НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №4(014)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№4(014)
Ноябрь 2009 г.

логотип газеты "За человека"

Противостояние

НОЦиональный конфликт

Чайковская общественность внимает экспертам Центра ГРАНИ
Чайковская общественность внимает экспертам Центра ГРАНИ
Открытие нового образовательного центра в Чайковском затянулось на неопределённый срок. Всему "виной" - инициативная группа родителей учеников школы № 3. Они категорически против закрытия их школы.

Новый образовательный центр (НОЦ) - школу, где учатся только старшеклассники (10, 11 класс) решено было создать в Чайковском ещё в 2008 году, а открыть - 1 сентября 2009 года. НОЦ в Чайковском - не единственное учебное заведение подобного рода в крае, всего их 8.

Первоначально школа № 3 была закрыта на капитальный ремонт (реконструкцию), а в разных документах об открытии нового образовательного центра упоминались две школы - № 3 и № 4. Примечательно, что решение о создании нового образовательного центра на базе школы № 3 было принято главой Чайковского района только в мае этого года. Хотя краевой бюджет выделил средства на реконструкцию школы ещё в 2008 году. Более того, 1 миллион рублей из этой суммы был потрачен на реконструкцию школы № 4 (первоначально она была выбрана в качестве базовой для создания НОЦ).

Из школы № 3 все дети были распределены в городские школы № 4, 7 и 11. Распределение детей происходило без учёта их пожеланий. Сейчас детям, в том числе младшеклассникам, чтобы попасть в другую школу, приходится ходить через гаражи, пустырь, железную дорогу.

Возмущённые родители начали обращаться с запросами в районное управление образования, в краевое министерство образования, в городскую прокуратуру, земское собрание. Было неясно, где же всё-таки создадут НОЦ, что будет с учениками школы № 3, если центр откроют в её стенах?

Решением проблемы школы № 3 занялись аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в Пермском крае, Пермская гражданская палата. В апреле 2009 года специалисты Центра ГРАНИ по обращению инициативной группы школы № 3 провели общественную экспертизу всего проекта открытия нового образовательного центра в Чайковском. Эксперты убедительно доказали, что из-за плохого управления муниципальные и региональные чиновники не смогли осуществить хороший проект.

Первоначально эксперты проанализировали, а стоит ли вообще открывать НОЦ именно в Чайковском? Учитывая, что в этом городе есть несколько средних профессиональных и начальных профессиональных учреждений, лицей "Синтон" и гимназия, то есть, у 9-классников довольно широкий выбор мест для продолжения образования. Новый образовательный центр может просто не набрать необходимого числа учеников: его работа рассчитана на 600 человек. А общее число 9-классников в 2009 году - около 750 человек.

Эксперты проанализировали попытку соединить в НОЦ региональный проект "Новая школа" и меры федеральной комплексной программы по модернизации образования. "Новая школа" предполагает всего лишь выделение средств на ремонт зданий региональных школ и этим ограничивается. А федеральная программа требует создания инновационного учебного заведения с высококвалифицированными кадрами, модернизационными технологиями обучения и т.п. При этом регион обеспечивает только ремонт школы. Работу образовательного центра обеспечивает муниципалитет. А есть ли у него возможности, кадры, чтобы обеспечить НОЦ?

По факту - проект инициирован краевым министерством образования. На практике - за его реализацию, управление и дальнейшее функционирование (в том числе - финансирование) отвечают органы местного самоуправления. То есть договариваться с местным населением, в случае, если оно будет против, вести разъяснительную работу, создавать нормативную базу для существования НОЦ, решать проблемы с учителями из расформированной школы и т.п. - это прерогатива муниципалитета. Причём - внятно это муниципальным чиновникам объяснили уже эксперты, а не министерство.

Выяснилось, что крайне сложно получить информацию о проекте, о его результах, распределении ответственности. На запросы отвечали только письменно, краевые чиновники в большинстве своём ссылались на органы местного самоуправления. Не удалось найти данные опроса чайковцев об их отношении к НОЦ (сложилось впечатление, что он не проводился вовсе).

Эксперты обнаружили в проекте массу неучтённых рисков. Начиная с дестабилизации социального положения учителей (например, неясно, как будут компенсироваться издержки для тех, кто вынужден будет остаться в 9-летних школах, где уровень заработной платы заведомо ниже, чем в 11-летних) и заканчивая недостаточными мерами по мотивации детей к поступлению в НОЦ. Всё это говорит о том, что подходящих кадров, способных должным образом управлять подобными проектами, в регионе нет. А те, которые есть, к сожалению, не справляются.

В конце апреля в Чайковском состоялась презентация результатов экспертизы, проведённой центром ГРАНИ для почти 70 представителей общественности, органов местного самоуправления, учителей, активистов управляющего совета и учащихся школы № 3. Были представлены подробные рекомендации по решению проблем, возникшим в ходе создания НОЦ.

В мае 2009 года глава района наконец-то принял решение о создании НОЦ и о включении в рабочую группу по созданию НОЦ представителей общественности.

Однако, в самое последнее время, по словам председателя Управляющего совета школы № 3 Александра Огороднова, представителям общественности был предъявлен проект постановления главы, в котором предполагается слить школу № 3 со школой № 10.

Дети, учившиеся в третьей школе, продолжают ходить в другие школы. Чайковский санэпидназор в ходе проверки выявил, что реконструированное здание школы не соответствует тому проекту, который был предоставлен перед началом реконструкции и не может быть сдано в эксплуатацию.

Ксения Демакова

 

P.S. После сдачи материала в вёрстку стало известно, что глава Чайковского района принял решение о слиянии школы № 10 со школой № 3 и о создании НОЦ на базе десятой школы. Управляющий совет школы № 3 не собирается сдаваться, в его планах - продолжение общественной кампании в защиту школы.

P.S.S. А в это время в Перми…
В мае этого года инициативная группа родителей мотовилихинской школы № 114 добилась от городского департамента образования отказаться от намерения закрыть школу и перевести всех детей в школу № 133. По словам активистки инициативной группы Надежды Перебатовой, родителям удалось узнать о том, что их школу собираются закрыть до утверждения официального приказа. Аргументом в пользу закрытия стало то, что для продления лицензии зданию необходим капитальный ремонт. Однако, родители проявили активность, поскольку в 133-й школе в случае слияния стало бы учиться 1300 детей, тогда как средняя наполняемость школы - 600-650 учеников. Сложившаяся ситуация оказалась похожа на положение чайковской школы № 3. Возникли похожие проблемы с получением информации (устава школы, документов по формированию управляющего совета), и в целом - с учётом общественного мнения, прежде всего, учителей, родителей и детей во время принятия решения.

Инициативная группа родителей обратилась за поддержкой в Пермскую гражданскую палату и к известному общественному деятелю, председателю СТОС "Городские Горки" Михаилу Касимову. С их помощью была организована общественная кампания в защиту школы, прошли переговоры с начальником городского департамента образования Людмилой Гаджиевой. В результате департамент оказался от своего намерения закрыть 114-ю школу. 1-го сентября школа вновь открылась.

Размещено 17.12.2009

 Главная / Наша газета / №4(014)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.