НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №7(023)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№7(023)
Ноябрь 2010 г.

логотип газеты "За человека"

Общественный контроль

Пермские школы: да - комфорту, нет - безопасности

Общественность идёт в школу
Что происходит в пермских школах? Какое образование получают наши дети? В каких условиях они учатся, и можем ли мы быть спокойны за них, отпуская в школу? Школы сегодня сознательно стремятся обеспечить лучшие условия для обучения. Но есть немало проблем, которые они решить бессильны.

В октябре-ноябре Пермский городской родительский совет и Ассоциация "Голос" провели мониторинг условий получения образования в школах Перми. Такой мониторинг в форме общественного контроля уже проводился силами Управляющих советов в мае 2008 года. Тогда было отмечено немало проблем, информация о которых была передана в органы власти: отсутствие безопасных переходов через дорогу вблизи отдельных школ, недостаточная охрана школ, неполный рабочий день медработников, киоски, где продается пиво рядом со школой, свалки на территории школы, а также проблемы с оборудованием школьных туалетов и школьных столовых. Власти тогда отчитались, что готовится ряд программ, в рамках которых большая часть нарушений будет устранена, в том числе будет решаться проблема безопасности на дорогах. Прошло два года, и мы решили проверить, что изменилось в пермских школах в части создания благоприятных и безопасных условий учёбы. В позапрошлом году общественным наблюдателям удалось оценить ситуацию в 24 школах, теперь в мониторинге приняло участие 50 образовательных учреждений, в том числе "брэндовые" школы, лицеи и гимназии и рядовые школы рабочих окраин.

Все ли мы сделали для безопасности наших детей?.. Фото moltat.ru
Все ли мы сделали для безопасности наших детей?.. Фото moltat.ru
Требования к комфорту растут, кошельки родителей худеют
"Родители учеников даже добровольно не должны участвовать в финансировании содержания и ремонта школ, это стопроцентная обязанность государства". Эту цитату из выступления премьер-министра РФ Владимира Путина поставим здесь в качестве эпиграфа. Итак, каковы изменения? С одной стороны, можно говорить о явно положительной динамике, она касается условий в самих школах. Школы стали безусловно комфортнее. Немало средств в ремонт было вложено за два года муниципалитетом. Но также активно в некоторых школах на те же цели благоустройства и текущего ремонта классов собираются и средства с родителей. Для отдельных Управляющих советов сбор денег с родителей превратился в ремесло. Так называемые добровольные взносы используются для решения проблем, которые должен решать учредитель: на ремонт классов, охрану, приобретение лекарств для медкабинета и т.п. А администрации школы порой проще бывает договориться с родителями, чем с Департаментом образования. В свое оправдание школы говорят, что Департамент глух к любым просьбам о нехватке денег на ремонт, и тем более на незапланированные расходы - приходится выкручиваться...

В лучшую сторону изменилось оборудование туалетов и столовых. Основная масса школ достаточно комфортны: новая мебель в столовых, хорошая посуда, только в 3-4 школах из 50-ти состояние мебели было оценено как плохое, только в 3 школах дети едят алюминевыми ложками. Если 2 года назад больше половины туалетных комнат были оборудованы простыми перегродками, то в 2010 году почти 80% осмотренных туалетов были оборудованы кабинками, в большинстве случаев запирающимся изнутри. Как и в 2008 году есть школы, в которых обзор туалетной комнаты возможен с улицы, только в 2008 году их было 6 из 24 школ, в 2010 году меньше: 7 из 50 школ. Прогресс есть и в обеспечении детей санитарно-гигиеническими средствами. В 2008 году только в 2 школах из 24 в туалетах имелось мыло и туалетная бумага, в 2010 году мыло есть больше чем в половине школ, в большинстве школ висят зеркала в туалетах, везде, в отличие от 2008 года, работают краны с водой. Правда, туалетная бумага по-прежнему в дефиците: она была только в 7 образовательных учреждениях из участвующих в мониторинге.

Ощутимо ужесточился режим охраны образовательных учреждений. Об этом можно говорить как о тенденции: школа становится все более закрытой. Шприцы и бутылки в туалетах и на лестницах подталкивают родителей и администрацию к принятию все более жестких мер охраны. В некоторых школах посторонний человек не может пройти мимо охраны в принципе. Если в 2008 году только в 42% школ на входе дежурил специальный охранник, то в 2010 году охранник был в 90% случаев. В 17 школах из 50 в холлах установлена система видеонаблюдения. Отдельные школы начинают обсуждать идеи турникетов и пластиковых карт.

Совершенно не сдвинулась с мертвой точки за последние два года решение проблем, находящихся за пределами компетенции школы: по-прежнему практически у каждой пятой школы работают киоски, в которых продается пиво. Точечно проблему удается решить - родители обращаются по инстанциям и добиваются закрытия подобных киосков. Но только там, где родители за это берутся. Некоторым школам не удается решить проблемы вывоза мусора. Здесь часто администрация проявляет смекалку и вменяет решение этих дорогостоящих проблем в обязанность родителей поступающих в школу первоклассников.

Школы без докторов
Одна из самых острых и неразрешимых проблем в школах - проблема работы медицинских кабинетов. Медицинский работник, как и два года назад, полный рабочий день работает только в половине школ, в остальных работает по плавающему графику: не каждый день или не полный день, либо присутствует только в период вакцинации и плановых осмотров. В том числе, в школах, где обучаются 300, 500 и даже 1000 детей... Дети бегают, падают, получают травмы, малышам нужна зеленка, подросткам - таблетка от головной боли. А что делать, если медика нет на месте? В одной из школ Управляющий совет провел специальный мониторинг и подсчитал число обращений к медику за первую смену - их было 25. После этого члены Управляющего совета обратились к заведующей поликлиники с просьбой выделить медицинского работника в школу на полный рабочий день. Им пошли навстречу, но это скорее исключение - трудно найти медика, желающего работать за такую мизерную зарплату без каких бы то ни было надбавок. Это проблема, которую невозможно решить без ответственного взаимодействия ведомств и без решения вопроса о доплатах.

Пермские дороги - территория риска
Два года назад проблема безопасного перехода через дорогу уже волновала, сегодня она выбилась в число наиболее тревожных. Достаточно познакомиться со статистикой ДТП на дорогах с участием школьников, которые случаются регулярно. Растет число автомобилей, интенсивность движения и число ДТП. Пермские водители не отличаются высокой культурой вождения и жесткой приверженностью к соблюдению правил дорожного движения. Но пробки - это бич ХХI века. Органы власти - ГИБДД и дорожные службы - все с большой неохотой устанавливают светофоры, лежачие полицейские, поскольку они создают заторы. Родители и администрации школ бьют тревогу, обращаются по инстанциям и ничего не могут сделать.

В этом году мониторинг показал, что наличие дороги с интенсивным движением рядом со школой, не оборудованной совершенно никакими средствами для безопасного перехода дороги - это не такое уж редкое явление в нашем городе. В непосредственной близости к дорогам находятся 40 школ, в том числе 17 - к дорогам с интенсивным движением и 23 - к дорогам с нерегулярным движением. Из 40 только у 18 школ переход оборудован зеброй, у 14 школ установлен "лежачий полицейский", у 12 школ установлен предупреждающий знак "Осторожно, дети!", только у 7 школ установлен светофор.

Наиболее яркий пример того, как безопасность пешеходов по дороге в школу просто не принимается во внимание - мытарства родителей школы №135 на улице Старцева. Какой бы дорогой ни пошли вы в школу №135, все равно придется идти через стройку. Потому что рядом со школой идет строительство сразу нескольких дорог. Наиболее масштабная из них - на улице Старцева. На стройках ездят большие трактора, всюду грязь и глина, вырытые ямы, и никакого освещения. Дорога до школы больше похожа на полосу препятствий. Дети из микрорайона Ива могут пройти до школы двумя путями: это либо старая шатающаяся лестница - для того чтобы забраться на нее, нужно почти хвататься за ступеньки руками, в отдельных участках в непогоду родители переносят детей на руках. Либо это новый мост. Причём новый - не значит безопасный. На мосту красуются открытые щиты с оголенными проводами, от которых, кстати, приходилось оттаскивать любопытных детей (фонари работают, значит, напряжение есть); спустившись вниз, нужно пройти по глинистой тропке, тут же в земле вырыт большой широкий открытый и ничем не огороженный колодец, по ночам участок никак не освещен. Дальше путь проходит по стройке - в ноябре дети ходили здесь по жидкой грязи между кучами щебня, уступая дорогу работающим тракторам и самосвалам. Казалось бы, коль скоро рядом со стройкой школа и снующие всюду маленькие дети, которым такое соседство противопоказано, вопросам безопасности нужно уделять особое внимание. Управляющий совет устал выяснять, почему лица, отвечающие за строительство, не могут обеспечить элементарных требований безопасности. Официальные источники отвечают - дети самовольно проходят на строительную площадку. Но как же быть, если другой дороги до школы просто нет?!

Грядущее окончание стройки пугает родителей еще больше, чем весь этот строительный беспредел. Светофоры установлены так, что для того, чтобы подойти к ним, нужно пройти через нерегулируемые участки дороги. Запланированные регулируемые и нерегулируемые переходы лишь удлиняют и усложняют путь до учебного заведения. Внятных ответов на запросы о том, как будет обеспечена безопасность перехода улиц родители до сих пор не могут получить. С официального сайта главы г. Перми в ответ на запрос совета школы пришло письмо с указанием участков дороги, на которых предусмотрены переходы. И только один переход (и то, если остальная часть дороги будет ограждена) учитывает наличие школы и детей.

Родители убеждены, что есть только один способ удержать школьников от соблазна перебежать дорогу в удобном месте вместо того, чтобы делать круг до светофора: их может удержать только ограждение дороги. "Нам важно знать о планах строительства переходов. И мы хотим, чтобы в этих планах были учтены интересы школьников и родителей нашей школы. Мы хотели бы заранее, пока строительство еще не завершено и движение по дороге не открыто, напомнить ответственным лицам об их обязанности обеспечить безопасные подходы к школе!" - заявляют родители.

Ситуация вокруг школы №135 - лишь один из десятка примеров. На сегодня из числа членов Управляющих советов школ города создана инициативная группа по решению проблемы безопасности школьников на дорогах. На сайте "Управляющие советы Перми" - www.usperm.ru собираются и размещаются фото и видеофакты об опасных участках дорог около школ, необорудованных переходами. Возможно, это поможет городским и краевым чиновникам более внимательно отнестись к проблеме.

Ольга Кочева,
руководитель проекта "Родители вправе"

Размещено 14.12.2010

 Главная / Наша газета / №7(023)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.