НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №8(024)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№8(024)
Декабрь 2010 г.

логотип газеты "За человека"

Общество

Детский сад или пособие?..
Гражданские присяжные оценили городскую программу по сокращению очередности в детские сады

Гражданское жюри по-пермски
Недавно, 11-12 декабря, в Перми произошло ранее невиданное событие: состоялось заседание Пермского городского Гражданского жюри. Гражданские присяжные оценили муниципальную долгосрочную целевую программу "Сокращение очередности в детские сады".

Идёт работа Гражданского жюри. Фото Андрея Белоусова
Идёт работа Гражданского жюри. Фото Андрея Белоусова
Заседания Гражданского жюри было организовано Центром гражданского анализа и независимых исследований (Центр ГРАНИ). Гражданское жюри - это уникальная для Перми технология организации общественных слушаний. Подобного рода мероприятие проводилось разве что в 2007 году в Санкт-Петербурге, когда 15 обычных жителей города выносили вердикт в отношении распределения средств налогоплательщика и принципов государственной поддержки неправительственных организаций.

В состав пермского Гражданского жюри вошли как имеющие отношение к сфере дошкольного образования жители, так и простые налогоплательщики, не имеющие личной заинтересованности. В составе 12 присяжных - предприниматели, работники сферы дошкольного образования, студенты, пенсионеры, журналисты. Кроме того, свою оценку программе выносило одновременно Родительское жюри, состоящее из 6 человек.

Присяжным доложено...
В центре внимания пермских присяжных оказалась реализация краевого проекта "Мамин выбор" по выплате пособий родителям, дети которых не посещают муниципальные детские сады.

По сути, городская программа не просто меняет принципы предоставления услуг дошкольного образования. Изменились акценты при определении ребенка в детский сад или центр развития. Теперь фактически этот выбор остается за родителями, которым может быть гораздо выгоднее получать ежемесячно пятитысячное пособие и тратить его, например, на питание и одежду для семьи, чем на образовательные услуги. Очевидно, от этого может пострадать уровень развития новых поколений. Кроме того, расширение рынка в сфере образования также остается очень неоднозначным аспектом программы. Важно, что эти и другие вопросы раньше не поднимались публично.

На прошедших слушаниях городская программа первоначально получила оценки пермских и федеральных экспертов. Специалисты в сфере управления, институционального и политэкономического анализа, образования, психологии, гендерной демократии, прав потребителей и другие аналитики, всего в числе 13 человек, рассмотрели программу каждый в разрезе своей специализации и выявили её возможности и риски. Пермские предприниматели в сфере образования и заведующие детскими садами по собственному опыту оценили практику проведения программы. Все позиции были отражены в небольших аналитических записках, которые были даны для изучения присяжным.

В ходе заседаний разработчики программы рассказали о ее сути, целях, сроках реализации, ожидаемых и уже полученных результатах. А эксперты-авторы аналитических записок в коротких выступлениях познакомили аудиторию и присяжных со своими оценками сильных и слабых сторон программы.

Уже оценки экспертов разделились: они показали неоднозначность влияния программы на отдельные аспекты жизни горожан. Например, было отмечено, что на сегодня явно не хватает стимулов для развития услуг в сфере дошкольного образования. При этом программа создаёт стимулы для семей и женщин, которые выбрали длительное самостоятельное воспитание ребенка на дому, отказаться от социальной жизни. Экспертами отмечен и явный недостаток регулирования и качества предоставления услуг, и целевого расходования средств семьями. И вместе с тем большинство экспертов сочло усилия администрации движением в правильном направлении.

Присяжные уполномочены заявить...
При вынесении вердикта члены Гражданского жюри отвечали на целый ряд вопросов, подвергнув, таким образом, программу серьезному анализу. Итак...

СПРАВКА
Программа "Сокращение очередности в детские сады" была запущена администрацией Перми в 2007 году. Ее целью стало обеспечение доступности услуг дошкольного образования для жителей города посредством восстановления детских садов и групп, а также развития частных поставщиков услуг дошкольного образования.
В 2009 году в рамках программы было принято решение выплачивать пособие родителям детей, не посещающих муниципальный детский сад. Особенность пермского решения заключалась в фактическом приравнивании размера пособия к нормативу содержания ребенка в муниципальном детском саду (от 1, 5 до 3 лет - 5295 руб., от 3 до 5 лет - 4490 руб.). Это пособие родитель может потратить на частичную оплату услуг немуниципальных учреждений, в том числе, частных детских садов, центров развития, купить услуги специалистов (логопеда, психолога и т.д.). Одновременно городской администрацией стали создаваться условия, стимулирующие развитие рынка услуг дошкольного образования: заключение концессионных соглашений, передача в аренду городского имущества для открытия мини-садов, предоставление субсидий немуниципальным детским садам, перевод бюджетных учреждений в автономные.

11 членов жюри решили, что программа помогает семьям с детьми-дошкольниками. Большинство членов жюри - 10 из 12 - отметили, что программа дает возможность родителям маленьких детей оставаться успешными специалистами, активными горожанами, ответственными гражданами. По крайней мере, в том случае, если речь не идет о родителях детей-инвалидов младше трех лет. С другой стороны, 1 член жюри отметил, что пособие создает стимулы для того, чтобы родитель отказывался от собственной карьеры и активной общественной жизни. 1 воздержался от ответа.

11 членов жюри решили, что программа не улучшает качество образования для дошколят в Перми. Основаниями для такого решения были занваны отсутствие контроля над качеством образования и стимуляция появления нелегальных детских садов. 1 член жюри посчитал, что оценивать программу с этой точки зрения сложно, ведь система оценки качества образования четко не определена даже на федеральном уровне.

Почти поровну разделились голоса при ответе на вопрос, правильно ли расходуются бюджетные средства, городское имущество и деньги налогоплательщиков при реализации программы. 5 членов жюри посчитали, что деньги расходуются правильно, т.к. оказалась снята социальная напряженность по поводу очередей в детские сады. 6 членов жюри посчитали, что деньги расходуются неверно, потому что хотя бы часть выделяемых средств было бы правильнее тратить на создание новых мест для детей в учреждениях, а не только на выплату пособий родителям.

Треть состава Гражданского жюри - 4 участника - решили, что программа соответствует представлению горожан о том, что особенно нужно и важно делать администрации Перми в нынешних условиях. Среди аргументов этой позиции было реальное сокращение очередей в детские сады и развитие альтернативного образования дошкольников. Однако, большинство - 8 участников жюри - посчитали действия администрации не соответствующими представлениям горожан о необходимых мерах. Основаниями для этого решения стали недостаток мер по повышению компетентности родителей, острые проблемы с качеством дошкольного образования, недостаточный уровень информированности об сфере дошкольного образования.

В итоге члены жюри вынесли вердикт в отношении городской программы в форме ответа на основной вопрос: решает ли проблемы пермяков программа по сокращению очередности в детские сады? По мнению членов Гражданского жюри, рассматриваемая программа проблемы пермяков решает, но только в краткосрочной перспективе. Только при соблюдении этого уточнения члены жюри поддержали общий вердикт 9 голосами, 1 высказался против, 2 воздержались.

Таким образом, в целом была отмечена необходимость и своевременность программы как комплекса срочных мер по решению проблемы очередности в детские сады, но при этом выявлены риски и проблемы при ее реализации в долгосрочной перспективе.

Родители, представляющие наиболее заинтересованную группу, по-своему оценили программу. Присяжные мамы и папы были более единодушны в своем решении. 5 из 6 членов Родительского жюри ответили, что программа проблемы пермяков решает. Однако, оговорка была всё та же: в долгосрочной перспективе нужно рассматривать другие действия.

Что дальше?
"Пермские гражданские практики обогатились новым ценным опытом, - комментирует руководитель проекта, директор Центра ГРАНИ Светлана Маковецкая. - Во-первых, нам удалось сформировать публичную площадку нового типа, где предъявляется реальная "народная" оценка лицам, принимающим решения. Во-вторых, мы получили невероятный рост субъектности всех участников процесса. То есть мы стали очевидцами того, как люди обогащались новыми аргументами, приобретали другой язык, формировали почти экспертные суждения! Главное, обычные пермяки решительно и жестко занимали позицию людей, имеющих право оценивать любую городскую программу, в том числе и эту. Наконец, мы получили ещё одни важный продукт: реакцию авторитетных федеральных и пермских экспертов на радикальную модернизационную программу во всем многообразии сторон жизни горожан, которые она затрагивает. Программу, которая до этого оставалась без серьезного обсуждения в публичном пространстве".

На заседаниях Гражданского жюри присутствовали заместитель главы администрации Перми Надежда Кочурова, руководитель городского департамента образования Людмила Гаджиева, сотрудники администрации Перми. В число наблюдателей также вошли представители Общественной палаты Пермского края, сотрудники пермских вузов, руководители и педагоги образовательных учреждений, родители, предприниматели, представители экспертных и общественных организаций Перми, журналисты.

Оба вердикта переданы разработчикам городской программы, сотрудникам администрации.

По мнению Светланы Маковецкой, это мероприятие - только начало предметного обсуждения реализуемых в Перми нововведений: "Еще предстоит разговор о том, что именно общество и администрация считают результатами деятельности в дошкольном образовании. Проблемы пермяков в этой сфере выглядят по-разному. Администрация решает политическую проблему: уменьшает очередь в детские сады. Пермяки заинтересованы в получении нашими малышами дошкольного образования с приемлемыми результатами. Администрация должна внятно объяснить, как именно будет увеличена мощность системы, оказывающей услуги дошкольного образования в Перми и в муниципальном, и в частном сегменте, представить политику, расчеты и другие аргументы для публичного обсуждения. Это следующий шаг. И его обязательно надо будет сделать".

Элина Еренко,
координатор проекта "Пермское городское Гражданское жюри"

Размещено 07.01.2011

 Главная / Наша газета / №8(024)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.