НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №3(027)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№3(027)
Декабрь 2011 г.

логотип газеты "За человека"

Медмодернизация

Петр Бондарчук, председатель
Пермского общества защиты прав потребителей

Общество: Пермская медицина нуждается в лечении

Всё кроме стоимости
Читатель, быть может, не в курсе, что все нынешние судьбоносные изменения в пермской медицине отнюдь не стихийны. Они идут в соответствии с «Программой модернизации здравоохранения Пермского края на 2011-2012 годы», утверждённой региональным Правительством. А заместитель председателя регионального правительства Александр Зубарев и министр здравоохранения края Дмитрий Тришкин были так любезны, что недавно презентовали эту развернувшуюся полным ходом программу членам президиумов Пермского краевого и Пермского городского советов ветеранов и ветеранскому активу.

Кто опустил медиков до уровня плинтуса? Фото: izevskavtonomorg

Кто опустил медиков до уровня плинтуса?
Фото: izevskavtonomorg

Программа разработана согласно постановлению федерального правительства и предусматривает улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению. Из одного только федерального бюджета на неё выделено 5,5 миллиарда рублей.

Из 137 страниц текста, приложений и таблиц 97 занимает анализ социально-экономической и медико-демографической ситуации Пермского края, что составляет более двух третей программы. Конечно, любопытно узнать, что у нас есть, но население интересуется и тем, что будет. А этого в развернутом виде как раз в программе и нет.

Уместно заметить, что в постановлении федерального правительства, на основании которого разработана региональная программа, записано: «Региональная программа модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации включает в себя …перечень и стоимость мероприятий, направленных на реализацию целей...». А такими целями, как уже было сказано, является улучшение качества медицинского и обеспечение доступности медицинской помощи населению Пермского края.

Где этот перечень, где его стоимость? Их в программе нет. Вместо этого есть такой показатель, как система мероприятий, от которого, образно говоря, ни Богу свечка, ни черту кочерга. Приведу пример: «Постепенный переход к 2013 году к включению в тарифы на оплату медицинской помощи за счет ОМС расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретения оборудования стоимостью до 100 тыс. рублей за единицу».

Что из этого перехода подчеркнет председатель Горнозаводского районного совета ветеранов Валентина Горохова? Ведь она хочет знать, что изменится по этой программе в лучшую сторону, к примеру, в крупном поселке Теплая Гора, о чем Горохова с тревогой говорила на заседании ветеранских президиумов.

Лидеры по оптимизации
До участников, которые присутствовали в зале, были доведены тревожные цифры: по сравнению с 1995 годом под предлогом оптимизации количество больниц в крае уменьшилось почти в два раза, число коек - на 60%, количество фельдшерско-акушерских пунктов - на 30%. Нельзя не сказать, что при заботе государства о материнстве и детстве в крае за этот период число коек для беременных, рожениц и родильниц уменьшилось с 2400 до 1100.

Не понаслышке зная обстановку с медицинским обслуживанием в сельской местности, я с удивлением прочитал о том, что, выступая в Совете Федерации, губернатор края Олег Чиркунов заявил, что Пермский край то ли хочет стать, то ли уже стал лидером в России по медицинскому обслуживанию населения. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что надо брать пример с Пермского края.

Уместно задать вопрос - по тому ли пути идет развитие медицины в Пермском крае? Позволю себе высказать сомнение, так как встречаюсь с населением разных категорий, в том числе и с ветеранами - людьми, умудренными жизненным опытом, которые могут сравнить, как было и как стало. И я еще, к большому сожалению, не встретил сельского жителя, который бы сказал, что стало лучше, чем было. Наверное, такие есть, но их мало. Конечно же, к примеру, в Лобаново или в других местах, где построили здания новых больниц, для жителей этих населенных пунктов стало лучше, но одновременно стало хуже в тех населенных пунктах, где закрыли больницы или отделения и прикрепили жителей к крупным больницам. Закрытие больницы, фельдшерского-акушерского или аптечного пункта в деревне, селе или поселке ведет к тому, что жителям этих населенных пунктов приходится ездить в другие места и даже в районные центры, чтобы попасть на прием к врачу или выкупить лекарство. И тратить на это не только время, но и немалые денежные расходы, которых они раньше не несли, и которые никто им не компенсирует. Могут ли они при этих условиях заявить, что для них медицинское обслуживание улучшилось? Конечно же, они заявят обратное. А ведь по последней переписи в Пермском крае в сельской местности проживает четверть населения. Региональная власть, проводя оптимизацию медицинских учреждений, ухудшила положение сельских жителей в части медицинского обслуживания.

Когда частное стремится к общему
Не только меня, но и многих моих знакомых тревожит вопрос увлечения региональной исполнительной власти услугами частной медицины. Я был и остаюсь приверженцем того, что частная медицина может быть, но только в дополнении к государственной системе здравоохранения, а не в ущерб ей. А что происходит в Пермском крае? В пермской городской больнице № 4 передаются в частные руки помещения вместе с оборудованием и персоналом. Я спросил министра здравоохранения края Тришкина, что изменится к лучшему у некоего Ивана Ивановича, проживающего в Мотовилихинском районе, после передачи рентгеновского кабинета, со всеми, что называется, потрохами в частные руки. Вразумительного ответа не получил. Да его, если говорить правду, и не существует, потому что все делается вовсе не в интересах условного Ивана Ивановича, а в угоду людей с толстым кошельком.

Медмодернизация
Когда я узнал, что медицинское обслуживание в поселке Дивья полностью передано в частные руки, то задал начальнику управления здравоохранения Добрянского района вопрос: какой интерес у частника брать медицинское обслуживание в свои руки? Людмила Черепанова заявила: «Все сэкономленные денежные средства, которые выделяются из бюджета, останутся у частника!» «А кто будет следить за тем, как он их экономит, не отразится ли эта экономия на здоровье больных? - задал я следующий вопрос. На что Людмила Николаевна заметила, что за этим должна следить страховая компания. Вот так. Если при государственной системе здравоохранения сэкономленные по какой-то причине деньги останутся в бюджете, то при частной - они пойдут в карман того, кто их сэкономит. А уж как он их будет экономить, одному Богу ведомо, потому что основная цель его деятельности - получение прибыли, а не забота о здоровье населения. Здесь есть резон заметить, что Людмила Николаевна - активный проводник политики регионального министерства здравоохранения. Она даже взяла на себя смелость заявить, что сокращение больниц и фельдшерско-акушерских пунктов не сказалось отрицательно на населении. Ведь с помощью муниципальной власти в районе, мол, удалось решить вопрос доставки нуждающихся из населенных пунктов, где закрыты медицинские объекты, до больниц и аптек других населенных пунктов транспортом управления здравоохранения. Поэтому жители района никаких дополнительных расходов в связи с закрытием больниц, фельдшерско-акушерских и аптечных пунктов не несут. Пришлось поверить начальнице районного упрздрава на слово, хотя присутствовавшие при разговоре глава администрации района, его заместитель по социальным вопросам, председатель районного земского собрания и ветеранские активисты промолчали. Да и у меня такое заявление вызвало сомнение, но если Людмила Николаевна права, то у добрянцев есть чему поучиться другим сельским районам нашего края. Кстати, один факт, о котором мне поведали в Добрянке, сомнений не вызывает. Муниципальная власть купила в селе Пермское дом для врача и тем самым решила кадровый вопрос. Поучительно для тех, кто намерен решать кадровые вопросы в медицинской сфере.

Продолжая разговор о частной медицине, нельзя не высказать опасений, которые меня беспокоят. Мне представляется, что чрезмерное увлечение ей - это вольный или невольный, осознанный или неосознанный, целенаправленный или случайный путь подрыва государственной системы здравоохранения. Изложу логику своих размышлений. Создание условий для расширения частной медицины за счет передачи ей в аренду помещений, оборудования и различной инфраструктуры (а передается все это людям не бедным) приведет к следующему. Частник за счет своих возможностей включая бюджетное финансирование создаст для персонала на организационном этапе более привлекательные условия и переманит к себе из других лечебных учреждений наиболее квалифицированных специалистов. За счет этого будет расти популярность частной медицины и неизбежно хиреть система государственного здравоохранения. У чиновников, которые спят и видят, как передать все в частные руки, появится убедительный мотив — мол, население предпочитает частную медицину, а коли так, то государственное лечебное учреждение можно закрыть. Вот тогда частники и развернут то, о чем мечтают, но пока эти мечты скрывают: и за то плати, и за это плати... И люди вынуждены будут платить, потому что конкурентов в виде государственной системы здравоохранения уже не будет, а если где-то для проформы и останется, то она будет хилой и беспомощной на фоне распоясавшихся частников. Ведь сомнительная эффективность полного перехода на частные рельсы и устранения конкуренции с муниципалитетом была уже нам продемонстрирована на примере пермского общественного транспорта. Если я не прав, то пусть чиновники мои рассуждения официально опровергнут, чтобы наш диалог остался для будущего и к нему можно было вернуться, если дело дойдет до того, чего я опасаюсь.

Взгляд на модернизацию из Верхней Старицы
А теперь о сути самой модернизации. Нисколько не сомневаюсь, что выделяя на неё громадные деньги, государство преследует благие цели. И этим региональная власть должна воспользоваться в полной мере. Надо сделать то, что предусмотрели в своих планах наши соседи-свердловчане. Вот их принцип, заложенный в программу модернизации: обеспечить качественно одинаковые медицинские услуги всем жителям Свердловской области, независимо от места проживания. Уж если в самой программе не оказалось перечня мероприятий, то надо это сделать в виде приложений к ней. И расписать все детально по каждому населенному пункту в виде листа с тремя колонками: было, есть и будет после модернизации. И чтобы жители знали, что у них изменится к лучшему. А для этого, выступая на заседании президиумов, я внес предложение председателю комиссии по социальным вопросам краевого парламента Валерию Чупракову провести заседание комитета, к примеру, в Верхней Старице Гаинского района. Пригласить на него министра здравоохранения и других чиновников края и рассказать жителям этого населенного пункта, как на них скажется проводимая в крае модернизация здравоохранения.

Не могу не остановиться и на таком важном вопросе, заложенном в программу, как создание межмуниципальных центров. Идея-то, в общем-то, правильная и прогрессивная, ибо действительно нет возможности обеспечить все районные центры современным медицинским оборудованием. Но это мероприятие даст пользу при двух условиях: если не будет ослаблено обеспечение районных больниц оборудованием и инструментом на уровне, который существовал до создания межмуниципальных центров и если будет обеспечена бесплатная доставка пациентов от места жительства до центров и обратно.

Эффективность программы модернизации будет очевидна только тогда, когда жители каждого населенного пункта будут не только знать, что в ней предусмотрено для них, но и осуществлять контроль за выполнением мероприятий. Жители должны знать, к примеру, что для врачей в их населенном пункте будет построено две служебных квартиры для медицинских работников или что будет отремонтирован аптечный пункт, или выделен транспорт для поездки в районный или муниципальный центр, или поездка пациента в него будет оплачена, или когда и куда будет перенесен тубдиспансер из центра в городе Чайковском. Вот тогда население почувствует истинную, а не показную заботу о нем.

Все мы, конечно, понимаем, что многое, если не все, зависит от губернатора края Олега Чиркунова. Возникает вопрос, почему же у нас допускаются просчеты в медицинском обслуживании? Ну, не хочет же Олег Анатольевич сделать хуже для людей своего региона! Тогда в чем дело? Я делаю вывод, что он искренне верит, что делает лучше, а получается нередко, к сожалению, по-черномырдински.

В таком случае, кто скажет Олегу Чиркунову правду в глаза, если он ошибается? А от ошибок, как известно, не застрахован никто. Таких смелых, как я понимаю, среди его подчиненных и среди руководителей муниципальных образований пока нет и, похоже, в силу субъективных причин, не будет. Избиратели повлиять на губернатора не могут, так как у него один избиратель - Президент России. Не загнал ли губернатор сам себя в угол, отстранившись от реального диалога с общественностью по поводу идущих в крае реформ, сознательно устранив все потенциальные сдержки и противовесы, закрывшись от любой конструктивной критики?..

Размещено 11.02.2012

 Главная / Наша газета / №3(027)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.