НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №4(029)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№4(029)
Август 2010 г.

логотип газеты "За человека"

От первого лица

Пара слов о педагогической толерантности

Пара слов о педагогической толерантности. Рисунок tov.lenin.ru
Пара слов о педагогической толерантности. Рисунок tov.lenin.ru
...Чудным весенним утром стою на крылечке школы, поджидая младшего сына из воскрески, общаюсь с коллегами по профессиональным вопросам. Вдруг громкий голос оглашает округу не то, чтобы совсем криком, но так, что все, кто находится во дворе школы, отчетливо слышат: "А ваш правда болел? Не врет?!" С трудом понимаю, что реплика адресована мне, и речь идет о моем старшем ребенке. Делаю глубокий выдох, отвечаю, что действительно болел неделю и справку отдал классной даме. Но "линчевание" только началось. "А чего болел-то?" Молчу, сдерживаюсь - могу отослать к справке, но ведь и это истолкуют как дерзость. Диалог, если так можно назвать наш обмен репликами, продолжается. "Вы ему дайте пендаль, чтобы он мне работу принес! А то ведь двойка у него за четверть выходит. Пока он был - меня в школе не было, потом он заболел. Так пусть работу принесет". "Какую работу?" - уточняю я, с трудом сохраняя спокойствие. "Да не помню я", - отвечает педагог, специалист, участник многочисленных конкурсов профессионального мастерства. Мое терпение закончилось: "Нет уж, вы мне скажите, чтобы я знала, что требовать. Поскольку в электронном журнале записей по обоим вашим предметам целую четверть не наблюдается!". "Да некогда мне с ним возиться, - лениво отвечает дама. - Ну, хотите, пришлю вам задание через электронный журнал". "Будьте так любезны", - завершаю я разговор.

Спустя сутки получаю сообщение в электронном журнале с темой: "Долги по истории и обществознанию". Долги?! Люди не встретились в образовательном процессе, но, заметьте, должен остался ребенок - не взрослый. Уроков в четверти почти не велось (я отслеживала). Так как же с правом на образование? Кто компенсирует неосвоенные блоки программы по истории и обществознанию? Нет ответа. В начале четвертой четверти я, наученная горьким опытом, пишу педагогу в электронном журнале просьбу ставить оценки или писать мне о ситуации. В ответ - тишина. Дальше пишу учителю письмо-просьбу, чтобы задания для ориентира в журнале были - ответа не получила, и заданий так и не появилось. До конца четверти! Как вы думаете, чем все кончилось? Удивитесь, но отметки по истории и обществознанию моему сыну, учащемуся 9 класса, выставили 3 июня (к тому времени он сдал уже два экзамена: математику и искусство), после моего визита в школу и обещания "разобраться в данном вопросе". То есть ребенок во время пышно празднуемого в школе последнего звонка не имел ни малейшего представления о том, с какими оценками он окончил выпускной год!!! Ну, что за дети нынче, право!

Вы спросите меня, при чем здесь права человека? При всем, как это не смешно! Очень трудно овладевать гуманитарными ценностями исключительно теоретически. Дети "снимают" способы поведения со взрослых, и принижать роль школы в воспитательном процессе нельзя. Каких педагогических эффектов можно ждать от учителя, который в подобной стилистике общается со взрослым, уважаемым человеком?

Можно, конечно, обвинить меня в занудстве и привязчивости - докопалась, дескать, до бедного педагога с низкой зарплатой и вообще. А ведь подобные мелочи нельзя недооценивать! И родом они не от бедности, а от халатности. И речь сейчас идет о педагоге, который, успешно рапортуя о преподавании прав человека и формировании основ толерантного поведения у учащихся своего класса, с легкостью вторгся в частную жизнь: ну не должна я кричать на весь двор, чем болел мой ребенок. А она не имеет права угрожать двойкой в четверти при том, что уроков почти всю четверть просто не велось, и заданий не задавалось. Кстати, это любимая стратегия многих педагогов: не выработал часы - а дети виноваты, не несут работы, и еще с вопросами лезут... Трудные нынче дети, ладно хоть родители молчат. А образование между тем мимо проходит.

Мария Черемных
Размещено 09.09.2010

 Главная / Наша газета / №4(029)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.