НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №9(036)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№9(036)
Сентябрь 2012 г.

логотип газеты "За человека"

Незамеченная революция

Ксения Демакова

Пермские ведомства саботируют закон о государственных услугах (ФЗ № 210), продолжая требовать от граждан лишние документы, не отвечать на жалобы и не обновлять информацию на своих сайтах.

Чиновник чувствует себя в море бумажек, как рыба в воде. Фото: MYJULIA.RU

Чиновник чувствует себя в море бумажек, как рыба в воде
Фото: MYJULIA.RU

18 сентября Центр ГРАНИ провёл круглый стол, на котором были презентованы результаты трёхмесячного исследования работы 20 региональных ведомств и нескольких муниципалитетов. Результаты мониторинга свидетельствуют: людям почти ничего не известно о правах получателей госуслуг, чиновники не спешат выполнять закон – некому спросить с них как следует.

Одно из самых важных нововведений 210-го ФЗ, вступившее в силу только с 1 июля этого года (хотя сам закон был принят в июле 2010), чтобы дать чиновникам время сориентироваться на местности – это сокращение количества документов, которые необходимо предоставлять, обращаясь в орган исполнительной власти или в муниципалитет за услугой. Говоря простым языком, это стало наконец-то возможным благодаря созданию единой информационной базы разных сведений, хранящихся в госведомствах и учреждениях.

Эксперименты показали, что только министерство транспорта и министерство общественной безопасности не требуют дополнительных документов ни по одной из услуг, переведённых на так называемое «межведомственное взаимодействие». Аутсайдерами в этом рейтинге стали министерство социального развития, министерство по управлению имуществом и земельными отношениями, министерство лесного хозяйства – т.е. предоставляющие «самые животрепещущие» услуги для бизнеса и для физических лиц. Что же чаще всего незаконно требуют? Свидетельства о регистрации юридических лиц, справку об исполнении обязательств об уплате налогов, сведения о постановке на учёт в налоговой службе.

Интересно, что список услуг, по которым точно не должны требовать дополнительные документы, региональные ведомства утверждают сами. У нас в крае его до сих пор нет, хотя в других регионах, например, в республике Татарстан, такие списки существуют. Примерный список, опираясь на 210 ФЗ и особенности конфигурации пермских ведомств, составили эксперты Центра ГРАНИ, с ним можно ознакомитсья по ссылке (см. Список № 2).

Другие важные нововведения – сокращение срока рассмотрения жалоб о предоставлении государственных услуг с 30 дней до 15. На практике только на 50% жалоб, направленных в ходе эксперимента в органы власти, ответы были получены в 15-дневный срок. Важно, что изменения о сокращении сроков должны быть уже внесены в тексты административных регламентов. В 17 регламентах из 91 такие изменения не вносились. Получатель услуги, обратившись к тексту регламента, даже не сможет узнать, что его жалобу должны рассмотреть в два раза быстрее, чем раньше.

Эксперты Центра ГРАНИ в течение нескольких лет, начиная с 2009 года, тестируют официальные сайты краевых органов исполнительной власти и муниципалитетов, а также разные возможности информирования нас, граждан. Например, по электронной почте. Для современного потребителя госуслуг письмо по электронке – самый удобный вариант оформления запроса в орган власти. Не нужно стоять долгую очередь на почте, чтобы его отправить, можно написать в любое время суток, когда есть свободная минута – даже ночью. К сожалению, у чиновников не входит в привычку всерьёз воспринимать электронные письма. Только 28% региональных органов власти и 7% муниципалитетов прислали ответы на запросы по электронной почте. Из них ни один ответ из органов МСУ и только 19% ответов от краевых ведомств соответствовал сути запроса. «Мы ещё никогда не получали таких удивительных, удручающих результатов!», - говорит эксперт центра ГРАНИ Константин Сулимов.

Экспертов удивляет, что органы власти не торопятся как следует работать, а люди меж тем – подавать на них в суд за плохое качество услуг. Ещё в прошлом году в административный кодекс внесены поправки, позволяющие штрафовать чиновников за нарушение законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг. Центр ГРАНИ даже разместил на своём сайте простые советы для граждан о том, как наказать чиновников. Но эксперты всё-таки настаивают на том, что желательно обойтись без «гражданской войны» производителей и получателей госуслуг и договориться без судебных исков. Жаль, что пока этого не получается.

Размещено 23.11.2012

 Главная / Наша газета / №9(036)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.