НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №4(014)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№4(014)
Ноябрь 2009 г.

логотип газеты "За человека"

Экспертиза

Власти о власти на языке власти

А вот так пытались воздействовать на власть на Украине в период оранжевой революции. Фото - http://hvylya.org
А вот так пытались воздействовать на власть на Украине в период оранжевой революции. Фото - http://hvylya.org
Эксперты Центра ГРАНИ представили общественным организациям Пермский гражданский доклад "О качестве власти". В презентации приняли участие около 50 представителей пермских общественных организаций. Доклад был оценен как беспрецедентная в Перми и в России гражданская попытка говорить с властью об общественном интересе на её языке и оценивать работу госслужащих их собственным инструментами.

Качество власти, в понимании экспертов ГРАНей, - это соответствии навыков и компетенций госслужащих тем требованиям, которые они сами для себя выдвигают. Административная реформа, которая ведётся в Росси на протяжении шести лет, задумана именно для того, чтобы повысить качество обслуживания граждан в органах власти. Её основные направления - создание административных регламентов, открытие многофункциональных центров. То есть одного окна, через которое гражданин может получать все государственные услуги, которые ему необходимы, от регистрации имущества до выдачи паспорта, не задумываясь, а в тот ли орган власти он обратился, и не тратя времени и денег на пересылку документов из одного ведомства в другое. Также реформа направлена на сокращение дублирующих государственных функций.

Доклад - почти 200-страничная книга - был издан к Пермскому экономическому форуму. Он целиком посвящён соблюдению общественных интересов в осуществлении административной реформы в Пермском крае. В основу доклада легло полугодовое исследование экспертов Центра ГРАНИ. Предметом исследования стало качество работы органов исполнительной власти на территории Пермского края (как федеральных, так и региональных с муниципальными), а главное - исполнение задач административной реформы, т.е. задач повышения качества работы государственных служащих с гражданами. Для получения данных применялся метод "контрольной закупки": граждане, которым гарантировано получение государственной услуги, проходили процедуру её получения от начала и до конца, параллельно описывая взаимодействие с органом власти с помощью специальных анкет. В анкетах отмечалось, соответствует ли качество работы госслужащих стандартам, закреплённым в административных регламентах - документах, которые подробно описывают всю процедуру получения госуслуг и функций (вплоть до количества минут ожидания очереди и актуальных номеров телефонов тех органов власти, которые оказывают эту услугу). Например, когда оценивался стандарт работы ЗАГСов Перми, "контрольные закупщики" звонили туда, выясняли время работы, условия подачи заявления о регистрации брака (набор документов, сроки рассмотрения заявления, платная ли услуга и т.п.). Для оценки соблюдения стандарта комфортности (он един фактически для всех органов исполнительной власти) проводились так называемые "натурные наблюдения". Люди приходили, например, в Центры занятости населения в Березниках и в Чайковском, считали число документов на информационном стенде, оценивали, насколько возможно их прочитать при имеющемся освещении, смотрели, есть ли гардероб и работает ли он, сколько сидячих мест в приёмной для посетителей, есть ли таблички с фамилиями сотрудников на дверях кабинетов и т.п.

Эксперты оценили качество информационной среды органов власти края: официальные сайты и публикации в СМИ об административной реформе. На сайтах прежде всего исследователи обращали внимание на удобство размещения информации (а можно ли сразу найти? а легко ли сориентироваться?), на её актуальность (а "свежие" ли документы, новости? работают ли электронные адреса для обратной связи?), работает ли интернет-приёмная (приходят ли ответы на вопросы? за какое время? можно ли подать заявление либо жалобу через сайт или электронную почту?) и т.п. В публикациях анализировалось наличие информации об административной реформе, которая могла бы быть полезна гражданам, наличие общественной оценки административной реформы и т.п.

Сверх того, эксперты анализировали разработки краевых административных регламентов, проверили их на коррупциогенность, исследовали региональную систему управления административной реформой, сравнив её с тремя другими регионами (Саратовской областью, Татарстаном, Свердловской областью).

По мнению экспертов Центра, участие в административной реформе общественности, активного населения крайне важно. Если разработка административных регламентов будет вестись с учётом пожеланий потребителей государственных услуг, это позволит изменить многолетнюю практику нарушения прав населения. Позволит "навязать" госслужащим те правила, которые удобны гражданам, а не государству. Кстати, каждый проект административного регламента предварительно вывешивается на сайте ведомства, которое его разработало. Любой гражданин может присылать свои замечания и поправки, участвовать в общественной экспертизе проекта регламента.

Сейчас Центр ГРАНИ планирует в переговорах с администрацией губернатора и правительством Пермского края конкретные действия , позволяющие учесть результаты исследования и выводы гражданского доклада для улучшении работы органов исполнительной власти.

Ксения Демакова,
эксперт Центра ГРАНИ

Размещено 17.12.2009

 Главная / Наша газета / №4(014)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.