НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №1(028)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№1(028)
Январь 2012 г.

логотип газеты "За человека"

Дверь, приоткрывшаяся в армагеддон

Сергей Максимов

Айзек Азимов «Стальные пещеры» (Steel caves), Серия: Отцы-основатели.
Весь Азимов, Издательство: Эксмо, 2008

Является ли научная фантастика литературой или это лишь репортаж на злобу дня, утрачивающий со временем свою актуальность, а, значит, и какое-либо художественное значение? Спор скорей всего надуманный и не имеющий смысла в обсуждении современных трендов художественной фантастики. Раньше сфера идеологии, за которую отвечала научная фантастика, была связана с альтернативой выбора, которая вставала перед человечеством с каждым новым витком технического прогресса и возникающими при этом проблемами, и ответственностью каждого человека за этот выбор. А сейчас единственное назначение фантастики — впрыснуть очередную порцию адреналина в остывающую кровь промышленной революции и понудить способных двигаться хоть к каким-то действиям. Как было написано на футболке героини одного из современных бестселлеров: «Армагеддон уже случился, а сейчас у нас крупные проблемы».

Итак, это лирическое отступление связано не с желанием поставить диагноз современному литературному процессу, а с попыткой разобраться, насколько с литературной точки зрения достойны внимания те шедевры научной фантастики, которые были созданы более 50 лет назад. Как говорил герой одного из американских блокбастеров: «Ведь тогда весь мир был другим, и люди были другими». И, если считать научную фантастику литературой идей, а не формы, то ее моральное старение должно быть таким же молниеносным, как смена одного поколения компьютеров другим.

Именно к числу шедевров «золотого века» научной фантастики принадлежат «Стальные пещеры» А. Азимова, лучшая книга из серии произведений про землянина Элайджа Бейли и робота Дэниела Оливо, один из знаковых романов современной фантастической литературы и, конечно, самого Азимова. Однако, уже первые страницы романа рождают описанные выше сомнения в целесообразности его дальнейшего чтения: ведь он уже морально устарел?! Почему?.. Детективов-триллеров, описывающих ужасы современной урбанизации, уродующих человечество, можно найти сейчас десятки на полках книжных магазинов. Они созданы в реалиях настоящего времени, а значит, более жизненно описывают урбанистическое поглощение психики современного человека. В них гораздо больше того, что сейчас принято называть «драйвом» или «адреналиновым выплеском». На этом фоне бэкграунд «Стальных пещер» смотрится теоретической презентацией, подготовленной с помощью программного обеспечения 20-летней давности.

Но, закрывая последнюю страницу, понимаешь, что лучшего представителя в этом жанре нет и вряд ли появится в ближайшее время. Во-первых, это детектив. Как известно, произведения этого жанра также мало стареют, как Библия. Убит инопланетянин. Земле грозит межпланетарный скандал, ставящий под угрозу существующую политическую и социальную систему. Для расследования преступления в напарники полицейскому-детективу под угрозой немедленного разрыва мирных отношений навязывается робот, внешне ничем не отличимый от человека. Во-вторых, центром внимания писателя являются не живописание ужасов далекого будущего, а нюансы психологического взаимодействия двух героев, что также мало подвержено старению в литературе. Достаточно вспомнить классические литературные пары, как Шерлок Холмс и доктор Ватсон, Эркюль Пуаро и капитан Гастингс. И, в-третьих, есть то, чего нет и неизвестно, когда появится в современной литературе. Есть ощущение «приоткрывшейся двери», светлое незыбываемое ощущение детства, когда перед тобой открывается целый мир, и ты можешь заглянуть или войти в любую дверь, и ты чувствуешь, что там тебе улыбнутся и еще шире эту дверь распахнут.

А в продуктах художественного творчества нулевых возникает лишь ощущение «последней подножки»: какое счастье, что успел на нее заскочить, а что будет дальше неважно, лишь бы сейчас передохнуть.

Может быть, для поклонников масштабных проектов больше подойдет «Основания» (в другом переводе – «Академия») А. Азимова или «Конец детства» Артура Кларка, которые вряд ли вообще когда-нибудь устареют. Но скорее камерные, чем апокалиптические «Стальные пещеры» являются неразрывным связующим звеном между классической литературой, где центром внимания был человек с его вечными экзистенциальными проблемами, и прогрессорской литературой с ее бесконечными космическими далями или мрачными апокалиптическими пейзажами.

Размещено 29.02.2012

 Главная / Наша газета / №1(028)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.