НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №7(023)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№7(023)
Ноябрь 2010 г.

логотип газеты "За человека"

Кино

Соната о хорошем человеке

"Жизнь других" ("Das Leben der Anderen"), режиссер: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, страна: Германия, жанр: драма, год выхода: 2006

Капитан Герд Визлер за работой
Капитан Герд Визлер за работой
Фильм "Жизнь других" оставил свой след в кинематографе несколько лет назад. В 2006 году картина претендует на шесть номинаций Европейской киноакадемии - и получает три "Феликса". В 2007 году "Жизнь других", оставив позади оскароносный "Лабиринт Фавна", получает "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке. В 2008 в той же номинации фильм получает сначала "Сезар" - национальную кинонаграду Франции, а затем приз Британской академии.

...1984 год. Агент "Штази" капитан Герд Визлер (шифр HGW XX/7) вместе со школьным товарищем, а ныне - его начальником, подполковником Грубицем, отправляются в театр. Даже там Визлер не оставляет своих привычек и внимательно приглядывается к окружающим. Среди них - драматург Георг Драйман и его возлюбленная - актриса Криста Зиланд. По мнению Грубица, "это единственный писатель, который не пишет ничего крамольного, но читаем на Западе". После спектакля Визлер решает организовать слежку за драматургом. Этого же хочет и министр Гемпф, который даёт указание открыть дело на Драймана и намекает, что неплохо было бы "накопать что-нибудь", и тогда у Грубица и Визлера появится весомый друг в ЦК.

Но "накопать что-нибудь" невозможно. Драйман действительно верит в социалистический путь и свою страну. Он обращается к Гемпфу как к "человеку чести" и просит снова разрешить работать его старому другу - театральному режиссеру Альберту Йерске, который уже 7 лет не работает из-за неосторожных высказываний и оценок. Однако, Гемпф говорит, что Альберт не станет другим, "можете сколько угодно писать об этом в своих пьесах, но люди не меняются".

А в это время слежка за домом и прослушивание квартиры начинается. В один из дней Визлер замечает машину, которая привозит возлюбленную Драймана Кристу Зиланд домой поздно вечером.

...Драйман празднует День рождения, к нему приходят гости, среди которых - режиссёр Альбер Йерске, который дарит ему ноты "Сонаты о хорошем человеке" и в одиночестве читает поэзию Брехта. Внезапно старый друг Драймана - журналист Пауль Хаузер - начинает скандал и обвиняет режиссера в сотрудничестве со "Штази". Драйман одергивает его. "Разве ты не знаешь, что он работает на "Штази"? - "Нет, я этого не знаю!"

Визлер тем временем узнаёт, что машина, подвозившая Зиланд, принадлежит министру Гемпфу. Грубиц просит его не упоминать этого в отчетах. "Понимаешь, мы помогаем члену ЦК убрать соперника". - "Именно для этого мы и нужны? А как же наш девиз: "Щит и меч партии"?" - "А что такое партия, как не её члены?"

Визлер продолжает прослушивание квартиры. Постепенно он начинает видеть принципиальную разницу между собой и Драйманом. Драматург живет вместе со своей возлюбленной, в их квартире множество различных книг - "восточных" и "западных", они с друзьями по большому поводу пьют шампанское. К Визлеру же приходит штатная проститутка, которая работает по записи и специально для "Штази". В его квартире нет ничего лишнего: ни книг, ни цветов - аскетичность вместе с благами развитого социализма. Приходя в бар, Визлер может заказать минеральную воду или водку. Впервые попав в квартиру Драймана, он относится к ней, как к частице "чужого мира", который его не интересует. Но постепенно Визлер становится не только наблюдателем, но и участником событий в жизни Драймана. Визлер начинает вмешиваться в жизнь писателя: звонит в дверь, когда Кристу вновь привозит машина Гемпфа, разговаривает с Кристой в баре, когда она снова собирается на свидание к министру, наконец, берет томик стихов Брехта и читает его дома. Когда друзья Драймана решают проверить, стоит ли прослушивающее устройство в квартире, они сочиняют историю, что сейчас журналиста Хаузера вывезут в Западный Берлин по Генрих-Гейне-Штрассе. Визлер уже звонит на пост, но в последний момент кладет трубку и говорит: "Только один раз".

Капитан Визлер "только один раз" позволяет себе что-то такое из существующих чувств, что в мире называется человечностью. Но этот "один раз" не может стать последним. Начав быть человеком, а не функцией, герой не может сказать себе "Стоп!"; один поступок влечет за собой другой, - и тоже человеческий и человечный.

Этот фильм - очередное произведение искусства о том, как человек может противостоять системе. Безусловно, любое доброе дело, тем более совершенное руками сотрудника министерства госбезопасности, в обществе тотального контроля не может остаться безнаказанным. Последствия неминуемы. Но даже в такой ситуации Человек может помочь другому Человеку. И это будет победой. Потому что система - это слаженный часовой механизм, а человек в ней - винтик, сквозь который вдруг начинает расти светлый зеленый побег. И даже если этого человека не станет, ощущение весны в воздухе уже невозможно скрыть.

Картина "Жизнь других" продолжает традицию австрийско-немецкого кино о стране в период авторитарных правлений. Например, "Нигде в Африке" ("Nirgendwo in Afrika", 2001) и "Фальшивомонетчики" ("Die Fälscher", 2007) рассказывают об ужасах нацистской Германии, в частности, о судьбе евреев. Другие фильмы - такие как "Гудбай, Ленин!" ("Good Bye Lenin!", 2003), "Солнечная аллея" ("Sonnenallee", 1999) - сняты в виде воспоминаний о Германской Демократической Республике. Конечно, ни в коем случае мне бы не хотелось сравнивать "Гудбай, Ленин!" и "Жизнь других" - первый фильм сделан в ностальгической манере, и он, скорее, о Родине, матери и огромной сыновней любви; второй - о человеке и системе, разрушить которую он не может, но может измениться сам.

Думаю, что этот фильм можно смело рекомендовать всем. Здесь нет крови и насилия. Здесь не будет лишних разговоров между главными героями. "Жизнь других" стоит посмотреть и убедиться, что министр Гемпф был не прав. А ещё стоит наблюдать все 2 часа и 17 минут за голубыми глазами Герда Визлера (Ульрих Мюэ) - особенно в тот момент, когда они выражают слабое подобие улыбки. После просмотра мною фильма прошло около месяца, а его глаза нет-нет, да заискрятся у меня в памяти...

Ольга Ершова
Размещено 14.12.2010

 Главная / Наша газета / №7(023)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.