НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2006 г. / Спецвыпуск №6

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2006 г.
О газете
Архив

Специальное приложение о правах человека в исправительных учреждениях

Выпуск №6
Февраль

логотип газеты "Личное дело"

Проблема

Когда зарплата меньше минимума

"Я работаю оперативным дежурным. Объясните, пожалуйста, особенности учета рабочего времени при сменном характере работ".

Сергей Трутнев, юрист Пермского регионального Правозащитного центра
Сергей Трутнев, юрист Пермского регионального Правозащитного центра
Труд, как сотрудников учреждений, так и осужденных (ст.103 УИК РФ) регулируется трудовым законодательством. При сменном характере работ применяется правила суммированного учета рабочего времени (ст. - 104 ТК РФ).

К сожалению, нередки случаи нарушений трудового законодательства именно при учете рабочего времени. Широкое распространение получила практика не включения в рабочее время при суммированном учете рабочего времени служащих охранного режима, времени прохождения инструктажей и времени смены постов. Считаем, что подобная практика противоречит ст. 91 ТК РФ.

Согласно ст. 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Соответственно все время, в течение которого работник исполняет распоряжения работодателя, является рабочим временем, и подлежит оплате. То же самое относится к дежурствам, в том числе на дому, медицинских, и других вольнонаемных работников. Если работник обязан находиться определенное время в определенном месте, даже если он фактически не исполняет свою трудовую функцию, это время должно учитываться как рабочее, т.к. он выполняет распоряжение работодателя.

"Меня привлекли к работе по уборке территории. Должны ли мне ее оплатить?"

Ст. 106 УИК РФ предусматривает возможность привлечения осужденных к работам без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территории.

Конституционный Суд Российской Федерации определением от 23 июня 2005г. № 296-О признал положение ст. 106 УИК РФ соответствующим Конституции, указав, что "закрепленный уголовно-исполнительным законодательством статус осужденных предполагает, в частности, необходимость соблюдения ими принятых в обществе правил, создающих основу для установления обязанности осужденных по обеспечению надлежащего порядка, в том числе по соблюдению правил санитарии и гигиены, в местах их проживания и работы. Обеспечение этих правил предполагает обязательность выполнения осужденными работ, связанных с благоустройством мест отбывания ими наказания, которые не могут расцениваться как принудительный или обязательный труд, поскольку работы общинного характера, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, считаются их обычными гражданскими обязанностями".

"Я работаю фельдшером. Заработная плата не повышалась длительное время. Размер минимальной оплаты труда повысился, зарплата у аттестованных сотрудников возросла, а у нас нет. Почему?"

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2003 года N 605 оклады по штатным должностям и оклады по специальным званиям сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации повышены с 1 октября 2003 года в 1,11 раза. При этом оплата труда вольнонаемного состава учреждений ФСИН не повышалась длительное время. Правительство Российской Федерации (Постановление от 18 августа 2005 года N 522 "О повышении с 1 сентября 2005 года тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений"), увеличивая размеры тарифных ставок для работников федеральных государственных учреждений, не распространяет действие постановлений на работников, занятых в воинских частях и учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная и приравненная к ней служба (за исключением Федеральной таможенной службы и Федеральной миграционной службы).

Оплата труда осужденных и вольнонаемного состава учреждений ФСИН Пермского края производится на основании единых тарифных сеток оплаты труда учреждений, которые составляются с учетом Единой тарифной сетки оплаты труда работником бюджетной сферы. Правительство Российской Федерации не определило своим постановлением от 18 августа 2005 года N 522 тарифную ставку (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, т.е. он остался прежний - 600 рублей. При этом, как мы уже писали, повышение окладов по ЕТС коснулось не всех. Поэтому оплата труда по первому разряду - 600 рублей.

При этом, как мы уже писали, повышение окладов по ЕТС коснулось не всех. Поэтому оплата труда по 1-му разряду - 600 рублей. Оклад для вольнонаемных работников увеличивается на определенный процент к тарифу ЕТС (пример: тарифная сетка оплаты труда работников просвещения и здравоохранения ВК-240: 1 разряд - 840 рублей).

Еще хуже обстоят дела с оплатой труда граждан отбывающих наказание. Труд осужденных - труд часто неквалифицированный, доплат и надбавок нет. Оплата труда большого числа осужденных на сегодняшний день меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), что не соответствует требованиям ст. 105 УИК РФ и ст. 133 ТК РФ (пример: тарифная сетка оплаты труда осужденных ВК-240: 1 разряд - 600 рублей, 2 - 670, 3 - 740, 4 - 820 рублей).

Показательно в этой связи совместное письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства финансов РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением Постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2005 года N 522 "О повышении с 1 сентября 2005 года тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений". Письмо указывает, что размер тарифной ставки (оклада) работников, тарифицируемых по 1 разряду ЕТС, должен соответствовать минимальному размеру оплаты труда, установленному Федеральным законом.

Оплата труда вольнонаемного состава существенно меньше оплаты труда аттестованного состава учреждения, что приводит к социальному напряжению в коллективах, росту числа конфликтных ситуаций. Целесообразно рассмотреть возможности для повышения оплаты труда вольнонаемных работников, не дожидаясь массового ухода из системы учреждений ФСИН квалифицированных работников.

Сергей Трутнев, юрист
Пермского регионального
Правозащитного центра

Размещено 27.02.2006

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

 Главная / Наша газета / 2006 г. / Спецвыпуск №6