НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №4(014)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№4(014)
Ноябрь 2009 г.

логотип газеты "За человека"

Форум

Закон провален - да здравствует Закон!

1 октября закончился срок принятия поправок в законопроект "Об особенностях правового регулирования образования в Пермском крае" (с проектом можно ознакомится на сайте Законодательного собрания Пермского края). В средине августа состоялись депутатские слушания по этому законопроекту, которые были инициированы Уполномоченным по правам ребенка в Пермском крае Павлом Миковым. Слушания вызвали огромный интерес. На них присутствовали не только те, кому полагалось по статусу - депутаты, чиновники министерства и департаментов образования, представители органов местного самоуправления, но и представители вузов, родительской общественности, правозащитники. Более того, можно говорить о том, что активная и весьма критическая позиция общественности по отношению к данному законопроекту подвигла депутатов к решению продлить срок принятия поправок на месяц, с 1 сентября по 1 октября, и даже поставить вопрос о возможности возвращения данного законопроекта в первое чтение.

Понимая всю сложность ситуации, всю противоречивость предлагаемого законопроекта, по предложению инициативной группы (в т.ч. и автора этой заметки) заинтересованные представители общественности накануне провели собственные "минислушания", где нам в ходе "мозгового штурма" удалось выработать консолидированные отношение и предложения к обсуждаемому законопроекту. Замечаний была масса, нет смысла об этом подробно говорить, наиболее значимые из них заинтересованный читатель найдёт в пермской прессе за эти дни. Общее мнение собравшихся представителей общественности заключалось в том, что предлагаемый законопроект "никакой", "ни о чем", т.е. никак не способствует развитию образования в крае. За исключением закрепления нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений он не содержит каких-либо значимых новшеств. От его утверждения или неутверждения в предлагаемом виде, без существенной переработки, вряд ли что изменится. Многие положения проекта носят чисто декларативный характер. И, тем более, сам законопроект никак не может претендовать на роль "базового" закона, заменяющего существующий закон "Об образовании в Пермской области" 2001 г.

В заключении обсуждения ряд депутатов высказали мнение, что им еще не приходилось присутствовать на слушаниях, где законопроект, прошедший первое чтение, получал бы столько и принципиальных (по существу законопроекта), и конкретных (по отдельным положениям) замечаний. Безусловно, основные претензии по качеству законопроекта необходимо предъявлять к Министерству образования Пермского края, но напрашивается вопрос и к самим депутатам Законодательного Собрания. Насколько тщательно и ответственно они подошли к рассмотрению данного законопроекта в первом чтении? Насколько нам известно, на пленарном заседании проект не вызвал каких-либо серьезных обсуждений и замечаний. При том, что его недостатки очевидны и на первый взгляде любому человеку, который хоть немного знаком с проблемами и реформами в системе образования. К тому же бесспорно, что модернизация сферы образования, реформирование школы вызывают прямой интерес у самой широкой общественности, тем более, у нас в крае, где активно развиваются формы общественного участия в управлении образованием. Существует у нас и весьма подготовленное профессиональное экспертное сообщество, представители которого совместно с тем же Министерством образования весьма успешно реализуют федеральный Комплексный проект модернизации образования (т.н. КПМО). Логично было бы изначально предоставить возможность широко обсудить столь социально значимый законопроект, провести общественные или депутатские слушания еще перед первым чтением. Тогда многие недостатки и спорные вопросы можно бы было снять.

К сожалению, подобной практики предварительного широкого общественного обсуждения социально значимых законопроектов нет. Почему? Не понятно. Кстати, ни закон "О Законодательном собрании Пермского края", ни Регламент Законодательного собрания не устанавливают, что депутатские слушания должны проводиться исключительно между первым и вторым чтениями.

Что касается Министерства образования, то его узковедомственный подход весьма точно и на слушаниях, и в своем комментарии на сайте охарактеризовал председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев.

Хочется надеяться, что депутаты, ответственные за доработку законопроекта и подготовку его ко второму чтению, продолжат работу над законопроектом в открытом для общественности режиме. В частности, хотелось бы увидеть в составе рабочей группы представителей вузовской общественности и заинтересованных гражданских организаций.

Виталий Ковин,
координатор Ассоциации "ГОЛОС" в Пермском крае

Размещено 17.12.2009

 Главная / Наша газета / №4(014)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.