НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2006 г. / №3(102)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2006 г.

О газете
Архив

№3 (102)
Март

логотип газеты "Личное дело"

Обратная связь

Ещё раз о программе жилья для молодой семьи - версия власти

Как любое нововведение, принятие целевой программы "Обеспечение жильём молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы" вызвало шквал эмоций, мнений, критики. Кто-то думает, что программа - ещё один выверенный ход на пути обогащения и без того богатых бизнесменов и чиновников. Другие уверены, что столь поспешно слепленная новация есть отличная PR-акция в свете предстоящих выборов. Третьи считают закон просто примитивным и неработающим, а шумиху вокруг него ничем не оправданной. А мы продолжаем разбираться.

В предыдущем номере "ЛД" (февраль) в статье Петра Бондарчука "Реальная помощь молодой семье или имитация?" было высказано мнение о том, что программой смогут воспользоваться не те, кто действительно нуждается в жилье, а те, кто и без субсидии его купит. "Далеко не каждая семья может взять ипотечный кредит. Мало того, что его оформление - ещё одна изматывающая процедура. Члены ЗС - в основном, бизнесмены, и программа разработана в расчёте на то, что деньги уйдут богатым. Это программа для избранных, а мы должны заботиться об основной части населения", - настаивает Петр Иванович. Такая позиция вызвала протест председателя Комитета по молодёжной политике Пермской области Надежды Кочуровой, взгляд которой мы сегодня и представляем.

Итак, закон, принятый Законодательным Собранием 19 августа 2005 г., позволяет молодым семьям, участвующим в программе, получить субсидию в размере 30% от нормативной стоимости жилья. Однако жильё эти семьи будут приобретать по цене рыночной, которая иногда в разы больше нормативной. Отсюда возникает необходимость в собственных вложениях, следовательно, для большинства - необходимость в ипотечных кредитах. Предполагается примерно такая схема получения субсидии. Участникам, желающим приобрести жильё и подходящим по определённым критериям (о них ниже), выдаются свидетельства. Срок их действия составляет три месяца. За это время семья должна отыскать подходящее жильё, подготовить соответствующие документы (как уверяют, их количество минимально). После чего необходимо оформить сделку по приобретению или строительству жилья и зарегистрировать её в регистрационной палате. И только теперь семье вручат субсидию. "Нас очень тревожит степень защищённости этих средств, - утверждает Надежда Григорьевна, - необходимо предотвратить злоупотребление ими. Поэтому субсидию мы выдаём только после регистрации сделки". Проще говоря, не надо надеяться на то, что достаточно только придти, а там тебя дожидаются готовые денежки, это не так.

Теперь о тех вышеупомянутых критериях, по которым отбираются участники программы. Во-первых, семья, желающая приобрести жильё, обязательно должна иметь хотя бы одного ребёнка. Во-вторых, программа рассчитана на тех граждан, которые проживают сегодня в Пермском регионе. Связано это с тем, что поддержка идёт из бюджета именно Пермской области. Третье условие вытекает из концепции программы: семья должна быть способна привлечь дополнительные ресурсы или самостоятельно, или за счёт заёмных средств. Первые пункты более или менее оправданы. На последнем же все сомнения и замешиваются. Откуда брать деньги? Как погасить бешеные проценты?

Однако Кочурова категорично парирует упрёки критиков: "Существует миф, что программа только для богатых. Это я слышу часто. Ведь анализа средней доходности молодых семей не проводил никто. Считается средний доход домохозяйств в Пермской области. И вопрос о том, не будем ли мы работать на элитную часть семей, безусловно, нас тревожит. Поэтому мы ведём анализ реализации программы практически в еженедельном режиме".

Обратимся к статистике. Из сводок, предложенных нам Комитетом по молодёжной политике следует, что из 278 семей-участников программы 187 семей уже приобрели квартиры и индивидуальные дома. 41 семья подбирает варианты жилья, 21 свидетельство погашено на основании истечения срока действия (три месяца). 29 молодых семей возвратили свидетельства, в основном, по причине того, что не смогли рассчитать свои финансовые возможности.

Диаграмма: анализ занятости трудоспособных членов молодых семей

Но самое интересное в другом. Анализ занятости трудоспособных членов молодых семей, показал, что 285 человек из 187 семей, приобретших жильё, - работники бюджетной сферы. 154 четыре человека - из производственной сферы. Наконец, 41 человек - предприниматели. А среднемесячный подушевой доход в семьях-участниках программы, как ни странно, варьируется от всего 94 (!) до 10924 рублей. По данным комитета, семья с доходом 94 рубля на человека в месяц смогла с помощью субсидии приобрести жильё! По справкам это студенческая семья, которая купила 3-х-комнатную квартиру в г. Добрянка за 680 тыс. рублей. Муж работает, жена находится в отпуске по уходу за ребенком. Субсидия для них составила 150 тыс. рублей. Кредит не брали: остаток составили средства родственников. Случай уникальный в своем роде, но это лишь некое исключение, которое, как говорится, должно подтверждать правило. А правило заключается в следующем. Семьи, которые обходятся собственными средствами (по данным на 16 февраля их 65 из участвующих), в основном, проживают в тех районах, где жильё довольно недорогое. И рыночная стоимость квадратного метра заметно меньше, чем номинальная. Получая 30%-ю субсидию на номинальную стоимость квартиры, семьи могут значительно выигрывать.

Остальные 122 семьи вынуждены обращаться к кредитным ресурсам. Наибольший кредит по имеющейся информации составил 560 тыс. руб., наименьший - 28,7 тыс. руб. сроком на 15 лет. Такой кредит оформила семья из Еловского района для покупки 2-х комнатной квартиры в селе Дуброво. Субсидия составила 101,3 тыс. Городские квадратные метры в разы дороже, поэтому ситуация здесь гораздо сложнее.

Любая уважающая себя программа должна выделять приоритетные категории участников. У нашей программы таковые имеются. Как сообщила Кочурова, "право определения этих приоритетных категорий отдано органам местного самоуправления. С одной оговоркой: они должны определять приоритетные категории с учётом программ социально-экономического развития территории". То есть территория сама решает, кто ей на данный момент нужен больше, и именно эта категория людей станет приоритетной. Например, Краснокамск в таковые выделил молодых специалистов, работающих в правоохранительных органах. В сельских районах существует жесткая нехватка специалистов с высшим образованием, работающих в сфере сельского хозяйства, так что некоторые местные власти поддерживают именно их. Однако наибольшее количество выделяют в качестве приоритетных категорий работников бюджетной сферы, многодетные семьи и участников боевых действий. То есть в их поддержке местные власти заинтересованы в первую очередь, и именно у них будет приоритетное право участия в программе.

Под занавес хотелось бы осветить ещё один вопрос: почему бы менее обеспеченным семьям процент субсидии не увеличить, а более обеспеченным - немного поубавить? Но Надежда Кочурова убеждена: "Процент субсидии не должен меняться в зависимости от достатка семьи. Обеспеченным семьям ведь деньги с неба не упали. Это будет порождать иждивенчество. Выгоднее будет не зарабатывать: государство само купит. Сегодня жизнь такая - если ты хочешь что-то приобрести в собственность, ты должен это купить, взять на себя ответственность за приобретение. Мы не подходим к проблеме молодых семей с позиции чьей-то ущербности. Нужно взять на себя обязательство, а потом, извините, пахать на этот кредит. Мы считаем нужным подойти на равных ко всем семьям, которые имеют несовершеннолетних детей. Поэтому для субсидии используется одна расчётная формула: 30% от 18 квадратных метров, умноженных на количество членов семьи и на среднюю стоимость квадратного метра в том районе, где живёт эта семья. Следовательно, чем больше детей, тем больше сумма. Это стандартный размер субсидии, который гарантируется молодой семье. Это объективный показатель. Не доход нужно учитывать, а именно социальную ответственность".

Проблемные зоны в программе, по словам Надежды Григорьевны, безусловно, имеются. Таковой, например, является тенденция заключения гражданских браков. А за субсидией имеет право обратиться лишь семья, зарегистрировавшая брак в установленном порядке. "На мой взгляд, - заключила Надежда Кочурова, - сделав первый шаг на пути оказания государственной поддержки молодым семьям, необходимо сделать и второй. Первый шаг рассчитан на нижние слои среднего класса. То есть на те молодые семьи, которые с поддержкой государства в состоянии брать на себя какие-то обязательства. По сути, программа рассчитана на те семьи, которые желают стать собственниками и сознательно идут на это. Безусловно, есть большая категория семей, не готовых ещё приобретать жильё даже при поддержке государства. Конечно, надо говорить о последующих шагах. О том, что в ближайшее время должны появиться программы по строительству социального жилья, которое в порядке очерёдности сможет предоставляться семьям, нуждающимся в социальном найме. Семьям, которые смогут, не вкладывая большие средства в приобретение жилья, получить возможность достойного существования".

Не хочет ли высказаться об этой программе, наконец, сама молодая семья, участвовавшая в ней или же по каким-то причинам отказавшаяся от этого участия?

Максим Треногин
Размещено 13.03.2006

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2006 г. / №3(102)