НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2006 г. / №1(100)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2006 г.

О газете
Архив

№1 (100)
Февраль

логотип газеты "Личное дело"

Социальная политика

Пермь и человечки дождя

Начиная обсуждать с правоверными либералами-рыночниками тему детей с отклонениями физического и психического развития, поневоле испытываешь чувство неловкости. Все нынешние российские либеральные мудрствования, касаются ли они оценки действующих порядков или планов грядущих реформ в любой из сфер, в сухом остатке сводятся к простому, как огурец, вопросу: а какую мы получим отдачу на вложенный рубль? "Какая вам отдача?! - возмущённо кричал я раньше в подобных ситуациях, - Дети - это же не срочный вклад в банке!.."

После того, как я вник в проблему глубже, оказалось, что я не совсем прав. Оказывается, экономические аргументы, единственно воспринимаемые либеральным сознанием, в дискуссии об "особых детях" вполне применимы. Современная коррекционная педагогика убедительно доказала, что квалифицированная ранняя диагностика, раннее вмешательство и интенсивные занятия с такими детьми по специальным программам значительно повышают эффективность всего коррекционно-образовательного процесса и дают очень ощутимый экономически результат. Специалистам известно, что "экономия" на индивидуальных формах работы в дошкольном возрасте у таких детей приводит к значительному увеличению процента инвалидности и, следовательно, к увеличению невозвращаемых расходов. А современные педагогические технологии работы с такими детьми позволяют значительно увеличить и их профессионально-трудовой потенциал, и возможности адаптации в обществе.

Всё выше сказанное как к никому другому применимо к детям-аутистам. Растиражированная голливудскими фильмами ("Человек дождя", "Меркурий в опасности") идея, что едва ли не каждый аутист имеет какие-то гениальные способности, является, конечно, некоторым преувеличением. Однако действительно, у страдающих аутизмом людей трудности в коммуникации - главная суть болезни, - могут сопровождаться очень высоким уровнем умственного развития. На Западе среди работающих с аутистами специалистов распространено мнение, что аутизм - это не нарушение нашего с вами обычного мировосприятия, а своя особая цивилизация с особенным ощущениями своего и чужого бытия…

Аутизм во многом загадочен. Аутисты могут обладать высокими способностями в области математики, музыки, техники, лингвистики, и в то же время быть совершенно беспомощными в быту и неспособными к рисованию и письму. Каждый конкретный случай малопредсказуем, однако, общеизвестно, что многие аутисты, которым вовремя помогли проломить стену отчуждения между ними и миром, получали высшее образование, становились квалифицированными специалистами (например, программистами), защищали диссертации…

Согласно международной статистике на 10 тысяч новорождённых появляется 40-45 детей с аутистическими отклонениями разной степени. Это означает, что в Перми живёт не менее 4000 таких людей. Большая их часть просто невыявлена в силу низкого уровня диагностики. Причина аутизма - непредсказуемый и непрогнозируемый мультигенный сбой. Это может случиться в абсолютно любой семье.

В цивилизованном мире необходимость специализированной работы с детьми-аутистами давно является общим местом. Педагогические технологии здесь совершенно особые, они основываются на образно-чувственном мышлении аутистов. Обычная дефектологическая модель обучения на таких детях не работает. Системы специальных учреждений для образования таких детей и для помощи взрослым существуют во всех европейских, и отнюдь не только европейских странах. Любопытно, что вопрос о необходимости создания специальных учреждений для детей с аутизмом (9 тип школ) поставлен в СССР еще в 1985 году. Однако вскоре начались такие глобальные перемены, что стало не до аутистов. В итоге Россия в этом вопросе оказалась после многих стран Африки.

Но сейчас, кажется, наметились подвижки и у нас. В минувшем ноябре вопрос о необходимости введения нового вида специальных школ для детей с расстройствами аутистического спектра рассматривался в комитете по образованию Государственной думы. Соответствующие поправки намечаются в новой редакции закона "Об образовании", второе слушание которого готовится в Госдуме.

Приятно отметить, что Пермский край в компании Москвы и ещё пары регионов оказался в этом вопросе в российском авангарде и имеет огромное преимущество: при Областной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья у нас действует специализированное отделение для детей с аутизмом. Во многом это является результатом большого везения: именно в Пермь 6 лет назад приехала из Великобритании в качестве волонтёра дефектолог Мария Эстер Паллот, специализирующаяся на таких детях. Сейчас Мария завершает свою пермскую эпопею, но её итогом здесь остаются обученные высококвалифицированные педагоги, сплочённое и компетентное Общество помощи аутичным детям, объединяющее родителей-энтузиастов, вышеназванное отделение…

Тут, правда, нельзя не вспомнить нелепую августовскую историю, когда областную школу и входящее в неё аутистическое отделение хотели ликвидировать, педагогов разогнать, а детей рассовать по первым попавшимся учебным заведениям… Будем считать, что бес попутал, слава Богу, этого не произошло… Хочется верить, что нынешние преимущества края в этой сфере будут использованы властью по полной программе.

На снимке: британский консул Клайв Томпсон в гостях у отделения
На снимке: британский консул Клайв Томпсон в гостях у отделения
Предпосылки для этого имеются. Маленькое, на 11 человек (не позволяют помещение и нынешний размер финансирования!) отделение уже известно в стране и за её пределами как высокопрофессиональная команда и методический центр по работе с аутизмом. Консул Великобритании в Екатеринбурге Клайв Томпсон, навещая пермского губернатора, не забывает посетить и крохотные помещеньица в общежитии педучилища на Рабоче-Крестьянской, 2, где приютилось отделение. Понемногу удаётся собирать дополнительные средства и проводить весьма серьёзную работу: издательскую, организационную, просветительскую… Так, российский фонд "За гражданское общество" и американский фонд "Национальный вклад в демократию" (ох, будь они неладны, проклятые шпионы) дали Обществу помощи аутичным детям средства на реализацию проекта "Аутизм: шаг навстречу", реализованный этой зимой. В мероприятиях этого проекта приехал поучаствовать, можно сказать, весь свет "аутистической" науки и практики, в том числе и общепризнанный главный российский эксперт и практик Сергей Морозов, научный консультант по вопросам аутизма Федерального агентства по образованию, который давно сотрудничает с пермяками и высоко ценит их труд.

Хочется верить, что нынешнее более, чем скромное состояние отделения - только начало. Общество помощи аутичным детям с участием российских специалистов разработало модель комплексного центра, который займётся обучением и социализацией детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра и консультированием родителей и специалистов. Важное условие и даже ноу-хау проекта состоит в разрешении проклятого российского вопроса разобщённости ведомств и организовать, наконец, в связи с проблемой аутизма эффективное взаимодействия различных служб с равной долей участия и ответственности, а также софинансирования органами образования, медицины и социальной защиты. Предполагается обеспечить диагностику аутизма, разрабатывать методики трудового обучения и профессиональной подготовки подростков и юношей с аутизмом, здесь же предполагается и готовить кадры для практической работы с такими детьми. Заметим, в настоящее время в России возможности подготовки таких кадров практически нет.

Разумеется, создание такого центра требует конкретных властных инициатив. В отделение звонят родители и слёзно умоляют взять их детей на обучение. Но будем оптимистами. В марте Законодательное Собрание Пермской области планирует рассмотреть во втором чтении Областную целевую программу "Семья и дети Прикамья". Будет просто странно, если создание такого центра не войдёт в эту программу, и вроде бы некоторые депутаты это уже осознают. Начинает проявлять интерес к аутистам и городской Комитет по образованию и науке. Дай-то Бог, чтобы Пермь научилась ценить себя по достоинству и не терять свои зёрна среди плевел.

Роман Юшков
Размещено 21.02.2006

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2006 г. / №1(100)