НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №4(014)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№4(014)
Ноябрь 2009 г.

логотип газеты "За человека"

Школа

О возможности доверять и проверять

Знать, что ждет ребенка - законное право родителя. Фото - rusnord.ru
Знать, что ждет ребенка - законное право родителя. Фото - rusnord.ru
КПМО… Знаете ли Вы, что такое КПМО? А ведь нашим детям вместе с нами жить с этим КПМО долгие годы. Цитата с сайта Министерства образования Пермского края: "Комплексный проект модернизации образования (КПМО) реализуется как проект проектов, когда, в заданных на федеральном уровне рамках, каждый регион, муниципалитет, учреждение, педагог могут на своем уровне в проектном режиме участвовать в модернизации системы образования. У каждого есть реальная возможность внести вклад в определение будущего развития образования России".

Что там с нашими деньгами?..
Думаю, не так много найдется людей (кроме специалистов, конечно), осведомленных о том, что уже второй год в нашем крае идет реализация проекта модернизации образования, в который уже вовлечены все учреждения дошкольного, основного и дополнительного образования. То есть, все детские сады, школы и клубы с секциями. Знаем ли мы, обычные граждане, какие правила будут определять деятельность тех образовательных учреждений, куда мы отдаем учиться детей? И какой результат будет получен от внедрения новых правил? На модернизацию образования выделены средства и из регионального, и из федерального бюджетов, то есть процесс идет, в том числе, и на средства из наших налогов (например, по одному из направлений проекта в этом году из регионального бюджета выделено около 29 млн. руб.). Знаем ли мы, как налогоплательщики, какова будет отдача от наших денег, которые отдали в управление органам власти? А знаем ли мы, на что вообще будут израсходованы (и уже расходуются) эти средства?

В теории экономики есть понятие "доверительное благо". Это товар, качество которого непосредственно, в момент потребления, не "прочувствовать", результат становится очевидным только через определенное время (например, когда нам назначили лечение, его "качество" мы можем оценить только по окончании курса приема лекарств и процедур). То же относится и к образованию: правильно ли учили наших детей, часто становится понятно только к старшим классам, а по большому счету, - и через несколько лет после начала взрослой жизни. Значит, остается только доверять специалистам. Сегодня руководители сферы образования на разных уровнях говорят о необходимости привлечения и денег родителей, и спонсорских средств. Против этого нет никаких возражений: по разным причинам наше государство не может дать качественное образование исключительно за счет бюджета. Но отдавать деньги мы готовы только тому, кому доверяем. А для доверия нужны основания, мы должны понимать, хотя бы в общих чертах, как организован процесс, который мы финансируем. Отсюда и требование: граждане должны знать, что собой представляет эта новая затея властей - комплексная модернизация образования. Ведь нас с самых высоких трибун постоянно убеждают в том, что сегодня качественное образование - это основной фактор конкурентоспособности, и личной, и национальной. И против этого у нас тоже нет абсолютно никаких возражений!

Блуждая средь сумрачных файлов
Обратимся снова к сайту регионального Министерства образования, как самому авторитетному источнику информации о КПМО в нашем регионе. Вот основные направления, которые включает в себя этот проект:
1. введение новой системы оплаты труда работников общего образования;
2. переход на нормативное подушевое финансирование;
3. развитие системы оценки качества образования;
4. развитие сети образовательных учреждений;
5. расширение общественного участия в управлении образованием;
6. обновление системы повышения квалификации;
7. организационное обеспечение.

Понять, в чем же заключается суть каждого из направлений, оказалось непросто. На первый взгляд, на сайте Министерства много десятков самых разных материалов, представленных в разрезе направлений: и нормативные документы, и отчеты, и доклады с красивыми (хотя и не все) презентациями. И даже Интернет-приемные есть. Но проблема в том и заключается, что это именно просто огромное количество файлов, из которых целостную картину проекта так просто не составить, даже по отдельным направлениям. За всеми этими постановлениями, приказами, таблицами с цифрами и слайдами с диаграммами обывателю смысла не увидеть. Тут нужна хотя бы минимальная аналитическая работа. Возникает вопрос: для кого выкладывается это обилие материалов? Ответ один: для чиновников и специалистов в сфере образования. Но тут же возникает второй вопрос: а где "объяснялки" для нас, обычных граждан?

На данном сайте их нет (этот ресурс, видимо, только для понимающих), значит, нужно читать материалы СМИ (ведь как еще власти могут организовать массовую разъяснительную работу?). Первый шаг - на сегодня самый очевидный и простой - поиск в Интернет. Просмотр первых десяти страниц результатов в Google (около сотни ссылок) выводит на сайты министерств, комитетов по образованию с отчетами и материалами конференций, сайты некоторых школ, которые, в основном, выкладывают то же, что мы уже видели на министерских веб-страницах. В общем, никаких разъяснений в результате такого поиска найти не удалось. Видимо, надо читать газеты, они пока еще остаются в нашей стране достаточно популярным источником информации, особенно такой важной, как принимаемые властями решения. Просмотр материалов таких газет как "Местное время", "Пермские новости" и "Новый компаньон" за последний год (с июля 2008 г. по июль 2009 г.) показал, что для пермских печатных СМИ в сфере образования существовали только две темы: ремонт школ к новому учебному году (в том числе, капитальный в рамках регионального проекта "Новая школа", но об этом мало кто упоминал), и сокращение очередей в пермских детских садах. И здесь никаких объяснений.

Последняя надежда была на то, что уж учителям-то, как непосредственным участникам процесса, тем, кто воплощает проект в жизнь, все непременно показывают и рассказывают. Как человеку, не погруженному в педагогическую среду, мне на ум пришли сайты педагогического университета (все-таки региональный оператор по научно-методическому сопровождению КПМО и просто "кузница кадров" для этой сферы) и Пермского краевого института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО). Здесь нет смысла описывать, что имеется на этих сайтах, это отдельная тема для разговора. Замечу лишь, что учителям, желающим разобраться в ситуации и следить за изменениями, там делать совершенно нечего. (Хотя, может быть, просто мне не повезло? На сайте педуниверситета в тот день не работал поиск, и может быть, на какой-нибудь дальней полочке это все где-то лежит?..)

Мы будем жить теперь по-новому!..
А между тем реализация КПМО предполагает очень серьезные изменения в системе образования. Какие-то из направлений, на первый взгляд, затрагивают только сами коллективы школ (например, новая система оплаты труда учителей, нормативное подушевое финансирование, система повышения квалификации). Но даже там предпринимаются действия, последствия которых ученики и родители в полной мере испытывают на себе: об объединении классов слышали?.. А об объединении школ?.. И далеко не все семьи этому рады. Однако, два направления - развитие сети образовательных учреждений и расширение общественного участия в управлении образованием - касаются граждан как потребителей образовательных услуг уже самым непосредственным образом.

В крае уже создаются школы разных ступеней - основные общеобразовательные школы (по девятый класс), новые образовательные центры (школы для старшеклассников). Причем создаются они, как правило, путем реорганизации существующих образовательных учреждений. Но подробные разъяснения, что это означает для школьников и родителей с точки зрения и выгод, и потерь (а потери есть!), получить практически невозможно. Среди многочисленных документов на сайте регионального Министерства образования можно найти описание и школы-дома учителя, и школы индивидуальных траекторий, и социокультурного комплекса, и многих других форм. Насколько можно понять, это все наше будущее. Вот только почему-то нам никто об этом не рассказывает. Как не рассказывают и о том, что создание новых образовательных центров в некоторых городах края привело к серьезным конфликтам, вплоть до судебных разбирательств, и породило массу проблем для местных властей, не говоря уже о непосредственных участниках процесса реорганизации: коллективов учителей, учеников и родителей.

Мы хотим знать
Лично мне, например, нравится идея расширения общественного участия в управлении образованием. Это вполне логично: мы образование финансируем, значит, имеем право вместе с чиновниками определять, как жить нашим школам. И механизмы этого управления сегодня в принципе уже существуют, например, Управляющие советы школ, и проходят семинары по обучению членов этих советов. Но было бы неплохо, если бы Министерство запустило механизм широкого общественного обсуждения самого КПМО. С формальной точки зрения нельзя утверждать, что в этом направлении ничего не делается. Четыре раза проходили общественные слушания (по одному на направление проекта). Случайно попала на один из них, поэтому знаю, что они проходили в рабочее время в помещении, куда больше полусотни человек, пожалуй, не войдет, а это значит, что обычным работающим (да и не работающим) гражданам туда не попасть. Блуждая в поисках информации по Сети, обнаружила интересный документ: письмо Министерства образования Пермского края руководителям муниципальных органов управления образованием от 28.03.2008, в котором представлен "График проведения семинаров по общественному обсуждению направлений КПМО для муниципальных ассоциаций Пермского края". Согласно этому графику, например, в семинаре, который проводился в Березниках (для Соликамска, Красновишерского, Соликамского, Усольского, Чердынского районов) должны были принять участие четыреста человек, а всего по краю три тысячи сто. Много это или мало? Учитывая важность темы и то, что среди этих трех тысяч и местные чиновники, и директора школ, и "представители экспертного сообщества муниципалитета", и "представители профсоюзных организаций" (цитирую по Техническому заданию для организации семинара по общественному обсуждению КПМО), можно сделать вывод, что это ничтожно мало.

Может быть, все-таки стоит потратиться на небольшую пиар-кампанию по "продвижению" идей проекта в "массы" и информирование население? Хотя бы на простенькие буклеты, в которых эти идеи доступно объясняются, причем не только ученикам с родителями, но и учителям? И распространять эти буклеты, по крайней мере, во всех образовательных учреждениях. И создать отдельную страницу на сайте Министерства образования. Иначе КПМО так и будет реализовываться отдельно от общественной жизни, что на деле будет означать реализацию лишь на бумаге.

Светлана Суслова,
преподаватель ВУЗа

Размещено 17.12.2009

 Главная / Наша газета / №4(014)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.