НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №4(014)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№4(014)
Ноябрь 2009 г.

логотип газеты "За человека"

Кино

RAF - история, написанная кровью

Кадр из фильма. Мориц Бляйбтрой в роли Андреаса Баадера и Йоханна Вокалек в роли Гудрун Энслин
Кадр из фильма. Мориц Бляйбтрой в роли Андреаса Баадера и Йоханна Вокалек в роли Гудрун Энслин
"Синдром Баадера-Майнхов". Режиссёр - Ули Эдель. Германия, 2008 г. Номинация на премию Оскар в категории "Лучший иностранный фильм".

Это фильм об истории Европы, о последствиях фашизма, о терроризме и о метаморфозах человеческой души. Авторы сделали его предельно документальным. Он рассказывает историю легендарной немецкой левой террористической группировки RAF - "Фракции Красной Армии" - от её зарождения до гибели её основателей: Андреаса Баадера, Гудрун Энслин и Ульрики Майнхов. Их жизненный путь - на первом плане сюжета, хотя в фильме показаны несколько десятков их товарищей. И сотни тысяч жителей планеты Земля конца 1960-х и 1970-х годов.

Фильм охватывает около 10 лет из истории Германии и всего мира. Авторы используют много документальных кадров самых горячих событий того времени: демонстрации против войны во Вьетнаме, революцию 1968 года во Франции, смерть Че Гевары, ввод советских войск в Чехословакию… Зрители всё время видят происходящее как будто бы не через объектив кинокамеры, а через толстые линзы тогдашних телеприёмников. Герои фильма напряжённо вглядываются в экран, отслеживая в журналистких репортажах сводки об арестах товарищей, наблюдая за эффектом, который производят на сограждан их акции. Даже в тюрьме RAFовцы не перестают читать газеты, слушать радио и смотреть ТВ, СМИ создают им ещё большее могущество, чем автоматные очереди. А журналисты на протяжении десятилетий не перестают запугивать людей устрашающими фото- и видеосъёмками последствий террора. Авторы фильма демонстрируют, что средства террора и массовой информации неделимы: если нет резонанса, то нет эффекта от взрывов и убийств.

Газетчики и телевизионщики не менее виновны в развязывании войны и государственном терроре: пропагандистские статьи проправительственной газеты заставляют одного из неонацистов стрелять в лидера немецких левых, анархиста Руди Дучке. Тяжёлое ранение Дучке и убийство во время мирной демонстрации одного из студентов ганноверского вуза становятся поводом к первому, пока ещё бескровному терракту RAF…

Фильм, сочетающий в себе элементы исторической драмы и традиционного боевика, снят почти как документальный: много крупных планов, действительность воссоздаётся с помощью многочисленных цитат из документов, газет, демонстрации фотографий тех лет. В подробностях переданы факты биографии главных героев, зрители видят их семьи, их окружение и повседневные занятия, авторы пытаются понять и объяснить: почему, казалось бы, благополучные люди из порядочных семей (отец Гудрун Энслин - священник), с блестящей карьерой (Ульрика - одна из самых известных журналисток Западной Германии) встают на путь непримиримой борьбы, путь, который, в конечном итоге приводит их в ад безумия и отчаяния.

Разнообразна палитра представителей социальных слоёв, которые оценивают в фильме деятельность террористов. Авторы дают слово и жене священника, матери Гудрун, которая после суда над дочерью в интервью журналистам говорит, что благодаря ей и её деятельности стала чувствовать себя свободней, и подростку, сбежавшему из детского дома из-за истязаний и присоединившемуся к террористам, и полицейским, избивающим арестованного RAFовца в отместку за застреленного коллегу, и членам правительства, в ужасе понимающим, что их армия не в силах справиться с несколькими десятками человек. В течение фильма демонстрируется лицо многоголосого западногерманского общества 1960-70-х годов. Общества, с одной стороны, такого же косного и тоталитарного, каким оно было во времена фашизма: люди также запуганы и готовы доносить друг на друга, предавать и ненавидеть. С другой стороны, способного противостоять американской экспансии, милитаризму, репрессиям даже ценой собственной жизни и свободы. Пожилая фрау с брезгливым выражением лица выдаёт полицейским Гудрун, может быть, так же она выдавала фашистам евреев, а пятилетняя девочка, дитя уже другого общества, бесстрашно фотографирует арест Баадера, не боясь ни его, ни полицейских.

Авторы картины не склонны делать из RAFовцев героев. Напротив, они показывают, что революционерам не чужды пороки буржуа: Андреас искренне возмущён, когда у него угоняют украденную им же самим машину, Гудрун покупает одежду в дорогих магазинах, Ульрике не претят светские вечеринки. Борец за равенство мужчин и женщин Баадер в ярости кричит Майнхов: "Орать на мужиков - это единственное, чему вы научились благодаря своей эмансипации!", а сторонница свободной любви Энслин во всём подчиняется своему возлюбленному, признавая его лидерство.

Их деятельность выглядит, скорее, не как подвиг, а как вынужденна жертва. Ульрика расстаётся с детьми не в силу крепости революционного характера: у неё нет выбора, легально вернуться из тренировочных палестинских лагерей в Германию уже невозможно, оставшись с ней, её дочери навсегда лишатся нормальной жизни, может быть, жизни вообще. В тюрьме лидеры RAF понимают, что остановить террор товарищей уже не в их силах. Кто заплатил кровью за кровь, не остановится никогда. Ответные удары правительству требуют всё больше, больше и больше смертей. Казни заложников не зависят уже ни от лидеров, ни от исполнителей: машина не остановится. Если сила не уступает силе, других правил просто нет.

Фильм заканчивается казнью председателя западногерманского союза промышленников Ганса-Мартина Шляера. Его террористы надеялись обменять на лидеров RAF. Однако, не успели: Баадер, Энслин и Распе покончили с собой, не дождавшись окончания судебного процесса над ними, который длился несколько месяцев, и отчаявшись выйти на свободу. Ещё раньше сходит с ума и кончает самоубийством Ульрика Майнхов. Авторы фильма придерживаются именно этой версии гибели первого поколения RAF. Самоубийство в фильме выглядит как акт отчаяния, а у Майнхов ещё и как акт возмездия - перед смертью ей чудятся рабочие взорванного издательского дома, где она печаталась.

Даже смерть лидеров не останавливает террор. Это провозглашает звучащий в лесной тишине выстрел в заложника. Терроризм поддерживает миф, заявляет один из членов правительства Германии. Но зрители понимают, что не только миф. Об этом свидетельствуют документальные кадры американских бомбёжек Вьетнама и разгонов мирных демонстраций, гусениц советских танков, въезжающих в Чехословакию, расправ с партизанами Боливии. RAFовцы мнят себя частью мирового фронта: "тысячи наших товарищей по всему миру…" - выбивает пишущая машинка Ульрики в листовках. Вначале они всего лишь требовали остановить войну во Вьетнаме и ограничить присутствие НАТО в Западной Германии.

Ксения Демакова

Размещено 17.12.2009

 Главная / Наша газета / №4(014)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.