НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №1(028)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№1(028)
Январь 2012 г.

логотип газеты "За человека"

Про вокзал Пермь-II и три мильграмма ненависти

Роман Юшков,
руководитель группы «Зелёная Эйкумена»

Железнодорожный вокзал, это, как известно, главные ворота города, его визитная карточка или даже портрет, перекрёсток не просто рельсов, но историй, культур, судеб. И вокзал города, носящего, как наша Пермь, статус исторического поселения, тем более должен действительно представлять город.

Старый пермский вокзал на фоне современной пермской застройки выглядит архитектурным шедевром

Старый пермский вокзал на фоне современной пермской застройки выглядит архитектурным шедевром

В Перми собираются реконструировать вокзала Пермь Вторая. Уже проведены проектно-изыскательские работы. Согласно принятой на сегодня концепции новый вокзал должен получить ультрасовременный вид. В качестве «региональной детали», якобы придающей зданию самобытный вид, на его крыше предполагается изобразить медвежий след. Так задумали чиновники и автор концепции реконструкции вокзала - главный архитектор немецкой компании «Deutsche Bahn» Петер Руге. В соответствии с этими идеями ведёт предпроектную проработку и ГУП МНИИП «Моспроект–4».

Градозащитная же общественность настаивает на том, что при возведении главного городского вокзала необходимо соблюсти историческую преемственность. Поэтому группа пермских градозащитных организаций обратилась к губернатору Пермского края Олегу Чиркунову с просьбой учесть в ходе планируемой реконструкции исторический облик станции. Аналогичные письма были направлены в дирекцию железнодорожных вокзалов ОАО «Российские железные дороги» и немецкому архитектору Петеру Руге.

Клуб «Пермский краевед», группа «Зелёная Эйкумена», Пермское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и примкнувший к ним известный пермский градозащитник Денис Галицкий напомнили адресатам, что историческое здание вокзала Пермь-Заимка постройки 1909 года (см. фото) в значительной степени сохранилось, хотя и было надстроено в советские годы. Мы, авторы обращения, считаем, что исторический фасад, обладающий бесспорной художественной и исторической ценностью, следует восстановить. Хотя бы в интерьере нового большого зала ожидания. Помимо этого, при всех высокотехнологичных современных требованиях к объекту и внешнее оформление вокзала также должно использовать мотивы аутентичного исторического здания. «Это важно на фоне того, что в городе на сегодня сохранилось очень мало исторических зданий, - говорится в нашем обращении, - и это является уже существенной проблемой для имиджа Перми, превращает её из некогда губернского в рядовой город».

Проще всего, господа проектанты, возвести очередной безликий стеклянный ящик, который с равным успехом может стоять в Берлине, Сингапуре или Бомбее. Нет, вы попробуйте сохранить в новом здании вокзала дух исторической Перми, - вот это настоящая творческая архитектурная задача! Тем более, что на реконструкцию вокзала выделено около 3-х миллиардов рублей — за такую сумму можно обеспечить решение любых задач, и функциональных, и эстетических.

Помимо этого, мы в своём письме настоятельно попросили пермскую власть более открыто проводить всю работу по подготовке реконструкции вокзала и знакомить общественность Перми с её ходом, а не только с окончательным результатом, чтобы предложения горожан ещё можно было учесть.

В результате обращения начались было вялотекущие переговоры с ведущим данным проект Министерством транспорта Пермского края. На сегодня чиновники отвергают предлагаемую идею частичного восстановления в ходе реконструкции исторического здания. В качестве обоснования звучит, что «существующее здание вокзала не является памятником архитектуры и не представляет исторической ценности». Дирекция железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» уклонилась от содержательной дискуссии и предложила высказывать все пожелания Правительству Пермского края. А архитектор Петер Руге вообще не счёл нужным отвечать озабоченным пермякам.

Зато в дискуссию неожиданно включился «культурный» - без кавычек здесь никак не получается обойтись - вице-премьер краевого правительства Борис Мильграм. Причём в виде публичных жёстких нападок на нас, авторов обращения.

«Эта группа товарищей производит на меня гнетущее впечатление, – заявил Мильграм корреспонденту 59.ru, вероятно, со скорбью на лице. – Они себя пиарят, а само дело их не интересует. Если бы их это действительно интересовало, то обсудили бы все вопросы со мной, предложили бы свою версию. Существует определенный механизм, по которому изменяется реестр памятников, но он прежде всего научно-исследовательский. Если нужно доказать историческую и культурную ценность объекта, то министерство культуры организует исследовательский процесс, а после специалисты выдают нам решение: можно ли внести объект в число памятников или нет. Возможно там и осталась часть старых стен, но это не повод причислять его к памятникам архитектуры, самого здания уже не существует», – объяснил вице-премьер.

Репликой Мильграма мы были просто изумлены. Почему он вообще завёл песню о статусе памятника? Мы не сказали ни слова о том, что предлагаем придать вокзалу статус памятника! Что за бред?! Ведь мы ясно писали и просили, - кстати, предельно вежливо и дружелюбно, - лишь о том, что раз уж власти хотят реконструировать вокзал и потратить на это целых 3 миллиарда, то пусть как-то хоть частично восстановят его исторический облик, а не ставят свои любимые стеклянные ящики а-ля Борисовец!

И писали мы, уж извините, не его величеству Мильграму, а именно Чиркунову, понятно, не из любви к нему, а потому что, как нам объяснили в Минтрансе, он лично курирует этот проект. Что, вообще, это было, Борис Леонидович? Какой-то немотивированный выплеск злобы.

Тем не менее, раз Мильграм заявил себя участником всей этой истории с реконструкцией, после его пылкого выступления мы поспешили со всей нашей вежливостью и терпением обратиться со своими предложениями непосредственно к нему. Прошёл уже не один месяц — результат ноль, зеро, ни слова в ответ. А обсуждение реконструкции вокзала продолжается предельно кулуарно между чиновниками и подрядчиками-проектантами, подальше от глаз и ушей общественности и журналистов, за плотно закрытыми дверями. Эй, господа, вы забываетесь, это наш город, откройте!!!

Размещено 29.02.2012

 Главная / Наша газета / №1(028)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.