НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №4(014)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№4(014)
Ноябрь 2009 г.

логотип газеты "За человека"

Родина

Около устья, ставшего истоком

Позорный современный финал славной истории егошихинского устья. Фото автора
Позорный современный финал славной истории егошихинского устья. Фото автора
В предыдущем номере газеты мы с любознательным читателем рассмотрели место нахождения Егошихинского медеплавильного завода. Дальше наш путь лежит по малым пермским речкам. Начнём наши прогулки с низовий Егошихи. Район этот можно примерно определить от ее устья (от берега Камы) и до Северной дамбы, соединяющей улицы Ленина (Покровскую) с Уральской, то есть историческую Пермь с Мотовилихой. Это наиболее знаковая для Перми территория, наполненная самой ранней ее историей - такая грандиозная колыбель города. Можно также назвать ее историческим ядром Перми. Именно здесь появились и первые поселения, которые были предшественниками города, и сама Пермь, причем, сразу как центр огромной губернии, охватившей весь Средний Урал, половину Северного Урала, Прикамье и Зауралье.

 

Первооткрыватель не известен…
Каким было устье Егошихи до XVIII века можно представить по ранним его описаниям и по виду устьев некоторых современных еще не "окультуренных" притоков Камы. Это был глубокий треугольный залив, который далеко вдавался в берег меж высоких крутых утесов, заросших густым хвойным лесом. Он напоминал маленький фьорд, в который могли свободно входить соляные баржи из Соли Камской. Этакий дремучий Медвежий Угол с отражающимися в зеленоватой воде темными остриями елей и пихт. А сама речка была тогда полноводнее благодаря изобилию родников в окружающих ее лесистых горах. Можно было просто наклонившись над потоком зачерпнуть чистой воды и без малейших опасений за здоровье утолить жажду… Такой и увидел Егошиху и ее устье в 1722 году командир сибирских и уральских горных заводов генерал-майор от артиллерии Виллим Иванович Генин (урождённый голландец знатного дворянского рода Георг Вильгельм де Генин), когда в сопровождении капитанов Татищева и Берглина и двух мастеров осматривал места и реки в Кунгурском диштрикте (уезде), где удобнее было бы быть медным и железным заводам.

Для своего времени Геннин был лучшим, талантливейшем инженером горного и металлургического дела, изобретателем новых устройств и одновременно незаурядным администратором-строителем. Незадолго перед тем, как появиться на Урале, он организовал для казны в Карелии на Олонце промышленную державу европейского уровня. В отличие от Татищева, посланца президента Берг-коллегии Якова Брюса, Генин был направлен лично Петром I. Направлен сделать то, с чем за два года не справился его предшественник Татищев.

Возникает вопрос: кто же был действительным открывателем места для Егошихинского завода, предтечи Перми? Сейчас это, пожалуй, сложно установить. Видимо, кто-то из тех рудоискателей, кто прибыл с Татищевым на Урал в 1720 году, или кто-то из местных жителей, раскрывших свои таланты с прибытием новой горной власти. Может, это был замечательный рудознатец Никифор Шаламов или татарин Боляк Русаев, открывшие многие медные месторождения в этих краях, а, может быть, даже и лично бергмейстер Фридрих Блиэр, горный специалист высокого уровня, уже много лет до этого исследовавший Урал.

Как бы там ни было, в ноябре 1722 года Генин сам осмотрел низовья Егошихи и дал добро на строительство плотины (примерно в полверсты от устья) и медеплавильного завода, центрального для всего уезда. После чего он писал императору, что "лучше и угоднее того места в Кунгурском уезде не сыскал".

Рудная вольность
Всю зиму подрядившимися крестьянами деревень Егошихи (основанной здесь на сто лет раньше выходцами из строгановских Муллов), Данилихи и других расчищалась под завод чаща по берегам речки, заготавливались дрова под угольное жжение и строительство, рубились курени и перевозилась руда с открытых ранее Муллинских, Васильевских и Юговских рудокопий и Кунгура. И вот, наконец, 5 апреля 1723 года под барабанный бой на центральной площади Кунгура был зачитан указ от его превосходительства господина генерала-майора от артиллерии Вилима Ивановича Геннина о строении на Егошихе плавильного медного завода. И здесь в долине реки около самого устья появились вначале шалаши, потом полуземлянки и, наконец, избы первостроителей.

При этом вместе с заводом по указу Геннина родился в этих краях и вольный пермский рудный промысел, похожий на то, что существовало в те годы в Европе, но было незнакомым для полуфеодальной России. Все жители, посадские или крестьяне, знавшие, где есть медные руды, могли копать их и везти в казну капитану Берглину. "А за добычу той медной руды и за провоз до Кунгура им даваны будут деньги…" То есть свободные товарно-денежные отношения.

Портовый дух Егошихи
Но все-таки именно благодаря удобному для судов Егошихинскому устью с пристанями на Каме и предстояло этой территории великое будущее. Ведь в отличие от других горнозаводских городов Егошиха развивалась впоследствии больше как портово-торговый центр. И когда в 1731 году Геннин в очередной раз после перерыва посетил ее, он был удивлен тем, что, уступая в производстве другим заводам, Егошиха не уступала по количеству жителей. Причем отличался этот народ от обычного горнозаводского своим независимым духом и напоминал больше портовых жителей. Именно идущая сегодня прямо от устья Егошихи улица Орджоникидзе (бывшая Монастырская) и стала первой, не связанной впрямую с заводом и горной властью улицей будущего торгового центра, из которого сформировалась Пермь. В те ранние времена на ней (на месте здания речного вокзала) стояли амбары торговцев, прибывавших с верхней и нижней Камы, а на месте сегодняшнего вокзала Пермь-I - торговые лавки и впоследствии первый гостиный двор. А у самой Егошихи стояла тогда деревянная часовня со старинным деревянным изображением Христа, где по обычаю было принято ставить свечку перед началом дальнего пути или после благополучного возвращения. В 70-80-х годах XIX века во время строительства железной дороги часовня была перенесена ближе к берегу Камы, а после Революции совсем уничтожена.

Запомним их имена
Хотелось бы видеть сегодня устье Егошихи гордо и торжественно облаченным в граниты и мраморы, как в других городах, где помнят о своем прошлом; чтобы было оно украшено садовыми беседками и мостами… А над ним стоял бы величественный монумент первостроителям (например, в виде каменного шалаша) и рядом с ним красивая стела, где уставной скорописью начала XVIII века перечислялись бы имена тех, кто участвовал в том знаменательном для края событии: мастеровых, кунгурских жителей, крестьян-подрядчиков из окрестных деревень, солдат кунгурского гарнизона. Я могу сейчас перечислить многих из них поименно, благодаря сохранившимся в ГАПК документам заводской канторы, но это займет здесь много места. Поэтому ограничусь лишь именами тех, кто действительно руководил строительством Егошихинского завода.

Прежде всего, это капитан Ёран Берглин (русские называли его Юрья Петрович), швед, ветеран Северной войны, попавший в русский плен за два месяца до Полтавской битвы и перешедший через несколько лет в Тобольске на русскую службу. Это был человек справедливый и дельный, знавший с юности заводское делопроизводство, так как отчим его владел в Даларне (область Швеции, центр европейской добычи меди) своим медным заводом. Он прибыл на Урал из Казани вместе с Татищевым, руководил при нем Кунгурской горной канцелярией, а после строительства Егошихинского завода командовал им в течение 14 лет. На родину он уже не вернулся и похоронен где-то здесь, вероятно, на Старом кладбище (теперешний Егошихинский некрополь). Именно на Берглине и держался вольный рудный промысел. Не боялся он, как и Геннин, принимать на заводские работы вопреки указам из центра старообрядцев, пришлых и беспаспортных крестьян (кроме беглых солдат, разбойников и воров), за это дважды попадал под следствие, но благодаря этому же и население Егошихи росло быстрее, чем в других местах. А в самом начале, при строительстве Егошихинского завода, Берглин был главным командиром.

Его помощником был молодой казанский дворянин, выпускник московской артиллерийской школы шихт-мейстер Дмитрий Одинцов. Он занимался организацией горной добычи, приемом и оценкой медных руд, а кроме этого руководил созданной им ранее в Кунгуре по приказу Татищева арифметической школой, готовившей горных специалистов. Интересно то, что Одинцов стал участником Великой Северной (Второй Камчатской) экспедиции, ее северодвинско-обского отряда. Впоследствии он также руководил одним из уральских горных заводов.

Другая значительная фигура на строительстве - Мартин Циммерман - саксонец, мастер-плавильщик высокого уровня, приехавший с Гениным с Олонца. Ему Геннин доверял как самому себе. Циммерман руководил строительством печей и отладкой всего технологического процесса, а в течение нескольких месяцев и всем строительством. Помогал ему в этом прибывший также с Олонца медеплавильщик Фома Карпов.

А учетом заводских финансов, их приходом и расходом руководил школьник (в то время это означало "молодой специалист") Андрей Остафьев. Эти люди достойны того, чтобы пермяки их помнили.

Татищев тоже бывал на строительстве Егошихинского завода дважды, проездом на Пыскор и обратно, с инспекционно-надзирательскими функциями.

История, загнанная на свалку
Как же выглядит сегодня такое примечательное для города место как устье Егошихи? Находится оно там, где заканчивается (или начинается) камская набережная, на задворках торгово-развлекательного комплекса "Речник" с его стриптиз-барами и ресторанами. Но никакого устья сегодня вы не увидите. Перед вами предстанет лишь полумаргинальная зона: пустынная пыльная щербатая площадка со странным Т-образным ржавеющим останком от насоса, которым когда-то накачивали водой теплоходы. Вместо монумента он возвышается над пошарпанной будкой с разбитым прожектором… Женский визг и клубная музыка, вырывающиеся из завернувшей сюда иномарки, заглушаются на несколько секунд рокотом проходящей электрички… Пятна презервативов на асфальте. Пивные банки… Заросли репья и полыни. За ними под старыми ивами, одичавшими акациями и американскими кленами - свалка и притон бомжей…

Русло полностью скрыто под толщами земли и закатано под асфальт. Это ничуть не напоминает о месте былой славы. А вот позором это попахивает, позором тем, кто не помнит своего прошлого.

Через квадратный прорез-арку-тоннель в диагональном бетонном покрытии берега Егошиха тихо втекает в Каму, незаметно, словно стесняясь самой себя, как старуха-мать, ненужная выросшим отпрыскам. Над ней сидит одинокий рыбак и пытается что-то выловить из мутноватой воды, которая постепенно сливается с прозрачной буроватой Камой… Плывущие пластиковые бутылки… Пузыри на воде… А из тоннеля - тихий, но неумолкаемый гул воды, как будто гул истории, стиснутой в бетон и асфальт...

И вся эта территория отделена от железной дороги бетонной стеной, сквозь просвет-решетку которой за рельсами виден такой же бетонный забор, раскрашенный зелеными квадратами и опутанный колючей проволокой, за ним - геометрические темно-красные корпуса вагоноремонтного завода (бывших Шпагинских мастерских), построенных вместе с железной дорогой и перекрывших собой всё нижнее русло Егошихи вплоть до места, где когда-то находился Егошихинский завод. А за ними и одновременно над ними высятся крутые, заросшие диким кустарником горы егошихинской долины - единственные естественные памятники-свидетели…

Напрямик по руслу здесь никак не пройти. Поэтому, чтобы следовать дальше вверх по течению, нам придется сделать крюк в обход всей промзоны вдоль вокзала Пермь-I, а потом перебраться в Разгуляй через железнодорожный переход. Так что продолжение следует...

 

(Использованы факты из книг Н.С.Корепанова "Геннин на Урале", Е.А Спешиловой "Старая Пермь: Дома. Улицы. Люди" и документов ГАПК, ф. 218).

От редакции.
Очень хочется, чтобы факты и размышления нашего автора были учтены при грядущей широко анонсированной реконструкции камской набережной, о которой нынче столько говорится в стенах пермской мэрии, в том числе самим главою города.

Ян Кунтур

Размещено 17.12.2009

 Главная / Наша газета / №4(014)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.