НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №8(024)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№8(024)
Декабрь 2010 г.

логотип газеты "За человека"

Музы

"Иллюзий нет - надежда есть"

Эти слова принадлежат русскому рэперу Андрею Бледному. Давно прошли времена, когда рэп был музыкой для непонятно, неряшливо и крикливо одетых подростков. Сегодня рэп несомненно является крупным субкультурным явлением, требующим рассмотрения, изучения и, в отдельных случаях, взаимодействия.

Группа "Грот". Фото - vkontakte.ru/album-1273675_118166294
Группа "Грот". Фото - vkontakte.ru/album-1273675_118166294
Хроника российского рэпа
Как любая субкультура, рэп в России прошел ряд стадий: появление, подражание, собственно развитие на местной почве.

1980-е. Лидер рок-группы "Алиса" Константин Кинчев пишет несколько песен с упоминанием слова рэп: "...но он танцует этот твист, когда я пою рэп" ("Атеист"), "Тоталитарный рэп" и др. Рэпом в собственном смысле слова это назвать нельзя, это скорее - модный синоним слова "речитатив".

1990-е. На музыкальных каналах демонстрируется клип, в котором странно одетые (под чернокожих исполнителей) молодые люди - Лигалайз, Шеф и Децл кричат: "Мы новые люди, Россия вне политики". Рэперы 90-х - это замкнутая, маргинальная и немногочисленная группа выходцев из обеспеченных семей, подражающих западным музыкантам. Прежде всего это модная музыка для "продвинутой" молодежи, "музыка об образе жизни". Политическая и социальная активность не свойственна рэперам.

2000-е. Вслед за растущей популярностью рэпа среди молодежи растет и социально-политическое, манифестирующее наполнение этой музыки. Рэп становится реальной площадкой социальной дискуссии. Сегодня "своих" рэп- исполнителей имеет практически каждая социальная группа до 40 лет - даже такая консервативная общность, как казаки, породила проект "Атаманский дворец". Существует "тюремный" рэп, "дворовый" рэп, рэп для студентов, рэп для школьников, рэп для спортсменов, даже рэп для состоявшихся 30-летних бизнесменов и рэп для правозащитников. В текстах этих разных исполнителей ставятся и решаются острые вопросы, которые обойдены вниманием традиционной эстрадной музыки, к которой сейчас относится и прижившийся на русской почве рок: пить или не пить, употреблять или не употреблять, жить по совести или по "воровским понятиям". Здесь же хотелось бы коснуться творчества самобытного объединения из Омска, приобретшего общероссийское значение - "Засады Продакшн".

"Засада Продакшн": западносибирская экспансия
Это объединение, недавно объявившее о своем распаде и давшее в начале октября в Москве и Питере прощальные совместные концерты, формировалось вокруг автора и исполнителя Андрея Бледного с начала 2000-х годов. Причина распада - коллективы, объединенные этим лейблом, стали самостоятельными "концертными единицами", приобрели каждый своего слушателя и не нуждаются более во взаимоподдержке. Но как поклонники, так и музыканты, тем не менее, считают, что бывшие участники "Засады" все равно "в одной обойме". Началась же история "Засады" в 2002 году, когда Андрей Бледный (Позднухов) образует коллектив под названием "Иезикииль 25:17" (позже сменивший название на более короткое "25/17"), куда вскоре вступает рэпер Ант (Антон Завьялов). Битмейкером группы становится DJ Navy (Илья Кузнецов), бывший участник патриархов рэп-сцены - команды "Многоточие". Название группы отсылает к 17 стиху 25 главы книги пророка Иезикииля, однако опосредованно - через культовый фильм Квентина Тарантино "Криминальное чтиво": "И совершу над ними великое мщение наказаниями яростными, И узнаешь ты, что имя мое - Господь, когда мщение мое падет на тебя". Вокруг Андрея собираются омские исполнители и коллективы: D-MAN 55 (Дмитрий Грабовецкий), чуть позже - "Грот" (Виталий Евсеев и Дмитрий Геращенко). Сам Бледный описывает ситуацию становления проекта "Засада" таким образом: "Как водится, сначала собирались вечерами, на детских площадках летом, в подъездах зимой. Со временем образовалось несколько команд, записывали треки, выпускали альбомы, тогда казалось, что все у нас замечательно получается. …Через некоторое время, переехав в Москву, я начал свой проект "Иезекииль 25:17". Из тех, кто был в той грядке в 98-м, остался только я, а парни, которые сейчас с нами, это уже вторая и третья волна" (из интервью журналу "Ultras Life Magazine", №2 за 2009).

Вскоре после приобретения известности на российском уровне "Засада Продакшн" пополняется московскими исполнителями и группами: "Сангу дэ САО", "Идефикс". Бледный делает совместные треки с кумирами молодежи - участниками группы "Centr" - Гуфом и Слимом.

"Вот стихи - а все понятно, все на русском языке"
Главное свойство текстов "Засады" - неравнодушное и критическое отношение к современной реальности, причем не на уровне пермского рэпера Сявы: "...Мы ровные пацанчики, и вынесем всех, кто нам не нравится". Здесь преобладает аналитический подход к современным российским проблемам: наркомании, алкоголизму, коррупции, криминализации общества, распаду семьи, финансовым коллапсам. При этом все проблемы рассматриваются на понятном каждому подростку "уличном", доходчивом языке. Для "Засады" самым важным являются нормальные человеческие ценности: здоровый образ жизни, крепкая семья, дружба, неравнодушное отношение к жизни: "Я создал семью, люблю жену, делаем детей, хочу трех, двух минимум, их отчеством будет мое имя", "Я буду сильным для дочери или сына, моя жена будет самой красивой". В этих песнях отторгается та вакханалия, в которую сейчас вовлекается все больше молодежи. Своеобразной полемикой с обычными в субкультурной среде стереотипами поведения - тупым всепожирающим гедонизмом и такой же тупой околосуицидальной оскаруайльдовской - чернухой звучат строчки: "Я не хочу быть старым, и как-то глупо умирать молодым. Повышение благосостояния бесконечно, популярность - это вообще как дым". На первый план выступает сохранение традиционных нравственных императивов: "Они хотят разрушить тело наше изнутри - больше всего хранимого сердце свое храни" (25/17); "Моно или стерео, Путин или Берия, мы будем жить вечно - мы верим - камень за камнем, невзирая на время, и на рассвете расправит крылья Империя" (D-MAN 55); "Велено было предками духом стать сильным, услышал музыку - и мне были дарованы крылья" ("Грот"), "Я буду горд, силен, мудр и здоров - ведь в моем личном мире так много миров" ("Грот"), "Нелегко бывает быть крепче, чем сталь, закаляем ум, тело, дух, как встарь" (25/17).

В 2009 году "Засада Продакшн" выложила в социальных сетях ролик, протестующий против проведения "Ягафеста" (состоялся 17 июля 2009 г. в Москве). На этом фестивале, пропагандирующем "энергетический напиток" (то есть алкогольный с добавлением химических веществ, крайне вредных для здоровья, вызывающих сердечные заболевания), выступали такие известные рэперы, как Noize MC, Сява, "Многоточие". Организаторами фестиваля была дана задача сочинить треки, прославляющие эту амброзию XXI века. Так, наш земляк Сява в своем треке так описал чудесный "энергетик": "Каждый молодой на районе знает как "Ягуар" вставляет". Ролик "Засады", выложенный в сети, включал в себя видеоряд с последствиями употребления напитка - невменяемые подростки, валяющиеся в скотском виде на улице, упившиеся безобразные девицы с банками "Ягуара" в руках. Музыкальное сопровождение к ролику создала команда "Грот": "Мне говорят, нет духа русского в моем теле, если отказываюсь намахнуть по беленькой. Мне говорят, что я и не мужик вовсе. Пришло время ответить за все, мразь, готовься"; "Тот, кто не отличает Родину от сортира, перевоспитан будет или депортирован". Заканчивается трек словами: "Но мы придем к тебе, тварь, как совесть к Иуде, и будь уверен - за нами потянутся люди". Та же тематика и у треков "25/17", D-MAN 55 и Джонни: "Они хотят сделать тебя тупым: чтобы ты ел дерьмо, курил дерьмо, нюхал дерьмо, мутил инъекшн и просто пил, - а твою Родину уже делят на части, а твою душу уже делят на части"; "Пафосные звезды - цели просты - забить тебе дерьмом мозги и ноздри..."

В тематику текстов также входит криминализация общества и слабая гражданская позиция рядового обывателя: "И никакая реформа - знаю - нам не поможет, пока прохожий шакалом держится от прохожего"; "Тварь "синяя" в угаре, прищур волчий, втаптывает в грязь тело - ты снова пройдешь молча? На теплой кухне воешь: "Где это видано? И кто детей моих на улице делает инвалидами?" Не ты ли сам, случаем, виновник пожара? Накинь еще "карманов" на "Кент" и два "Ягуара"" ("Грот"). Андрей Бледный быстро реагирует и на конкретные вызовы совсем недавнего времени: "Прострелить башку может мент в супермаркете, несогласных - под пресс, кровью харкайте".

Наряду с серьезными треками в "Засаде" есть и сатирические. Сатирического "профиля" придерживается группа "Дэфолиант" (в ней тот же состав, что и в "25/17"). Например, в песне с двусмысленным названием "Последняя дорога" поднимается проблема наркомании: ""Кайфожоры" в университетах - круглые отличники, и счастье в жизни личной велико до неприличия, и все накачаны и могут дать отпор обидчику. И потому они круты, успешны и богаты… а иногда их даже выпускают из палаты".

В последнее время Андрей Бледный помимо занятий музыкой ведет программу "Передвижники" на интернет-канале IRU.TV, в которую приглашает известных людей и в режиме передвижения по городу разговаривает с ними на актуальные темы: литература, театр, патриотизм ложный и истинный. Вышли три выпуска передачи: с писателем Захаром Прилепиным, с чемпионом мира по боям без правил Романом Зенцовым, с музыкантом и режиссером Павлом Филиппенко (группа "FAQ"), сыном актера А.Филиппенко.

Рэп как национальная идея?
Несомненно, эта музыка, активно и свободно распространяющаяся в интернете, оказывает на молодежь позитивное влияние. Страна очень медленно, но начинает просыпаться от коматоза последних десятилетий. Появляются здоровые тенденции в обществе, причем приходят они "снизу", из молодежной среды. И это вселяет надежду. Действительно - "иллюзий нет, надежда есть". И если вокруг твердят об отсутствии национальной идеи, то только потому, что не видят (или не хотят видеть) очевидного. Ведь эта идея уже распространяется в умах через мини-гарнитуру сотовых телефонов и флэш-плееры, и выразить ее можно в трех словах - идея человеческого отношения к человеку.

Максим Братков
Размещено 07.01.2011

 Главная / Наша газета / №8(024)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.