НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №3(019)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№3(019)
Июль 2010 г.

логотип газеты "За человека"

Школа

На дворе разгар лета, однако нашу газету по-прежнему болезненно интересуют проблемы нашего больного школьного образования. Сегодня мы предлагаем вам почти дневниковые записи мамы старшеклассника. Это очень эмоциональный, непосредственный и, вероятно, очень субъективный взгляд на предмет. Но предмет этот знаком автору не по-наслышке. Всем этим данный текст и интересен.

Редакция

Сага о выборе девятиклассником выпускного экзамена,
или Записки профессиональной родительницы

Я отнюдь не страдаю манией величия и с легкостью могу притвориться обычным родителем, то есть тем, кто благоговеет перед всесильной системой среднего образования и лишний раз в школе не выступит, дабы чаду из-за нерадивой мамаши лишний раз не досталось от тех, кто сеет разумное, доброе, вечное. Но иногда профессиональный интерес все-таки побеждает личный и тогда… Начинаю рассказывать истории. А вы, уважаемые читатели, попробуйте представить, как все это выгладит со стороны.

Как измерить муки школьника при выборе экзамена? Фото - фотограф Григорьев В.
Как измерить муки школьника при выборе экзамена? Фото - фотограф Григорьев В.

Сквозь биологию и химию
Ну, нервная я мамаша! Все мозги ребенку "вынесла": "Определись пораньше с экзаменами, чтобы подготовиться успеть!" С октября чадо приступило к самоопределению. Уникальное у меня дите, конечно, ничего не боится, везде себя попробовать готово. А толку-то?! Зато приключений много.

Сначала была мысль сдавать биологию. Но выяснилось, что "до экзамена допустят только тех, кто будет ходить на дополнительные занятия по 400 руб. в месяц". Не "тяну" я биологию, да и сама помогать не смогу.

Учитель химии при упоминании о возможности выбрать химию сразу перешла на простую и действенную стратегию: ставить двойки и гнобить по максимуму, объяснять и учить - по минимуму. А уж когда ребенок поднял руку при перекличке тех, кто идет в 10-й класс (таких, кстати, из 29 всего 5 оказалось), то педагог пообещал уйти из школы (почему, она не уточнила). Пришлось искать того, кто хоть чуток о химии поговорить сможет, дабы ребенку не так страшно на уроки ходить было. Слово "страшно" я употребила не случайно, ибо юности свойственно защищаться от стрессов простым способом - избеганием. А дабы мысли сбежать с урока не возникало, важно, чтобы ученик хоть что-то понимал, и мотивов прогуливать уроки на почве полного непонимания не было. Кто должен это обеспечить? Школу по большому счету это не волнует. Остается семья. Действия бывшего супруга в данной ситуации банальны: маленького - запугать, стукнуть, большого (страшно уже, вдруг ответит) - игнорировать, избегать, не говорить об учебе.

И тут я волевым решением, уважая собственное образование, заявила, что будет сдавать литературу, и точка. Ой, знали бы вы, что тут началось! Не догадались? Разумеется, в игру "отфутболь ученика" включился учитель литературы. Человек, периодически пропадающий с образовательных горизонтов, говорящий, что русский язык в 9 классе - всего лишь обобщение прошлого материала (видели бы вы лицо моей подруги - действующего филолога, когда она об этом узнала! Шок - это по-нашему!!!), выказал страстное желание встретиться со мной. Причем встретить эту неуловимую дамочку мне, бывающей в школе пару раз в неделю, так и не довелось. Приведу абсурдный диалог о выборе экзамена между учеником и учителем:
- Почему ты выбрал литературу как экзамен?
- У меня мама филолог, она меня подготовит.
- Мне обязательно нужно поговорить с твоей мамой! Пусть она подойдет ко мне.
- Моя мама часто бывает в школе. А зачем ей к вам подходить?
- Я должна отговорить ее от того, чтобы ты сдавал экзамен по литературе!!!
- Почему?
- Потому что ты один выбрал литературу как экзамен. И тебе не подготовиться. И вообще ты не знаешь предмета! Куда тебе? Ты просто не способен сдать экзамен.

Обратите внимание, сколько диагнозов за один раз! И ребенок "немощь неспособная", и мама, видимо, так же рисуется. А дальше у нас, в 9 классе, сдающем ГИА по русскому в обязательном порядке, почти нет русского и литературы в третьей четверти! Когда моя обеспокоенность данным вопросом переросла в негодование, я позвонила руководителю методического объединения учителей филологов школы. Диалог был динамичным, но оригинальностью не отличался.
- Не могли бы вы уточнить, почему у нас не ведется русский и литература? Нам же сдавать экзамены.
- Надеюсь, что твой литературу не выбрал? А то я буду там сидеть в комиссии и испорчу ему все оценки!
- Мой выбрал литературу, но его с этого экзамена гонят.
- А кто ведет?
Уточняю у ребенка, называю фамилию.
- Ой, - в голосе собеседника появляется сочувствие, - не повезло вам.
- В каком смысле не повезло?
- Так она пофигистка у вас. Ничему не научит. Ей все равно.
- И что нам делать?
- Репетитора искать. Пусть с репетитором готовится. А в 10 классе будет все нормально, там другие учителя придут, и по-другому все будет.

Интересно, а откуда эти другие появятся и как, фактически упустив год из образования в области русского языка и литературы, все станет по-другому?!

Стойкость мою в выборе экзамена пошатывает и ребенок, который устал слушать придирки, которые неизменно заканчиваются фразой: "Как ты собираешься сдавать экзамен, когда ты ….". Дальше по усмотрению: пишешь плохо, книгу не принес, ведешь себя не так...

Пресс как дидактический приём
И начинается прессование подростка. В школе не обремененный ответственностью за результат ребенка педагог твердит: сделаю все, чтобы ты не пошел на мой экзамен. Дома мать-максималистка: будешь сдавать литературу, я хоть пояснить что-нибудь смогу. В результате жертва очевидна - ребенок. Опять-таки если у педагога есть на уроке время на препирания, когда он предмет ведет? Загадка. И что должно последовать в этой ситуации, какие стратегии выберет ребенок - избегание общения, пропуски? Возможно. Но страшно то, что все это будет покрываться, т.к. уже пошел сбор компромата на ребенка, ведь свое "профессиональное" мнение надо будет чем-то обосновать. Готовится атака на родителя через ребенка. Хотя, возможно, я и тут идеализирую, и это просто "развлечения жизни", но заметим, что в рабочее время.

Потраченные на уговоры затраты энергии педагог компенсировал с лихвой, поскольку власть отметок еще никто не отменял. Разделаться с ребенком просто: задал стих выучить, ребенок не отрапортовал вовремя, что можно сделать? Все дети скажут: снижать оценки день ото дня! Такая отметочная инфляция в школах - "добрая" педагогическая традиция. Есть и еще приемы. Спорю, что не догадаетесь. Можно, презрев прочие оценки, просто вывести "2" за четверть и за год. Вряд ли расклад три - четыре - три - два гарантирует итоговую двойку за год. А для большего впечатления (или построения строптивых) сделать это 31 мая, когда два экзамена сданы, а впереди экзамен по русскому языку.

Хроника моей беды (а точнее трагедия ребенка в контексте подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку) следующая:

Этап 1. 31 мая в электронном журнале я вижу "2" за четверть и "2" за год по литературе. 24 мая я была в школе, и классный руководитель, честно глядя мне в глаза, сказала, что у ребенка нет задолжностей, и все хорошо!

Этап 2. 1 июня мне звонит классный руководитель (в 10 часов, когда ребенок уже уехал на консультацию по русскому языку перед экзаменом), сообщая, что учитель по литературе НЕ ЗНАЕТ, как получить от него задолженности в виде сочинения и стихов наизусть.

Этап 3. После моего разговора с классным руководителем с приведением фактов моей заинтересованности и образовательной вменяемости ребенка, мне позвонила учитель по литературе с классической фразой: "Вы же понимаете, что двойку в электронном журнале я поставила, чтобы вы обратили внимание. Вы же нормальная, понимаете, что при его оценках двойка не выходит". А вот мой бывший муж не понимал суть игры "Задолбай школьника" так же, как она не понимает, что такими действиями провоцирует конфликты в семье. Кстати, по официальным данным мой сын пропустил без уважительной причины всего лишь один час литературы. Откуда тогда академическая задолженность? И чем целую четверть занимался учитель? Зато учитель красочно описала мне, какой она классный специалист: и грамота от Министерства, и выпускники-филологи - весь традиционный набор учета педагогической успешности пущен в ход. Я, кстати, поступила на филфак в пику бездарности свого учителя по русскому языку и литературе, говорившего "Матькаться грех" и "Мендельштам" вместо Мандельштам. Впрочем, если мой ребенок вдруг станет филологом, его нынешний учитель может "запеть" иначе - поскольку из человека чадо превратится в показатель.

Долгожданный экзамен
Этап 4.
Я еду в школу, дабы разобраться на месте (параллельно "достаю" ребенка по телефону, он утверждает, что все уже сдал: в коридоре во время консультации по русскому языку), пытаясь понять, как выбираться из очередного образовательного капкана. По большому счету показательная "2" - не самое страшное. Но вся картина разворачивается в канун выпускного экзамена!!! Как я успею настроить на экзамен ребенка, не получившего консультации, сдававшего вместо подготовки стихи наизусть (очень "передовой" метод обучения девятиклассников!)?! Разобраться на месте мне не удалось. В три часа дня предметников уже не сыскать, администраторы были на оперативке у директора. Зато поговорила с руководителем методического объединения филологов, которая меня по-человечески поняла и посоветовала не растерять запал жаловаться.

Этап 5. Ребенок сдавал экзамен в условиях тотального игнорирования и педагогической осады. А именно: во время экзамена учитель неоднократно заходила в класс, смотрела работы учеников, исправляла ошибки. В изоляции оказались только двое "особо любимых" учеников, рядом с которыми села учительница по математике (тоже по разным причинам находящаяся в конфликте с данными учащимися) и зорко следила за действиями своих "подопечных". К счастью, мой ребенок знал, что помощи ему "не светит" и рассчитывал на себя, а вот товарищу педагог пообещал подойти помочь, но, избрав тактику "тяни время", так обещания и не выполнил. Я еще много интересных деталей процесса сдачи ГИА опускаю. О педагогических изысках в борьбе со свободомыслием (так понимается реализация права на образование и высказывание своего мнения) я напишу отдельно. Пока лишь рисую ситуации, дабы отразить образы, "темные лики" и "черные дыры" современной школы.

Этап 6. Ждем результатов ГИА. Хотя сказали, что двоек точно нет. Значит, мой сын с товарищем все-таки чего-то смыслят в русском, да и учителя молодцы - не подкачали, выдадут нужные им показатели. Будет чем свой профессионализм подтвердить.

Не надо мне морочить голову оценками! Меня образование интересует и при этом качественное. И как мне, родителю, это образование обеспечить, не решая актуальную на сегодня задачу образовательного учреждения - отчитаться по заданным параметрам? Наймом репетиторов на подготовку к экзаменам и трате личных ресурсов на то, что финансируется государством? Так большинство и делает. Сегодня. Я верю, что завтра и у других родителей возникнут вопросы. Если родитель вынужден нанимать репетитора для подготовки к экзаменам, то за что конкретный педагог получает зарплату? Напомню, у нас - подушевое финансирование. Понятно, что от успешности детей на экзаменах зависит стимулирующая часть зарплаты педагога: ну, составили критерии как умели, искажая смыслы образовательной деятельности, нарушая право учащихся на образование. Но ведь это не значит, что теперь педагог может не брать детей на экзамены, чтобы не испортить себе показатели или, что наверно, более точно - не напрягаться лишний раз.

Я не обличитель. Но сколько можно жить в образовательном беспределе? Может пора и в школе контрольные закупки и общественный контроль проводить?

Мария Черемных
Размещено 23.07.2010

 Главная / Наша газета / №3(019)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.