НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2006 г. / №9(108)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2006 г.
О газете
Архив

№9(108)
Октябрь

логотип газеты "Личное дело"

Пермская культура

Слушая сердце Пармы
Вольные размышления на фестивально-этническую тему

Светлана Королёва,
Роман Юшков

Отшумело лето, улетели вслед за листвой последние теплые дни. И теперь остается вспоминать былые летние радости. Нас вот больше интересуют те из них, что связаны с культурой.

На фестивале "Сердце Пармы" было много исторической карнавальности…
На фестивале "Сердце Пармы" было много исторической карнавальности…
Всевозможные творческие проекты, во многом благодаря программе "Пермь - культурная столица Поволжья 2006", сыпались нынче летом как из рога изобилия. Некоторые из них, - например, Международный фестиваль анимационных фильмов "Крок" - вероятнее всего, останутся для Перми одноразовым приятным подарком. Другие вроде бы имеют шанс радовать нас с определенной периодичностью. Надеемся, что в их числе окажутся этнофутуристический фестиваль "Камва" и ландшафтно-этнографический фестиваль "Сердце Пармы".

Два этих мероприятия объединяет интерес к остро актуальному и модному сегодня явлению, по-научному именующемуся "этничность". Этнические мотивы входят всюду - в дизайн интерьера и одежды, музыку и хореографию, становятся интересными для широкой аудитории. Идёт много споров о том, почему это происходит. Одна из основных версий состоит в том, что в условиях глобализации и экспансии западной культуры многие народы переживают кризис собственной этничности. Одни ученые бьют тревогу, другие объясняют все исторической закономерностью и призывают принимать исчезновение национальной самобытности как данность. Похоже, той точки зрения, что "все идет по плану", придерживается даже руководитель Института этнологии РАН Василий Тишков: несколько лет назад он выпустил монографию с программным названием "Смерть этноса". Однако нам всё же хочется верить, что ученый поспешил с выводами. Отнюдь не все большие и малые народы спешат раствориться в едином плавильном глобалистическом котле.

Таким образом, нынешний "всплеск фестивальной этничности" в наших краях вполне закономерен. Популяризируя фольклорные и иные этнические формы искусства, организаторы фестивалей "Камва" и "Сердце Пармы" выбрали разные подходы, так что два эти мероприятия хоть и льют воду на одну мельницу, но никак не дублируют друг друга.

Фестиваль "Камва": лики этнотуризма
Фестиваль "Камва": лики этнотуризма
Вместе с "Камвой" до Пермской земли добралось, наконец, и художественное явление, известное под названием "этнофутуризм". Смысл его довольно широкий и расплывчатый - то ли от частого малоосознанного употребления, то ли от врождённой туманности. Координатор фестиваля "Камва" Наталья Шостина в своих интервью определяет этнофутуризм как "новую форму сценической презентации народной культуры, адаптированную для современного зрителя". Пожалуй, для того, чтобы привлечь внимание к первому в Перми этнофутуристическому фестивалю, этого оказалось достаточно. Но если проекту предназначена долгая жизнь, то и представление о предмете придется и углублять, и прояснять, ведь невозможно долго и продуктивно работать на одних лишь "очень концептуальных" декларациях и моде на этническую экзотику.

Вообще-то понятие "этнофутуризм" возникло в конце 1980-х годов в эстонском городе Тарту, где этакая элитарно-маргинальная группа молодых поэтов выработала для себя эту новую культурно-эстетическую программу. Своим творческим кредо они объявили приверженность родному языку, образам и символам национальной культуры, при этом обращение "к корням" решено было сочетать с различными ультрасовременными приемами и стилями. Звучит предельно общо, не так ли? Достаточно ли, например, совместить старинные музыкальные инструменты с электроникой, чтобы стать этнофутуристом? "Нет, этого мало!" - наверняка ответят нам адепты этого течения. Но на вопрос, что ещё необходимо добавить? - ответы бывают не очень чёткими и внятными.

Так или иначе, культурное пространство нового течения вскоре существенно расширилось, причём преимущественно среди арт-деятелей финно-угорских народов. В 1993 году прошла I конференция этнофутуристов финно-угорского мира, а год спустя появился "Манифест этнофутуризма", в котором новое течение понималось уже именно как "новый тип художественного мышления финно-угров". Начиная с 1998 года неофициальной столицей этнофутуризма стал Ижевск. Здесь же произошло дальнейшее переосмысление "ключевой идеи": удмуртские писатели, художники и поэты объявили своей главной задачей сопротивление "мифам глобализации" и решительно противопоставили "постмодернистскому хаосу" - "космос национальной мифологии".

В какой степени этот проект действенен, а в какой утопичен, - вопрос времени. Разнообразие форм и методов здесь бесконечно. И очень интересно будет наблюдать, - конечно, если "Камве" суждено продолжение, - что из существующего арсенала окажется востребовано пермскими этнофутуристами. Разумеется, когда они чётко проявятся, "самоосознаются" и заявят о себе. Пока же впечатление о популярном творческом течении пермяки могли составить в основном из выступлений ижевских коллективов. Происходившее на "Камве" - а среди прибывших коллективов, исполнителей, носителей этнических традиций были очень яркие и интересные, - при внушающих уважении масштабах полностью отразило невнятность и "всеядность" всей этнофутуристической концепции. Однако дадим фестивалю срок - быть может, именно на "Камве" ясно выкристаллизуется то, что наугад и на ощупь ищут околоэтнические художники, литераторы и музыканты едва ли не всей Евразии.

Совершенно иначе предлагают приобщаться к народной культуре организаторы фестиваля "Сердце Пармы". Проект любопытен уже тем, что предполагает выезд далеко за пределы мегаполиса, в древнюю столицу Перми Великой - Чердынь. Интерес к этим местам резко вырос после выхода в свет популярного романа Алексея Иванова "Чердынь - княгиня гор", о чем свидетельствуют и множество отзывов на сайте писателя, и рассказы сотрудников Чердынского краеведческого музея. Можно сказать, что идея подобного выездного фестиваля давно висела в воздухе - и, наконец, получила свое воплощение благодаря энтузиазму и некоторому авантюризму организаторов.

Хотя название фестиваля напрямую отсылает к упомянутому роману, основу действа составили пока что отнюдь не ролевые игры, как можно было бы предположить. Разрабатывая программу, Илья Вилькевич и Юлия Зайцева попытались объединить несколько очень разных по формату мероприятий, направленных на знакомство с историей, этнографией и фольклорной традицией края. Гости фестиваля смогли увидеть выступления художественных коллективов (очень разного, между нами говоря, художественного уровня), освоить азы традиционных ремесел, посетить музеи и величественные храмы Чердыни и Ныроба, получить представление о старинном оружии и даже попрактиковаться в стрельбе из лука и арбалета и фехтовании на всевозможных мечах. Знакомство с прошлым своего народа - всегда в какой-то степени реконструкция ментальности, осознание того, "откуда мы, кто мы, куда мы идем". И кому-то здесь больше помогают музейные экспозиции, кому-то - экскурсии, позволяющие увидеть уникальные культурные и природные объекты: старинные храмы, скалистые уступы, белые мхи северных лесов, кому-то же надо надеть на себя латы и шлем и, взяв в руки неподъёмный меч, сразиться с другим таким же "искателем корней". А это значит, что у фестиваля "Сердце Пармы" уже есть несколько возможных векторов развития. Остается лишь пожелать, чтобы продолжение состоялось. Пока что на первом фестивале было много внешнего антуража - музыки, ночных костров, оружия, танцев, факелов, лошадей, - и маловато внутреннего прочувствованного содержания, погружения в историко-географическую ткань места и самого ивановского романа. Даже сам прославленный автор Алексей Иванов присутствовал на фестивале более как живая декорация - у читателей средней степени нахальства не было особой возможности с ним пообщаться. Таким образом, пока что фестиваль походил на тематический турслёт. Однако главное - это то, что организаторы фестиваля всё это прекрасно понимают, они открыты к критике и готовы слушать, искать, пробовать и совершенствовать свои пробы. И это даёт шанс на то, что сквозь наше шумное и визгливое время мы нащупаем слабеющий пульс Истории и научимся внимать сердцу Пармы, бьющемуся в глубине нашего родного ландшафта.

Размещено 23.10.2006

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

 Главная / Наша газета / 2006 г. / №9(108)