НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №6(033)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№6(033)
Июнь 2012 г.

логотип газеты "За человека"

В пространстве духа и страсти

Книжная полка: Петр Вайль «Слово в пути», Издательство: Астрель, серия: Corpus, 2012

Сергей Максимов

Петр Вайль - особое явление в современной литературе. Именно в литературе, а не в журналистике. Хотя вся его жизнь и была связана с журналистикой. Да и сами книги стилизованы под сборник журналистских статей. Но эти сборники внешне не связанных (кроме единого замысла) между собой личных впечатлений и размышлений рождают какое-то особое мироощущение, создают иную реальность, которую не хочется покидать, а наоборот хочется оставаться в ней, перечитывая (вернее, перечувствуя) заново и находя все новые и новые оттенки возникающей в воображении палитры красок.

Вечный странник Петр Вайль.

Вечный странник Петр Вайль.

Если оставить в стороне филологический анализ его литературных работ, а попытаться описать появляющийся при их прочтении образ, то это больше похоже на разговор с интересным человеком. Именно на разговор, а не рассказ.

Все это более, чем верно и в отношении «Слово в пути». «Слово в пути» - сборник журналистских работ Петра Вайля разных лет. Все их объединяет только жанр путевых заметок, но это лишь избранный автором стиль. Перемещаясь по воле автора в то или иное место, попадая в ту или иную ситуацию, читатель получает не просто сумму его личных впечатлений или описаний экзотических событий, а погружается в дух этого места, переживая свои личные впечатления, вернее, воображаемые впечатления.

Почему так происходит? Читатель у Вайля оказывается не просто покорным слушателем, а становится собеседником. При этом беседа происходит не только с самим автором (хотя и с ним тоже). Сам автор играет скорей роль посредника. Третьей стороной в диалоге становится некий дух места (genius loci), в котором оказываются и автор, и читатель. При этом читатель - не просто конечное звено в цепи «место – автор – читатель», получающий в сухом остатке набор личных впечатлений и пристрастий автора или сухих исторических фактов. Как в знаменитой «Игре в бисер», созданной воображением Германа Гессе, такого же поклонника культурных глубин, что и Вайль, читатель оказывается волен выбирать, строить диалог между тем, что отвечает его пристрастиям, и тем, что предлагает ему автор. Так автор усиливает иллюзию реальности присутствия в разных географических объектах. Только путешествие происходит не в физическом, реальном пространстве, а в культурных пластах, рожденных человеческим духом и страстями.

И недаром «путешествия по Вайлю» неразрывно связано с едой, процессом приема и приготовления пищи. К приготовлению еды нельзя подходить второпях и в спешке. Пронизывание духом места невозможно без понимания того, как человек научился есть. И пусть интернационализм и глобализация все больше и больше стирают эту уникальную атмосферу, раскрывающую аромат и особость мест и людей, с которыми встречаешься в путешествиях. Но глобализация сама становится частью общемирового процесса переселения народов, который, как кажется автору, не может стереть и поглотить genius loci, а, обогащая его, сам постепенно пропитывается и проникается им. Пусть это происходит незаметно и не спеша, но также неизбежно, как процесс превращения угля в алмаз. Главное не торопится.

«Если бы у меня было столько денег, чтобы о них не думать, я бы очень медленно путешествовал по миру. Приезжал бы в какое-то место, снимал жилье, ходил на рынок, пытался болтать с торговцами, готовил тамошние блюда, листал местные газеты, вперялся в телевизор, болел за городскую футбольную команду. Потом, через несколько месяцев (а может, лет), уезжал, узнав довольно много о них - из любопытства, и еще больше о себе - из настоятельной внутренней потребности. Потребность эта есть у каждого, только не все сознают и не все признаются» (Петр Вайль).

Размещено 27.07.2012

 Главная / Наша газета / №6(033)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.