сверху и отчитываться о проделанной работе. А Управляющий совет получил главное: официальные письменные гарантии в выделении финансирования для проведения ремонта и о возвращении в родное здание школы. Затем в рабочем порядке были решены многочисленные проблемы благоустройства в новых школах, например, вопрос об освещении территории у школы №134 (объект был включен в городскую программу по благоустройству).

За две четверти после переезда школе удалось не только не потерять учебного темпа, но и, напротив, сплотиться, организоваться и неплохо презентовать свои профессиональные успехи: провести билингвальный семинар для учителей и учащихся школы №134, подключиться к реализации городской программы "Международное образование в Перми", увеличить число будущих первоклассников. На высоком уровне прошло вручение немецких языковых дипломов выпускникам, расширились международные контакты школы, появилась возможность участвовать в программе DAAD ребятам из 11 класса. И если проблемы ремонта, сохранности родного здания школы и благоустройства на новом месте стали основной заботой Управляющего совета, то главные профессиональные заслуги делают честь новому директору и педагогам школы.

Противостояние между департаментом и школой, наконец, сменилось на деловое сотрудничество, направленное на скорейшее выполнение подписанного сетевого графика. Как это получилось? Что можно посоветовать другим Управляющим советам в случаях схожих конфликтов с администрацией города? С одной стороны, все возможные советы относительны, потому что, как всегда, 80% успеха любого дела обеспечивают личности, особенно те, кто стоит во главе. Школе №12 дважды повезло. Один раз - с новым директором Еленой Михайловной Ракинцевой, способной принимать мудрые и взвешенные решения, сплотить, воодушевить и увлечь за собой и, главное, искренне настроенной на то, чтобы ученики получали максимально качественное образование, несмотря ни на что. Второй раз - с новым председателем Управляющего совета Максимом Борисовичем Исаевым, неутомимым защитником, готовым отстаивать интересы школы до конца. Сложился надежный тандем администрации школы и родителей, который смог решать задачи любой сложности. С другой стороны, был создан прецедент, который выявил достаточно успешную стратегию решения подобных конфликтов в условиях нашего города, был создан опыт, который может быть полезным.

Итак, наши советы:
1. Первый шаг - заставить себя слушать. Никто не станет всерьез учитывать Ваше мнение, если его можно будет проигнорировать без последствий. Так, для школы №12 настоящие переговоры, в которых позицию и требования Управляющего совета стали учитывать, начались только поле проведения массового митинга, информация о котором широко разошлась в СМИ.

2. Подчеркнутая конструктивность. Протестные компании, как любое проявление силы, могут иметь два противоположных результата - заставить оппонентов учитывать Ваше мнение и добиться сотрудничества или привести к войне на выживание и полному уничтожению одного из противников. В пылу борьбы легко увлечься и перейти границы, за которыми цель потеряна, а сотрудничество невозможно. Нужны люди, которые периодически остужают эмоции и включают голову. Важно всегда подчеркивать и демонстрировать свою готовность к конструктивному диалогу. У Управляющего совета в запасе были иные средства давления, помимо митинга и писем в высшие инстанции, но после начала реальных переговоров все протестные действия были свернуты, Совет пошел на уступки по главному вопросу о переселении в здание других школ на время капитального ремонта, взамен же получил содействие в обустройстве на новом месте и гарантии выделения средств на ремонт. Все усилия переключились на решение рабочих вопросов: составление и исполнение сетевого графика капитального ремонта и создание нормальных условий для учеников и учителей.

3. Активность и энергичность. Усилия по отстаиванию своих интересов должны быть постоянными и неослабевающими. Представители совета участвовали абсолютно во всех совещаниях, обсуждалась и решалась каждая проблема до деталей и частностей.

4. Контроль за исполнением обещаний. Достигнутые договоренности должны всегда фиксироваться, а их исполнение постоянно контролироваться. Управляющий совет сумел конвертировать устные обещания в письменные договоренности, совместно с администрацией был составлен сетевой график подготовки школы к капитальному ремонту. Информация обо всех затруднениях и проблемах оперативно представала перед Министром образования. Регулярно проходили рабочие совещания в департаменте для решения насущных проблем. Управляющий совет школы №12 прочно "засел в печенках" у краевых и городских властей.

5. Сотрудничество с администрацией школы. Здесь действует принцип - чем теснее сотрудничество, тем больше пользы для обеих сторон, каждый усиливает другого. И наоборот - одно учреждение не может иметь двух противоречивых позиций. Крайне сложно что-либо предпринять для защиты интересов школы, если директор активно этому противодействует. Поэтому по ходатайству Совета прежний директор школы, которая в трудной для школы ситуации заняла пассивную позицию, была уволена Учредителем.

6. Организованность. Действия должны быть согласованы. В разгар конфликта Управляющий совет собирался по несколько раз в месяц, все решения и действия обсуждались. После дискуссий принималась одна единственная согласованная линия поведения. Например, подход "быть конструктивными и выполнять свои обязательства, несмотря на провокации" был вполне осознанным критерием при принятии решений на собраниях Совета.

7. Расчет на собственные силы. Часто для решения своих проблем люди привлекают варягов - обращаются за помощью в другие организации, к депутатам, в вышестоящие инстанции… Все усилия сосредотачиваются на таких обращениях, и весь успех и неудача отдается им на откуп. Сама же так называемая инициативная группа ничего не предпринимает и слабо контролирует происходящее. Понятно, почему это рождает массу проблем - какими бы искренними ни были усилия привлеченных защитников, у них нет кровной заинтересованности в результате, у них могут быть свои интересы (отработать технологию, прославиться…), они могут "пойти на принцип", и, самое главное, у них, в отличие от инициативной группы, нет интереса сотрудничать с оппонентом, они могут долго с удовольствием биться ради самой битвы, пытаться привлечь "всех негодяев к ответу", но проблему так и не решить, или решить, но слишком большой кровью для самой инициативной группы. Плюсом Управляющего совета была полная самостоятельность. Обращение в сторонние организации исчерпывалось получением информации и консультациями. Все переговоры и все решения принимались советом, причем, не одним человеком, а большинством членов. Наверное, это в большей степени располагает к уважению и сотрудничеству, чем заступничество со стороны.

8. Привлечение родителей и компетентность. Работа Управляющего совета требует большого объема специальных знаний в самых разных сферах деятельности. Председателю Управляющего совета пришлось стать специалистом в области составления смет и проектно-сметной документации, заключения договоров, подготовки конкурсной и технической документации, составления экспликаций поэтажных планов и т.д. Так, одним из родителей была сделана независимая экспертиза, другим - смета на разработку проекта, третий предоставил транспортные средства и т.д. Во многом помогли добровольные помощники, грамотные и опытные специалисты, неравнодушные к чужой беде, они сами предлагали помощь. Такая поддержка давала не только знания, но воодушевляла и придавала уверенности в положительном исходе дела.

Ольга Кочева,
член Управляющего совета школы № 12

Некоторые из полномочий Управляющего совета Школы № 12
(выдержки из Устава):

  • согласовывает представленный для утверждения Учредителю Школы Устав;
  • устанавливает режим работы Школы; принимает решение о введении (отмене) единой формы одежды для обучающихся и педагогических работников;
  • совместно с педсоветом принимает решение об исключении обучающегося из Школы;
  • содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Школы;
  • рассматривает по представлению директора бюджетную заявку и смету бюджетного финансирования, согласовывает смету расходования средств, полученных Школой от уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников;
  • представляет Учредителю для назначения на должность директора кандидата, избранного по конкурсу;
  • ходатайствует перед Учредителем Школы о поощрении директора;
  • ходатайствует перед Учредителем Школы о досрочном расторжении трудового договора с директором;
  • выделяет наблюдателей для участия в работе комиссий по лицензированию и аттестации;
  • ежегодно не позднее 1 ноября представляет Учредителю и общественности доклад о состоянии дел в Школе;
  • осуществляет контроль за здоровыми и безопасными условиями обучения.

    Общее руководство Школой осуществляет Управляющий совет Школы.

  • Размещено 11.09.2009

     Главная / Наша газета / №3(013)






    При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.