НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №6(033)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№6(033)
Июнь 2012 г.

логотип газеты "За человека"

Крепче стали. Человек с молотком

Максим Братков

Чувствуешь – нечем дышать, а в горле ком.
Молоко с кровью или кровь с молоком.
Я и есть тот самый человек с молотком
за твоей дверью, под твоим окном...
Андрей Бледный

Известный прозаик Захар Прилепин, говоря о рэпе сегодня, называет его социокультурным субкодом, системой знаков, с помощью которой молодежь осуществляет коммуникацию: «Каждое поколение требует, чтобы появился словарь поколения… В конце 80-х мне это же говорили про рок-движение: Захар, что это за фигня, какие-то дебилы поют какую-то туфту, без музыки, плохо образованные...» Продолжая разговор о современном русском рэпе, мы не можем обойти вниманием такое крупнейшее явление российской хип-хоп сцены, как проекты Андрея Бледного «25/17» и «Лед 9».

Рок-н-ролл мертв
Рок-н-ролл сегодня, действительно, скорее мертв, чем жив, его косноязычные мессии разбрелись кто куда: кто в уютный мирок собственного фанклуба, кто в «красное» подполье, кто в «коричневые» подвалы, кто в «оранжевые» палатки, кто в розовые комнаты гламурных клубов. Примечательно, что на этапе заката рок-движения самой активной его частью был омский рок во главе с Егором Летовым: Манагер Судаков, Янка Дягилева, Роман Неумоев, Николай Кунцевич, Черный Лукич – эти стершиеся имена знакомы сейчас только многоопытному меломану или фанату сибирской панксцены.

Новые сибирские «мессии» предельно конкретны: в их текстах не найдешь психоделических и психопатических путешествий в глубины подсознания; по-мужски сдержаны: никаких криков, воплей и прочей атрибутики панка; настроены позитивно и, при всей религиозности, позитивистки: «Господь, если ты есть, спаси» (Супец)... «А если бога нет, то можно создать его» (25/17)... «Вглядывайся в себя, все лишь на тебе висит, не надо ждать правителей, помощников и новых мессий» (Грот).

Андрей Бледный и Антон Завьялов могут быть вычурно театральными. Фото: vk.com/album-1212665_154078305

Андрей Бледный и Антон Завьялов могут быть вычурно театральными.
Фото: vk.com/album-1212665_154078305

Сам Андрей Бледный, будучи не только участником, но и организатором и создателем омского лейбла «Засада Production» себя мессией и учителем, впрочем, не считает. И уже устал отбиваться от разного рода претензий-провокаций правых, левых и центровых форвардов интернет-сообщества. По свидетельству Захара Прилепина, «…после одного из концертов к Бледному подошёл нетрезвый характерный типаж и начал без должного уважения задвигать: “Андрей, тебе пора определиться - с нами ты или нет! Определяйся, короче”. “Это ты меня будешь определять?” - спросил Бледный и уронил типажа даже не ударом кулака, а просто положив ладонь ему на лицо – и резко выпрямив руку». Сам Андрей в своем интернет-дневнике рассказывает о девушки-барменше в клубе на киевском концерте, которая спросила их с Антоном Завьяловым, вторым участником группы, почему они фашисты – песен, замечает Андрей, правда, она не слышала, но ей так сказали ее друзья-антифашисты.

При всем при том Андрей Бледный, наверное, самый интеллигентный и образованный из современных российских рэперов. Выражается это не в так свойственным нашей интеллигенции мягкотелости и эскепизме, а в глубоком понимании как культурных доминант, так и социально-экономических процессов современности. В интернет-дневниках Бледного появляются то строки Пушкина: «Паситесь, мирные народы…», то ссылки на статьи Фрейзера, медиевистов и филологов-античников. Его песня «Собака» восходит к цитате из трактата прп. Исаака Сирина: «Грешник подобен собаке, лижущей меч и пьянеющей от собственной крови».

Вообще, проект «25/17» (изначально «Иезикииль 25:17») своим названием обязан Священному Писанию: герой Сэмуэля Эл Джексона в культовом фильме 90-х «Криминальное чтиво» цитирует именно этот библейский стих (с искажениями): «И совершу над ними великое мщение и узнают, что Я – Господь, когда совершу над ними мое мщение...»

Воображение рисует соблазнительную картинку, сродни голливудскому фильму: бритоголовый варвар, посмотрев «Криминальное чтиво», чешет репу, с серьезным лицом берет Библию и начинает, кряхтя от напряжения, по складам разбирать пророков. Увы, картинка не соответствует действительности: Андрей получил высшее педагогическое(!) образование по специальности «Изобразительное искусство», что впрочем, не делает его безобидным очкариком. По его собственным словам, в своё время он сначала вел местных пацанов в музей, а потом тут же, в скверике, пил с ними пиво и пел под гитару песни своего знаменитого земляка Егора Летова.

И узнают, что имя моё - Господь...
Религиозная тема занимает в текстах музыкантов «Засады» большУю часть, и это конечно же не ново для русской поэтической традиции. Достаточно вспомнить «Пророка» Пушкина, «Тринадцатого апостола» Маяковского и «Гулль-муллу» Хлебникова, Вознесенского, говорящего, что он иудей, «и на руках следы гвоздей», Шевчука, поющего, что он церковь без крестов, грешника со всей его ересью Кинчева и того же Летова, предлагающего обнять безвольными руками своего оловянного Христа. В рэпе, кстати, одними из первых с молитвой ко Всевышнему (трэк «Б.О.Г.») обратились ныне опопсевший Лигалайз и юный растаман Дэцл. «Здесь каждый дурак делает дороги, на приходе рассуждая о любви и боге» (25/17), - скажет позже Андрей Бледный.

Религиозность «25/17» - не модная тенденция, как у накуренного Дэцла («бог есть, без сомнения, без сомнения…»), и не влияние традиции русской духовности, как у могучего имперца Димана-55: «Одна земля – гербы, гимны, есть, за что бороться, и есть силы. Вера одна, духом мы едины, это значит что? Что мы непобедимы!». У Андрея Бледного это осознанный выбор, как у Владимира, крестившего Русь. Впрочем, на теме христианства и фарисейства сошлись все участники «Засады». Жесткую непримиримую позицию занимает «Сибирский синдикат»: «Не продаем церкви, не платим за молитвы, и если вера в бога, то по-настоящему». Отошли от христианства в пользу новомодного родноверия «Гроты», хоть их ранние тексты проникнуты народно- и даже несколько пацански-православным пафосом: «Разбитые дороги, на кармане Богородица». Миша Маваши исповедует традиционное православие: «Моя крепость – тело под моей одеждой. Моя крепость – вера, любовь и надежда» (25/17 при уч. Миши Маваши). Московская «Соль Земли» (знаковое библейское название) позиционируют себя как православные фундаменталисты: «Скажи мне, кто остановил войска Сапеги // и носил ли серьги троицкий игумен Сергий. // Все мы – города, окутанные ядом едким, // я сгораю от стыда перед суровым ликом предков».

Передвижники
Свои идеи Андрей Бледный двигает в массы не только через музыку. В свое время он снял три интереснейших выпуска разговорно-прогулочной программы «Передвижники» - с Захаром Прилепиным, с Романом Зенцовым и с Павлом «Паштетом» Филиппенко. Речь в этих передачах велась о литературе, о мужестве, о Родине, искусстве, театре и прочих высоких материях.

Вероятно, именно с той поры было положено начала интересу, а затем и дружбе двух этих крепких, лысых и небритых русских людей – Захара и Андрея. В ходе этой дружбы было выпито много литров пуэра, говорено разговоров, обсуждено проблем, как результат - был записан совместный трек и снят клип, где брутальный Захар играет привычную для себя роль ОМОН-овца. Сюжет клипа с двойным дном: с одной стороны, Норд-Ост, с другой стороны – гипнотический сон, в который погружена современность.

Красное на черном
Именно с интеллектуализацией, в которой, надо думать, не последнюю роль сыграл Прилепин, можно связать появление побочного проекта Бледного - «Лед-9». В нем много черно-красных тонов (и это не случайно – на диске есть совместная работа с Константином Кинчевым), черепов, электронной музыки и вставок из песен Егора Летова. Жутковатая, гностическая, умная, мрачная музыка.

Наследие Егора Летова, вообще, чтут многие омские рэперы, и Бледный, и ребята из Сибирского Синдиката. Для омичей Летов – культурный герой, знаковая фигура, выразитель подлинного андерграунда и протеста: «....Еще помнят «Все идет по плану» Летова струны» (Сибирский синдикат).

Андрей Бледный признается, что сам рос на «Гражданской обороне», «ДДТ», «Наутилусе», «Алисе». А когда вырос и сам стал знаковой фигурой, эти «… всадники рок-н-ролла, вдруг обнаружившее, что в рок-н-ролле они детей не нажили, признали в качестве сыновей ростовских, омских и прочих челябинских сиротинушек, вымахавших в крепковыйных зверей» (З.Прилепин).

Тенденция к синтезу рока и рэпа сложилась еще в зарубежной музыке – Cypress Hill, Limp Bizket, Korn, откровенно попсовый Linkin Park. На российской ниве славу рэп-рок-панк-фолк группы стяжали «Кирпичи» и, позже, Noize MС. Но эти проекты – совмещение речетатива и жесткого гитарного звучания. Совместные же проекты Бледного с Кинчевым, Ревякиным и Бутусовым, скорее, разделяют «земщину и опричнину» - куплет и речетатив - на традиционные в рэпе басс и бит, мелодичный припев отдается патриархам рока. Все три композиции интересны «вживанием» 25/17 в эстетику того артиста, с которым сотрудничают: сухой, по-крестоностски жесткий трек «Ад холода» (Кинчев), почти джеклондоновская романтика «Корабля» (Ревякин), глубокий фламенковый лиризм «Русской» (Бутусов) – все очень живо, здорово, профессионально. Остается дожидаться феерической совместки белого Бледного с оранжевым Шевчуком.

Глухие девяностые, слепые нулевые
Постепенно тема бескомпромиссной борьбы в творчестве «25/17» сменилась более взрослыми, взвешенными темами: духовное совершенствование, строительство семьи, любовь, смерть. Новый альбом так и называется «Песни о любви и смерти» (ср. «Песни Радости и Счастья» Летова). Здесь и христианский интернационализм: «Если в голове нет масла, в кране воды, во всем виноваты чурки, ну и конечно, жиды», и истинный суровый патриотизм: «Когда придет беда, я помолюсь и за домом откопаю старый дедов обрез, я здесь родился, живу и пусть моя смерть найдет меня тоже здесь». И романтика семейная, и романтика несчастной любви, и размышления о взрослеющих детях: «...Но спокойнее не стали молодые сыновья, учатся летать птенцы – лови меня, семья!» И осмысление сегодняшней слепой бездуховности, и поиск путей выхода из этого состояния.

Налицо творческий рост Бледного, и, особенно, Анта – как вокалиста, сэмплера, музыканта. Остается пожелать ребятам пороха в пороховницах, новых замечательных песен и свершений на суровой ниве российской хип-хоп сцены.

Размещено 27.07.2012

 Главная / Наша газета / №6(033)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.