НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №6(022)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№6(022)
Октябрь 2010 г.

логотип газеты "За человека"

Тема дня

"Вкалывают роботы - счастлив человек"?..
В России грядет тотальная интернетизация власти и общества

Виртуальный Белый дом
В середине прошлого века ученые придумали "информационное общество". Это когда все жители земли могут мгновенно связываться друг с другом, управлять миром с помощью компьютеров, исчезнут деньги в их привычном виде и т.п. Казалось, что это чересчур фантастично, чтобы воплотиться в реальность, но не прошло и ста лет, как мы очутились в информационном обществе и в наш обиход вошли слова "электронное правительство", "официальный сайт", "коммуникативные технологии"...

Некоторые полагают, что следующий президент России будет выглядеть примерно так... Фото - internetevolution.com
Некоторые полагают, что следующий президент России будет выглядеть примерно так... Фото - internetevolution.com
Что вы представляете себе, когда слышите словосочетание "электронное правительство"? Виртуальный совет министров? Роботов, захвативших власть? Видеоблог президента?

Далеко не все жители России знают, что такое электронное правительство, а главное - как уже сейчас изменилась их жизнь в связи с его появлением.

Если говорить коротко, электронное правительство - это управление государством с помощью информационных и коммуникативных технологий. Например, с помощью интернета. Электронное правительство традиционно обеспечивает четыре вида взаимодействия: между государством и гражданами, государством и бизнесом, государством и госслужащими и внутренние взаимодействия разных органов власти. Наверное, вы что-нибудь слышали про систему СЭД, которой любит хвастаться губернатор Олег Чиркунов? Это система электронного документооборота. В ней невозможно потерять какую-то бумагу или не заметить поручения начальника. Это одна большая база данных, к тому же - не в привычном бумажном виде, а в электронном. Она устроена так, что все изменения, которые вносятся в документ одним человеком, могут видеть все другие, подключенные к системе. Правда, примечательно, что и в этой СЭД от человека всё ещё многое зависит. В конце сентября автор этих строк подавала запрос на предоставление одной и той же информации в администрацию губернатора и в краевое министерство социального развития. В администрации мне сказали, что внесение документа в систему электронного документооборота - это очень долго, поэтому регистрационный номер запроса они мне сообщат по электронной почте, а ждать сейчас, пока они его зарегистрируют, бессмысленно. В министерстве же социального развития меня попросили подождать 5 минут, и ровно через 5 минут выдали мне копию моего запроса с пресловутым номером. У меня сложилось впечатление, что проблема не столько в особенностях системы электронного документооборота, сколько в умении некоторых сотрудников администрации губернатора обращаться с компьютером.

Электронное правительство в России будет введено в течение 2009-2010 годов. Объединяются базы данных органов власти всех уровней - от местных до федеральных, государство готовится массово обслуживать граждан через интернет. Будут открыты пункты коллективного доступа к информации о работе органов власти и т.п. А с начала 2010 года действует новый федеральный закон, по которому органы власти обязаны размещать важную для граждан информацию на своих официальных сайтах.

Вход к власти - через компьютер
Наиболее близкий к людям пример работы электронного правительства - интернет-портал gosuslugi.ru, созданный в прошлом году. Это гигантская база данных о государственных и муниципальных услугах. В разделе "Личный кабинет" любой гражданин (в том числе иностранный, не имеющий гражданства в России) может зарегистрироваться, чтобы получать государственные услуги через интернет (например, чтобы подать заявление на выдачу заграничного паспорта или заявление о регистрации по месту жительства). Для того чтобы зарегистрироваться на портале, гражданину России необходимо знать номер своего СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета), иначе говоря - страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, которое выдается Пенсионным фондом, и номер ИНН. Граждане, у которых по каким-то причинам таких данных нет, на портале зарегистрироваться не смогут. Иностранным гражданам для регистрации понадобится номер миграционной карты. Во время регистрации гражданин указывает почтовый адрес, на который ему удобно получить код активации личного кабинета. Код активации приходит по почте обычным заказным письмом в течение одной-двух недель после заполнения анкеты на сайте.

Кстати, за эту процедуру нововведение справедливо высмеивается. К сожалению, пока в интернет-общении с государством необходим бумажный этап: обычное письмо по почте: ни по электронке, ни по смс получение кода активации почему-то не предусмотрено. Правозащитников смущает факт того, что иногда заказные письма с кодом активации просто кладут в почтовый ящик. В такой ситуации посторонний человек может получить доступ к персональным данным пользователя портала. Как решить эту проблему, еще не придумали. Кроме того, письмо может быть доставлено только в пределах России, несмотря на то, что услуги портала рассчитаны в том числе и на иностранных граждан.

Для юридических лиц регистрация в личном кабинете сейчас не предусмотрена. Им предлагается подавать электронные заявления в органы власти через личные кабинеты физических лиц.

Пароль и логин от личного кабинета рекомендуется старательно сохранить, потому что сейчас на сайте нельзя поменять личную информацию (в том числе заданный при регистрации пароль). Как видим, gosuslugi.ru значительно уступает привычным для людей электронным сервисам, например, гаджетам Google или электронным платежным системам, где все устроено более гибко и удобно.

Однако операторы портала - Министерство связи и массовых коммуникаций РФ - уверяют, что они учитывают все недоработки, и сайт находится в состоянии постоянного совершенствования.

Что в этом всем хорошего?
Во-первых, еще в федеральной целевой программе "Электронная Россия 2002-2010", которую в этом году сменит программа "Информационное общество 2011-2018", планировалось, что время взаимодействия граждан с органами власти благодаря электронным процедурам снизится примерно на 10%. За счет того, что интернет избавит граждан от необходимости стоять в очереди. Во-вторых, сторонники "заочных процедур", когда гражданин не встречается с чиновником или встречается хотя бы реже, обосновывают необходимость этого снижением коррупции. В-третьих, в идеале портал должен обеспечить равный доступ к госуслугам для всех, независимо от того, где живет человек: в районном центре или в отдаленной деревне.

Планируется, что в ближайшее время в почтовых отделениях будут организованы пункты доступа в интернет, через которые граждане смогут массово получать электронные услуги.

Предполагается, что портал gosuslugi выполняет две главные задачи: предоставление исчерпывающей информации о порядке предоставления услуги (какой орган предоставляет, каков размер государственной пошлины за оказание услуги, какие документы необходимо предоставить для ее получения и т.п.) и предоставление конкретных именных сведений, например, о задолженности по штрафам в ГИБДД и т.п.

Порталы государственных услуг будут созданы в каждом регионе (для предоставления региональных и муниципальных услуг).

Новые фишки
Еще одно из нововведений, которое действует уже в некоторых регионах России (Краснодарский край) и которое планируется распространить на всю страну - универсальная электронная карта. В июле был принят федеральный закон, согласно которому универсальная электронная карта может быть выдана любому по письменному заявлению с 1 января 2012 года. Она будет сделана по типу пластиковых банковских карт. На ней будет содержаться информация о гражданине: сведения из налоговой, поликлиники, пенсионного фонда и т.п. Возможно, с помощью этой карты можно будет осуществлять платежи, например, за коммунальные услуги или мобильную связь. Такая карта поможет объединить все сведения, хранящиеся у разных государственных органов, в одну базу. Это сэкономит время и силы граждан, которые сейчас приходится тратить на сбор и передачу информации из одного ведомства в другое в виде разных справок и т.п. И поможет увеличить скорость обмена информацией между госучреждениями.

Концепция модернизации взаимодействия граждан и органов власти предполагает еще создание так называемых многофункциональных центров (МФЦ). Они будут выполнять роль "единого окна" при обращении граждан в органы власти. Чиновники сами будут определять, куда направить обращение гражданина, его задачей станет только обратиться в МФЦ и собрать все необходимые документы.

Это наиболее массовые практики, которые коснутся любого из нас. Самая большая проблема, как представляется, отнюдь не ассортимент государственных услуг, которые можно будет получить через интернет. Проблема в том, что необходимо срочно обучить граждан, как использовать такое электронное государство и как с ним жить. И еще: обязательно защитить их от государственных злоупотреблений и некомпетентности. У многих есть серьезные опасения, что государство не сможет обеспечивать надежную защиту информации обо всех нас, которая окажется у него в распоряжении...

Ксения Демакова
Размещено 15.11.2010

 Главная / Наша газета / №6(022)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.