НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2006 г. / №4(103)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2006 г.
О газете
Архив

№4 (103)
Апрель

логотип газеты "Личное дело"

Общество

С палками - за социальной ответственностью

Пнуть компанию "Новогор-Прикамье" у нас сегодня считает своим долгом всякий горожанин, не лишённый, так сказать, гражданского чувства. Уж слишком публичным и чувствительным для народа делом занимаются - водопровод и канализация - это нервная система нашего города, напряжённого всяческими стрессами до предела. Каждый канализационный прорыв больно бьёт по совершенно конкретной части народонаселения и тут же становится фактом большой городской политики.

Стейкхолдером хочет быть всякий
Стейкхолдером хочет быть всякий
Часто, вероятно, компанию долбят вполне справедливо. Но мы сегодня, уж извините за моветон, их похвалим. Потому что именно ООО "Новогор-Прикамье" первым в Перми пошло на весьма авантюрный и беспрецедентный шаг в направлении прозрачности, открытости и, в конечном итоге, социальной ответственности бизнеса. Они первыми делают попытку перейти на известные западные стандарты социальной ответственности АА1000 и GRI. Для Европы и США это обычное дело, но в России по ним работают лишь 5-6 крупных компаний, таких, как "Норильский никель" или печально известный "Юкос".

Стандарт включает все аспекты социальной политики компании, ее корпоративной стратегии и культуры. Следуя этим стандартам и показателям результативности, а также консультациям российских экспертов, руководство "Новогора" сейчас готовит социальный отчет за 2005 год. "Что там ещё за очередной отчёт? - спросит скептик. - Видали мы уже немало этих красивых, писаных пресс-службами отчётов, планов и деклараций с описаниями, какие мы социально ответственные и экологически чистые…". Да, видали, и немало. Если бы "Новогор" тоже ограничился лишь обещаниями того, что будет во всём следовать правовым и этическим нормам, неуклонно повышать качество обслуживания, заниматься благотворительностью и честно сообщать людям о каждой случившейся аварии, это не стоило бы нашего особого внимания. Проплаченными воспеваниями всех немыслимых добродетелей лукойлов и сибуров, как запланированных, так и уже воплотившихся, полны пермские газеты. Поэтому самое любопытное здесь - не декларации как таковые, а вся технология, заложенная стандартами АА1000.

"Если вы хотите знать правду о своих недостатках, пороках, слабостях, спрашивайте о них никак не друзей, а врагов ваших… Враги - гораздо более пристальные наблюдатели и имеют гораздо более истинное представление о вас, нежели друзья". Так гласит древняя восточная мудрость. Надо только быть достаточно сильным и искренним с самим собою человеком, чтобы ей следовать. В терминологии АА1000 слово "враг" не используется. Использовано метафорическое и политкорректное английское слово "стейкхолдеры". В буквальном переводе - "те, у кого есть палки". Первым делом "Новогор" выявил список своих стейкхолдеров, которые должны были в ходе диалога помочь ему узнать правду о нём и о том, что о нём думают. Затем минувшей осенью состоялось две серии встреч со стейкхолдерами в Березниках и Перми. Автор этих слов, в своё время активный участник протестов против безконкурсной передачи "Новогору" имущества "Пермводоканала", был приглашён на них в качестве одного из стейкхолдеров…

На первой встрече у нас собрали всю критику, замечания, вопросы, предложения в адрес компании. Всё это было обобщено, рассмотрено, проработано, на каждое прозвучавшее критическое замечание был предложен вариант ответа, решения, предложения по оптимизации ситуации, и всё это было нам разослано. На второй встрече мы могли высказать свою позицию по поводу того, насколько мы удовлетворены и насколько адекватной считаем реакцию "Новогора" по тому или иному поводу.

Критика коснулась самого широкого круга вопросов: утечек и потерь воды, обоснованности тарифов, ветшания биологических очистных и многого, многого другого. Разумеется, о качестве ответов можно спорить. В некоторых случаях мне показалось, что прозвучавшие "наезды" подтолкнули руководство к раздумьям и здравой корректировке планов. По некоторым пунктам ответы носили довольно формальный характер. Кое-что в представленной нам сводке запросов-ответов просто вызывало улыбку. Так, один из заявленных стейкхолдеров, депутат пермской гордумы, заботливо порекомендовал поднимать тарифы на воду для населения, а "Новогор" охотно принял критику и согласился. Другой "критик" высказал "жёсткое требование" "информировать потребителей о сложности работы компании". В своём ответе на пожелание компания заверяет, что оно принято и огорчённо констатирует: "Многие потребители… не догадываются, насколько сложна и многогранна деятельность современного городского водоканала…".

Однако в целом такой состоявшийся диалог всё равно имеет большое значение. Поскольку именно он и является едва ли не первым проклевывающимся на пермской почве робким ростком настоящей социальной ответственности. И за это "Новогору-Прикамье" спасибо.

Конечно же, вся эта деятельность есть пресловутый пиар, то есть работа на укрепление имиджа компании и доверия к ней со стороны потребителей и партнёров. Но давайте уже будем учиться различать в широкой гамме обрушивающихся на нас пиаровских воздействий различные по природе. В наиболее типичном случае некто садит кустик за 3 рубля и потом делает на 3 тысячи об этом публикаций. В истории же с исполнением стандарта АА1000 и GRI от организации требуется реальная многомесячная работа с серьёзными вложениями средств и рабочей силы.

В апреле-мае "Новогор" обещает опубликовать окончательный вариант своего первого, прецедентного социального отчёта за 2005 год, в котором будут подведены итоги и диалога со стейкхолдерами, и всех аспектов социальной деятельности компании. Сейчас дело за подведением годового бухгалтерского баланса, поскольку "Новогор" обещает наполнить свой отчет реальными финансовыми показателями. Что ж, с интересом почитаем. И порекомендуем это сделать другим пермским бизнес-структурам.

Роман Юшков,
профессиональный стейкхолдер

Размещено 06.04.2006

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

 Главная / Наша газета / 2006 г. / №4(103)