НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №5(032)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№5(032)
Май 2012 г.

логотип газеты "За человека"

Крепче стали. Сила сибирского холода

Максим Братков

...Не пристало жить в такой стране!
Уверен, что на смерть в бой идти не одному мне:
На земле гнилой сына воспитывать смолоду...
Будем чистить силой Сибирского холода!
«Грот»

Рэп сегодня – это яркое социокультурное явление, мощно влияющее на умы и настроения молодежи, это передний край исканий молодёжной субкультуры. В декабрьском номере за 2010 год мы рассказывали об участниках недавно (на тот момент) распавшегося объединения «Засада Production»: группах «25/17», «Грот», рэп-исполнителях D-man 55 и Супец. В настоящее время пути этих музыкантов достаточно сильно разошлись, появились новые темы и мотивы. О новых тенденциях и поворотах русского рэпа мы и говорим сегодня.

Время менять имена
...80-е годы стали в России эпохой великих перемен и свершений. Стремительное изменения в экономической и социальной жизни страны требовали осмысления в культурной сфере. Провозвестником новой эпохи стал рок. Тогда кумиры молодежи Виктор Цой, Юрий Шевчук, Константин Кинчев, Вячеслав Бутусов, а также сибирские исполнители Егор Летов и Дмитрий Ревякин собирали стадионы ревностных поклонников. В своих песнях рок-музыканты воспевали героизм, романтику борьбы и протеста, отказ от мертвых, окаменевших устоев и рамок.

Прорыв года - Миша Маваши

Прорыв года - Миша Маваши

С середины 90-х рок как субкультура начинает вырождаться в некий нездоровый гедонистический культ. Кумиры уже никуда не зовут, ни к чему не стремятся. Прежний персонаж песен – пламенный борец с системой – сменяется разухабистым, оборванным и вечно пьяным ухарем или же меланхолическим нытиком с суицидальными наклонностями. Почти на 10-15 лет разверзается культурная «яма», рок теряет свою мессианскую функцию.

С начала двухтысячных годов в обществе растет потребность в герое, в нравственном ориентире. Молодежь находит положительный пример в кинообразах Данилы Багрова и Саши Белого, другие герои – «суперменты» и «супербандиты» - слишком претенциозны и неубедительны. Романтика в этот период – разве что тюремная. Именно на почве этой тоски по героическому в 2008 году на музыкальной арене появляется группа «Грот». Удивительно, как два 22-летних студента из Омска за короткий период стали известны на всю страну. Вокруг них возникает движение ЗОЖ — за Здоровый Образ Жизни, - десятки тысяч людей вступают в группы в социальных сетях, посвященных коллективу. Конечно, продвижению группы способствовало и участие в его судьбе лейбла «Засада», совместные треки с уже известными Андреем Бледным (группа «25/17») и Дмитрием Грабовецким (D-man 55), но решающее значение, конечно, играет талант самого «Грота» и высокий героический пафос их песен.

Если тогда, в начале пути, все участники творческого союза «Засада» были близки по духу и провозглашали единый манифест, то позже творчество каждого приобрело свою специфику. Сегодня к «Гроту» наиболее близки по духу D-man 55 и Супец. Они, собственно, и выступают часто в качестве цельной концертной единицы. Схож с ними по тематике и творческому наполнению самобытный челябинский рэп-исполнитель Миша Маваши, признанный интернет-премией «Stadium RUMA 2012» победителем в номинации «Прорыв года».

В песнях этих ребят воспевается героизм – «бытовой» и «экстремальный», значительная часть текстов исповедует борьбу с наркоманией, здоровый образ жизни, песни проникнуты духом патриотизма и национализма.

Человек с ружьём
Естественно, в нашей стране с ее неразграничением понятий нацизма и национализма не обошлось без обвинений ребят в ультраправых взглядах. Устраивались и откровенные провокации, когда на концертах пришедшие начинали скандировать нацистские лозунги. Однако, сами исполнители подчеркивали и в живом общении с залом, и в блогах, и в песнях здоровый характер своего национализма, отрицая его связь с фашиствующими и шовинистскими кругами: «Им мерещится Гитлер повсюду и жулики - факты кругом и веские улики. Эту ересь лучше из головы выкинь – у них там каждый Гитлер, кто не Маус Микки» (D-man 55); «Когда совесть гнется, как из пластика, вместо креста Христа мерещится свастика» («25/17»). Патриотизм и национализм для этих ребят — это прежде всего высокая планка для собственного развития: «Гордиться не сложно, сложнее быть под стать» (D-man 55), это уважение к традициям своего народа, к героическому прошлому, к славе русского оружия, к достижениям в области науки и культуры, уважение, мотивирующее на собственные свершения: «Кто прославит флаг в спорте и в науке?» (D-man 55); «Или сказания славян сделать былью? С грудью отверзнутой и белыми крыльями». Горьким упреком звучат строки песни Дмитрия Грабовецкого: «Уехать в Глазго – вот вариант: у них там честные все, как Дональд Дак и Санта, всем подряд за так – машины, бриллианты, в окно кинул бакс – тебе два бумерангом».

Это здОрово и здорОво, что нашлась молодая арт-сила, осознавшая необходимость собирания разваливающихся русских земель. То ли солнце своей активностью формирует ноых пассионариев, то ли Солнце Правды — Христос посылает перед суднём днём в мир новый боевой отряд своих пророков.

Ежедневный герой
Значительная часть песен проникнута героическим пафосом. Причем героизм здесь понимается широко: один из синглов Дмитрия Грабовецкого назван «Герои каждый день». Важным и нужным представляется рядовой, каждодневный героизм простых людей: «Бьешься доблестно, зло повергая в бездну – подвиг из подвигов: я буду каждый день полезным» («Грот»); «Образ собирательный при знании дела, когда шов на рубахе льется как a capella, золотым рукам хвала направо-налево, и семьи мастеров там за дворцовыми стенами» (D-man 55). Необходимое условие героизма – это личное желание, воля, собранность: «Голос опытом разит, пропит и потаскан: схавай с мое, тогда перестанешь верить сказкам, но неудачник перед зеркалом, сгорбленный втрое, в отражении никогда не сможет увидеть героя» («Грот»). В эпоху глобального отрицания это направление отличает именно позитивный настрой: «Дальше грузить не вижу смысла - вылетит боком опять грузить про то, как, с…, все плохо. Для себя решил - время серьезных перемен настало: по утрам турник и брусья, вечером спортзалы. Создадим же кризис, братья, в алко- и наркосфере». («Супец»). Немаловажным пунктом для этого движения является пропаганда здорового образа жизни – как телесного, так и душевного: «Тренируй тело, береги душу» («25/17»); «Ты никто с отравленной душой и убитым телом» (Миша Маваши)

В песнях «Грота» и D-man’а 55 встречается и традиционный романтический героизм. Участники движения традиционно сравнивают свое творчество с войной, песни - с оружием: «Каждая новая запись – оружие за пазухой» («Грот»); «У нас война, но вроде бы народ проснулся, и лично я не поверну с намеченного курса. Взамен стволов у них шприцы, бутылок - артиллерия» (Миша Маваши). Мотив героической смерти проходит красной нитью через песни группы «Грот». Обращение к героическому прошлому, к легендам и былинам делают естественными такие романтические атрибуты, как мечи, щиты, стрелы и луки: «Вражий клинок полосу красную оставил на шее. Так и не поспел за мной озноб или страх, разлилась на груди кровь жарче костра» («Грот»). Невозможно согласиться с критиком Алексеем Цветковым («Песни про тесто», журнал «Медведь»), пишущим, что вся эта атрибутика берет начало из «атмосферы политического фэнтези, знакомой правым романтикам, а также фанатам компьютерных и «военно-исторических» костюмированных игр». Пафос фэнтезийного эскейперства далек от уличного протеста «Грота», и среди его слушателей невозможен и чужероден, как смехотворны для этих ребят и костюмированные игры.

Еще с периода «Сибирского синдиката», раннего проекта Дмитрия Грабовецкого. в этом движении приятно радует востребованность русской классики. Это выражается как в цитировании и отсылках к творчеству Достоевского, Толстого, Гоголя, Пастернака, Булгакова, так и в воплощении целых стихотворений в рэп-исполнении. Особенно интересны треки Миши Маваши «Письмо к женщине» (С.Есенин) и рэп-исполнителя Типси Типа «О Мясницкой, бабе и всероссийском масштабе» (В.Маяковский). Вообще-то стихи этих двух поэтов Серебряного века часто исполняются и в других жанрах, но песенное переложение – это все-таки привнесение в произведение своих акцентов и смыслов, и слушателю сложно абстрагироваться от мелодии, в то время как речитатив рэп-музыкантов гораздо ближе к традиции публичных чтений 20-х годов.

Плевать на их политику
Отличительной чертой движения является отрицание политики как таковой: «Мне плевать на их политику вообще и в общем. Я за людское…» (Миша Маваши), «Какие бы поправки снова не узаконили, зверье по сути своей жить желает в загоне» («Грот»). При этом внимание к социальной сфере очень велико. Бескомпромиссно выступают участники движения против наркомании, алкоголизма и распутного образа жизни: «Это далеко не болезнь – ее лечить не надо, травится и бухать будет духом слабый»; «Не буду слушать о том, как круто быть обнюханным - и ты не слушай, это хавка для людей урюханных; мажорный наркоман нанюханный на пафосе весь – никто по жизни, кайвожор последний – так и есть» (Миша Маваши); «Каждая радиоволна об одном говорит: девушка изнемогает уже от зова плоти, парень не может позавтракать, если не приколотит» (Грот).

Музыканты сотрудничают с фондом Евгения Ройзмана «Город без наркотиков» как на идейном уровне, так и на уровне конкретных мероприятий. Резкая, даже яростная позиция по отношению к наркотикам не случайна - часто в песнях встречается мотив исповеди раскаявшегося грешника. Антинаркотический протест оказывается подкреплен собственным отрицательным опытом, и вот вчерашние наркоманы, как апостол Павел, начинают ревностно нести слово спасения: «Я накошмарился уже в ноль-щестом году» (Миша Маваши); «Жутко и одиноко жить с этим мучительным опытом, зато прохавал, к чему ведут бухло и наркотики» (Супец). И можно надеяться, что это слово достигнет своего адресата. Ведь слова этих крепких, спортивных ребят с гордыми осанкой и взглядом действительно кажутся крепче стали...

Размещено 27.06.2012

 Главная / Наша газета / №5(032)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.