НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №1(017)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№1(017)
Апрель 2010 г.

логотип газеты "За человека"

Экспертиза

"Искривления" избирательного пространства при выборах Главы города Перми из числа депутатов

Общие допущения уважительного характера

1. Пермяки - думающие избиратели, т.е. как минимум способны отличить Главу города от депутата.

2. Голосование - это основной (единственный) способ выражения отношения избирателя (жителя Перми) к властям и кандидатам.

3. Для избирателя выборы - это ситуация реального выбора, а не формальное голосование за рекомендованного кандидата.

4. Депутат - представитель избирателей округа.

Искривление 1. Кто выбирает?

При новой системе получается 1 > 35, ибо избиратели округа N избирают "депутата" - будущего Главу Перми, а избиратели всех остальных 35 округов - "обычных" депутатов.

Результаты:
- появление привилегированных избирателей;
(чтобы переизбраться необходимо лишь "удовлетворить" жителей своего округа: финансовые вливания в округ, развитие социальной и транспортной инфраструктуры округа в ущерб другим; блокирование необходимых для города, но непопулярных для жителей округа мер.)
- отчуждение избирателей остальных округов от высшей муниципальной власти ("Мы его не выбирали!", "Это не наш мэр!");
- обострение отношений между избирателями различных округов ("Кто выбирал, пусть тот и отвечает!");
(формируется система противоречий между городом и "мэрским округом").

Искривление 2. Кого выбираем?

Депутата округа и/или Главу города? Возникает проблема совмещения статусов: приоритет функционала Главы над "депутатскими" полномочиями, обещаниями избирателям округа; эффект "избирателей брошенных, забытых" своим депутатом/Главой.

Для избирателя возникает ситуация невозможности определиться с своим выбором:
- избиратель готов видеть в данном кандидате депутата, но не видит в нем будущего Главу;
или:
- избиратель понимает, что кандидат достоин быть Главой, но вряд ли сможет полноценно исполнять обязанности депутата округа.

Искривление 3. Ещё раз - кого выбираем?

Депутата округа вместо Главы города? Выборы Главы города явно более значимы, чем депутатов. Почему нам дают один бюллетень вместо двух?

Результат: снижение "привлекательности" муниципальных выборов. Снижение явки избирателей. Пример: довыборы в ПГД 1 марта 2009 г. Численность избирателей в округе ок.23-24 тыс. Округ №23 - явка 16 % (3 680 ч-к). Округ №1 - явка 22% (5 200 ч-к).

Искривление 4. И снова - кого выбираем?

Депутата округа или "выборщика" Главы города? Обязан ли кандидат в депутаты информировать избирателей о том, кого он собирается поддерживать в борьбе за пост Главы? Не является ли обманом избирателей ситуация, когда в ходе избирательной компании кандидат в депутаты "обещал" избирателям поддержать (или не поддержать) одного из претендентов на пост Главы, а в итоге голосовал иначе?

Возможные последствия: пермские выборы окончательно превратятся в политическую компанию по формированию "команды будущего мэра" и "команд(ы) оппозиции". Главный вопрос таких выборов: "Кто за кого?" Отношение к кандидатам в депутаты (особенно в СМИ) будет определяться не их пониманием "местных", районных проблем, а позицией в отношении основных претендентов на пост Главы. Дилемма: Как сделать свой выбор, если устраивает кандидат, но не устраивает то, кого он собирается поддержать в качестве Главы? Проблемы же развития районов города, повседневные интересы жителей округов в период выборов окончательно отойдут на задний план.

Искривление 5. Как выбираем?

Ситуация 1. Кандидат (будущий Глава) + технические кандидаты. Результат:

  • гарантированная победа;
  • низкая явка (менее 25%);
  • относительно высокий процент (более 60%);
  • но низкая абсолютная численность голосов в сравнении с другими депутатами.

Пример: довыборы 1 марта 2009 г., округ №1, победитель (Демкин) набрал 76% (чуть более 4000 человек).

Дополнительно возникают проблема легитимности власти Главы в глазах депутатов ("За меня и то больше пермяков проголосовало!") и проблема легитимности власти Главы в глазах пермяков ("Может ли быть Главой человек, которого поддержало всего 3-4 тыс. избирателей?"). Дополнительный вопрос: может ли (не формально-юридически, а морально) претендовать на пост Главы депутат при явке в 10-15% избирателей в его округе?

Ситуация 2. Кандидат (будущий Глава) + кандидаты - реальные соперники. Результат:

  • негарантированная победа;
  • относительно высокая явка (более 35%);
  • относительно невысокий процент голосов (менее 50%);
  • небольшой отрыв от соперников;
  • но низкая абсолютная численность голосов в сравнении с другими депутатами.

Пример: довыборы 1 марта 2009 г., округ №23, победитель (Горбунова) набрала 43% (1680 ч-к).

Опять возникают проблема легитимности власти Главы в глазах депутатов ("За меня и то больше пермяков проголосовало!", "Мой процент намного выше!") и проблема легитимности власти в глазах пермяков ("Может ли быть Главой человек, который еле-еле победил в своем округе?"). Дополнительный вопрос: может ли претендовать на пост Главы депутат набравший менее 50% голосов избирателей в своем округе?

Гипотеза: в обеих ситуациях авторитет Главы города избранного из депутатов будет ниже авторитета Главы города избранного всенародно.

Как исправить?

Ситуация 3. Задача для претендента на пост Главы - добиться гарантированной победы и высокого процента поданных голосов при высокой явке избирателей на участки. Единственный гарантированный способ - использование различных технологий повышения явки:

  • административное давление на избирателей округа (мобилизация бюджетников, обзвоны, настойчивые приглашения и т.д.);
  • организованное голосование на предприятиях и в общежитиях учебных заведений;
  • "работа" с малым бизнесом на территории округа;
  • "завлечение" избирателей на избирательные участки;
  • "работа" в УИКах (вычищение списков избирателей);

Искривление 6. Ещё раз - как выбираем?

Дополнительные вопросы: обязан ли кандидат в депутаты информировать избирателей, чтособирается ли он сам баллотироваться на пост Главы? Не является ли обманом избирателей ситуация:
если кандидат, желая набрать большее количество голосов заявлял о своем намерении стать Главой города, а затем "передумал"?
если кандидат всячески скрывал свое намерение стать Главой (боясь вызвать дополнительное давление), обещал избирателям, что все силы потратит на развитие округа, а затем открыл свою истинную цель участия в выборах?

Искривление 7. Слабость "нового" Главы (депутата)

Появляется возможность лишить Главу власти через процедуру отзыва депутата определенного округа. Небольшая часть жителей может решить судьбу Главы города. Дополнительные условия для давления и для большей нестабильности власти мэра. Возможно давление на Главу основных "держателей" голосов округа: предприятий, бизнесменов, влиятельных в округе лиц и др.

Виталий Ковин,
координатор Пермского представительства
общественного фонда "ГОЛОС-Урал"

Размещено 11.06.2010

 Главная / Наша газета / №1(017)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.