НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2000 г. / №26

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА". 2000 г.

О газете
Архив

№26

логотип газеты "За человека"

Программа

Законотворчество

В скором времени депутаты ЗС рассмотрят два проекта Законов, разработанных юристом-консультантом Правозащитного центра Сергеем Максимовым. Разработка проектов идейно одобрена областной администрацией.

Это, во-первых, проект закона "Об Уполномоченном по защите прав человека", несколько скандально отклоненный ЗС года два назад. Тогда одному из депутатов бюджет проекта показался великоватым, хотя бюджет можно было существенно уменьшить: либо просто - уменьшить и все, либо предоставив Уполномоченному "контору" в здании областной администрации, то есть по весьма умеренной арендной плате, составлявшей львиную долю проектного бюджета.

Закон об уполномоченном описывает главным образом Процедуру его избрания и принципы деятельности. Если же коротко говорить о сути его работы, то деятельность "омбудсмэна" ("уполномоченного" в переводе с "западного языка") - это деятельность независимого судьи. Он не наделен обычными властными полномочиями, дающими возможность приказывать привычным способом в системе "начальник - подчиненный", поэтому сама его деятельность подразумевает определенные морально-этические качества личности Уполномоченного. Он независим от каких-либо ветвей власти и за счет того, что не наделен привычными властными "элементами устрашения". Тем не менее законопроект предусматривает ряд прав, которые в условиях демократии, пусть даже в ее нынешнем - во многом лишь декларируемом - варианте, дают возможность действенно влиять на принятия решений. Уполномоченный имеет право требовать от должностных лиц принятия исчерпывающих мер по жалобе гражданина на нарушение его основных прав. Чтобы выяснить, насколько жалоба оправдана, Уполномоченный имеет право собирать информацию в любых органах государственной и муниципальной власти и должностных лиц различных организаций различных форм собственности. Чиновное невнимание к протестам и запросам Уполномоченного наказывается в установленном законом порядке.

Принципиальным отличием "пермского варианта" проекта Закона от других является то, что он направлен на пресечение злоупотреблений не только со стороны государственных и муниципальных органов власти, но и власти в любом другом ее проявлении. В том числе объектом внимания Уполномоченного может стать деятельность НКО.

При оценке правозащитной ситуации в Пермской области можно говорить об отсутствии или сравнительно более редком "употреблении" наиболее одиозных и варварских форм нарушения прав человека, но говорить о правозащитном благополучии региона в России в конце 20 века невозможно.

Ограничения для кандидатов на пост Уполномоченного: опыт в сфере защиты прав человека, возрастное ограничение, постоянное проживание в Пермской области.

Во-вторых, будет обсуждаться проект "Закона о социальном заказе", который находится на экспертизе у специалистов, служащих в комитетах ЗС.

В последнем проекте Закона говорится о реализации государственной социальной политики силами негосударственных организаций (НГО) и коммерческими юридическими лицами. То есть о редко применяемой в условиях острой нехватки средств и запущенности социального сектора возможности решения социальных задач.

Его "несущие конструкции" - это конкурсность и гласность. В некоторых крупных регионах подобный закон уже принят: в Н.-Новгороде, Томске, Новосибирске, но там он фактически не работает, потому что администрации и представительные органы власти не считают его важным и своевременным и не предусматривают в бюджетах статьи расходов на мероприятия в рамках этих законов. Власти пока не верят в силы НГО, по мнению разработчика проекта, и верят только в свои силы.

К слову, в Германии 70 процентов социального бюджета расходуется через социальный заказ. Ведь органы государственной власти при всех их достоинствах объективно ограничены в реализации социальных задач: надо бы зачастую преодолевать рамки инструкций, предписаний и их неизбежные недостатки, а это объективно трудно. Кроме того, от постоянной психологической нагрузки при решении драматичных и трагичных ситуаций "чувства замирают", драма человека поневоле может восприниматься чиновником бесчувственно. А добровольность, инициативность, эмоциональная заинтересованность тоже нужны. Если в коммерческих и государственных органах эмоциональная заинтересованность - редкий дар, то в НГО это практически правило. В итоге, если у российских НГО в их массе нет государственного опыта социальной работы, то связано это с отсутствием механизма социального заказа. Механизма, состоящего из привлечения добровольцев, средств дарителей, благотворителей, использования появляющегося опыта НГО. Разработчиками законопроекта вполне обоснованно предполагается, что такой опыт не будет повторять опыт государственных органов, основа деятельности которых - Отчет, ведь некоммерческим организациям не дадут сделаться такими же, во-первых, конкурсность, во-вторых, то, что пришедшие в некоммерческий сектор не преследуют цель заработать деньги.

Сергей Бородулин
Размещено 18.08.2003

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2000 г. / №26